Дошкольная мозаика с 2 до 3 лет

Jun 28, 2013 16:00

У Сани очередной приступ «отгадывания», которые повторяются через каждые два месяца и длятся тоже месяца 1,5-2. За это время он может решить кучу заданий из кучи пособий, потому что его просто не остановить. В этот раз фаворитами у нас стали «Большие книги заданий для самых маленьких», про которые я рассказала в предыдущем посте . Буквально за один присест он решил чуть ли не половину «Большой книги заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша», а на следующий день повторил тот же фокус с «Большой книгой заданий и упражнений на развитие логики малыша». Хочу отметить, что задания там довольно сложные, которые требуют и хорошего внимания и понимания сути задания, они явно предназначены не для двухлеток (по крайней мере у всех пособий, которые дифференцированы по возрасту - задания для двух лет гораздо проще). И меня этот факт - что задания сложные - очень даже порадовал!
Это было предисловие.  А рассказать я хочу  о том, как эта любовь к отгадыванию начиналась. Началась она с пособий «Дошкольная мозаика». Вчера мы с Саней приступили к книгам, предназначенным для детей от 4 до 5 лет, и кое-что даже очень  неплохо удается. Но начать о них рассказ я хочу все-таки сначала, с серии от 2 до 3 лет.



[Читать дальше]

Эти книжки я дала Сане в год и семь. Я тогда еще не знала, что он у нас такой «решатель» и побоялась их дать раньше, хотя оказалось, что скорее всего можно было бы. Он справился со всеми заданиями так отлично, что даже приятно вспомнить! Поэтому всем хочу сказать - не обращайте особого внимания на маркировку - пробуйте! Может оказаться, что ваш ребенок вполне способен понять то, что заложено для более старших детей, хотя в книгах даже отдельно указано, что нижняя возрастная категория - самый ранний срок, когда ребенок в состоянии понять задание. Ничего подобного! Все дети разные - и среди них полно тех, кто в состоянии все это понять гораздо раньше.

Вообще, довольно интересно, я думаю, многим будет узнать, что норма для отличника - это на самом деле норма середнячка. Выведена она таким образом - есть дети по сути своей гениальные, а есть дети - мягко говоря не очень сообразительные (без всяких органических поражений мозга, речь идет о здоровой норме).  Гениальных и их противоположности взяли за крайности и вывели их середину. Эта середина соответствует школьной пятерке. Собственно, можно считать, что так же и в этих пособиях - то, что указано, как нижняя возрастная планка  - это «пятерка», а значит просто серединка. Почему же тогда эту планку не снизить? Тем более, что подобные пособия - отличный способ проверить и знания ребенка и его возможности, своего рода тест.

Главное, не настаивать ни на чем. Если не хочет - да и не надо. Рано - не поздно, можно убрать и достать через некоторое время. Но я знаю, что подобные пособия дети просто обожают - еще бы! Там ведь наклейки!
Когда я впервые дала Сане эти книжки, он стал просто бредить наклейками - он требовал их постоянно, по 10 раз на дню, при том, что каждой книжки ему хватало на один подход - он не мог ее оставить не доклеенной до конца! Конечно, задания мы делали выборочно - оставляя те, что требовали рисования или те, где надо было что-то рассказывать, потому что на тот момент ребенок не разговаривал. Но все равно, на мой взгляд, игры с этими книгами были очень полезны по многим параметрам:
во-первых, я старалась, чтобы Саня сам отыскивал то, что надо наклеить. Найти нужную картинку среди трех десятков - для малыша полутора лет задача не из легких, и таким образом мы тренировали внимание.
во-вторых, чтобы приклеить наклейки, нужна определенная ловкость пальчиков и таким образом отлично развивалась и тренировалась мелкая моторика.
в-третьих, постоянно шло повторение уже известных и еще не очень предметов и других вещей. Для меня стало определенным открытием, что он знает вообще все, что было изображено на наклейках.
в-четвертых, подобные задания очень хорошо формируют усидчивость, ведь что может ее сформировать лучше, чем интерес. А поскольку у нас Саня родился с торпедой в попе и сидеть не мог по определению, для него подобные книжки - просто находка.
в-пятых, ребенок в интересной форме привлекается к процессу «шевеления извилинами», и думаю, что эти книги дали тот мощный толчок, который сейчас, год спустя привел к тому, что наилюбимейшим занятием у ребенка стало именно ДУМАТЬ, чему я безмерно рада! Для меня основное - это научить его думать и любить это делать, а знания как таковые - они приложатся. Нельзя выучить все на свете, но зато можно  научить, как эти знания добыть в случае надобности, и подобные книжки - первый толчок к этому умению.

Я стараюсь все проходить по несколько раз, с перерывами, достаточными для того, чтобы ребенок подзабыл то, что уже делал. Это может быть даже пара месяцев. Для того, чтобы повторять, я отклеиваю наклейки обратно на подложку - главное, чтобы прошло не очень много времени с момента их наклеивания. Некоторые, конечно, отодрать не удается, но это мелочи. К тому же практически всю серию книжек для 2-3 лет, я покупала еще раз, соответственно, повторы увеличились до 3-4 раз. Мы уже в 2 года стали проходить серию от 3 до 4 лет, но и к этой периодически возвращаемся. Я как-то прочитала, что ребенку обязательно надо выполнять уже знакомые ему задания и задания, которые для него довольно простые наряду со сложными, потому что это помогает ему приобрести уверенность в себе. Судя по Сане - так и есть, он без раздумий хватается за задание любой сложности. Бывает, конечно, что оно ему не по зубам, но тогда я сама предлагаю временно его оставить и перейти к другому. Но я знаю детей, которые отказываются решать вообще любые задания на основании того, что бояться не справится с ними….

Начали мы с книги «Развиваем мышление» .
Хотя я сначала и не ожидала, что ребенок вообще поймет, что от него хотят, оказалось, что он не только понимает, но ему еще это и нравится, и как приятный бонус - оказалось, что он стремится к тому, чтобы наклеить наклейку в правильное место и желательно ровно и четко.





















Цифры и счет.
Здесь дан порядковый счет до 3 и цифры соответственно. Саня вообще-то не терпит подобного медленного подхода, ему надо все и сразу - поэтому если считать, то сразу до 100, если изучать буквы - то сразу все. Но здесь главным был не счет, а наклейки, поэтому он отнесся к этой книжке очень положительно и с удовольствием проклеил ее несколько раз. Зато, я думаю, она довольно хорошо помогла ему понять и сопоставить цифры и количество.

Цвета и формы . Отличное пособие, даже если ваш ребенок уже знает и то и другое. Саня, например, знал , но не любил, а вот с наклейками - ему все это стало гораздо интереснее)).

Развиваем память.  Вот с этой книжкой было немного посложнее, ведь не сразу понятно, что тут требуется. Впрочем, проходили мы ее примерно в год и десять, и основная сложность была не в том, чтобы понять принцип именно этой книжки, а в том, чтобы уйти от алгоритма логических заданий, которые поначалу Саня пытался применить и здесь. Тут хорошо помогает пример - что надо сделать вот так: смотрим на страничку - перечисляем, кого видим, а теперь давай посмотрим с другой стороны - все ли на месте? В принципе, оказалось, что и с такой задачей ребенок еще до двух лет справится вполне может и без особого труда.
Вообще я стараюсь, чтобы он все решал только сам. Во многих случаях даже не объясняю, что именно требуется, если это задание чисто логическое. Как советовали Никитины: «Не помогайте ребенку ни словом, ни взглядом». Это самый лучший способ выявить - может ли ребенок вообще хоть что-то. Сама для себя я считаю, что Саня справился с заданием только тогда, когда он его полностью решил сам, без моих подсказок, ну, или как в случае конкретно с этой книгой - услышав один раз объяснение, а потом полностью делает сам.















Учим буквы . Собственно, мы по этой книжке буквы не изучали, потому что уже знали, но в любом случае полезная книжка для того, чтобы научится распознавать звуки в словах. Конечно,  не самое лучшее оформление, и картинки на каждую букву даны совершенно стандартные, как почти во всех других пособиях на изучение алфавита - А-аист, арбуз, ананас; Б- бабочка, барабан, бананы…  Но зато здесь наклейки - и это для ребенка самое главное. Это, кстати, единственная книжка из всей серии, которую мы прошли только один раз - остальные проходили по 3-4 раза.























Знакомимся с природой.  Отличная книжка для первого знакомства с понятиями части суток, времена года, ну и вообще с разнообразием мира. Поскольку Саня - человек действия, он не любит пассивно смотреть, например, карточки, то подобные книжки - самый лучший для нас способ познакомить его с разнообразием природы - с разными видами цветов и их названиями, с грибами и их «съедобностью» и прочим.































Развиваем внимание.  Для начала - самый лучший вариант, хотя и довольно простой. Картинки друг от друга отличаются только одним предметом. Дети разные и думаю, что для некоторых и это будет не очень просто, но в любом случае, даже если у  ребенка внимание развито достаточно хорошо - это будет ему полезно. По крайней мере, Саня трудностей не испытал, но восторга было немало. И при повторении заданий интерес не меньше.

























Готовим руку к письму.  К сожалению, Саня не очень любит графические задания. Когда мы проходили книжку эту в первый раз, ему еще не было двух лет, и поэтому мы выполнили только задания с наклейками. Но потом, уже после двух лет, мы стали выполнять и графические задания, и, конечно, выполняем и сейчас, но не регулярно, потому что Саня это не очень любит, а я не очень настаиваю, чтобы совсем не отбить охоту.























Развиваем речь. Эту книжку я откладывала до последнего, поскольку Саня долго молчал, а здесь все-таки задания требуют разговора от ребенка. Но все-таки в год и десять мы ее прошли - без разговоров, просто с подробным рассказом с моей стороны и вопросами к ребенку - покажи это, покажи того-то. Самое смешное было то, что буквально через несколько дней после прохождения этой книжки Саня заговорил, но, конечно, это скорее всего совпадение.

В целом, я думаю, что наклейки сыграли огромную и далеко не последнюю роль в развитии Саниной речи. Ведь для детских пальчиков клеить тоненькие наклейки гораздо труднее, чем, например, собирать пирамидку или даже нанизывать бусы.

Книги для развития

Previous post Next post
Up