Отлично сказано! Прямо ни отнять, ни прибавить!
Оригинал взят у
tatiana_gubina в
Не совсем о "творческом развитии"Тут вот, в посте
ХочуМогуНадо, я начала было отвечать на давно заданный кем-то вопрос:
"Однажды меня спросили, что нужно, чтобы ребенок рос творческим. Как его так «раскрепостить», чтобы его творческое «я» не подавлялось излишними «надо» и прочей родительской волей, потому что - что же делать «бедному родителю», обязанностям-то ребенка все равно учить надо… Тогда я вопрос "пропустила", а сейчас, в свете вышеизложенного, хочу сказать вот что…"
На самом деле, совсем другое я хочу сказать…
Разумеется, мы исходим из предположения, что каждый родитель хочет сделать для своего ребенка лучшее из возможного. Ну, или из доступного… С одной стороны, развить надо бы все, что развивается. С другой стороны, и «построить» ведь тоже надо, а как без этого? Вопрос в том, что «развивать», а что «строить». Вообще это такой вопрос, на пять томов убористого текста. Я же хочу обратить внимание только на один маленький момент, который мне лично кажется не просто важным, а даже в чем-то драматичным.
Ну вот, например, самый обычный ребенок - маленький или уже не очень маленький, в меру креативный, придумывающий что-то, или ничего не придумывающий. Он просто рисует и лепит, как все дети, что-то сочиняет, что-то конструирует или, наоборот, разрушает - в основном чтобы «понять, как все устроено». Он талантлив так, как талантливы все дети, он готов «творить красоту» и считать красотой все, что уже сотворено. Ему нравится мешать краски и, возможно, петь, или двигаться под музыку - короче, любой родитель видит в своем ребенке этот потенциал, в большей или меньшей степени, но он есть в каждом. Родители водят ребенка в секции, кружки, или сами что-то делают с ним дома - глядишь, и что-то большее разовьется, чем просто «неплохо получается». Может, и настоящий талант откроется, думают некоторые родители. А некоторые ничего такого не думают, им просто хочется, чтобы ребенок развивался, как говорится, разносторонне.
А бывает так, что у ребенка действительно есть дар. Дар - это как любовь. Пока ее нет, мы думаем - а что же это такое, и как я узнаю, когда она придет? И, чувствуя некие «трепыхания» сердца, мы (обычно в юности) задаем себе вопрос - «уж не она ли это?». Некоторые задают себе этот вопрос всю жизнь, и так и не знают, была ли она… Но если любовь приходит, ее ни с чем не спутаешь. Так же и дар. Если ваш ребенок действительно, по-настоящему одарен, он просто с этим живет. И вы это заметите. И вот тут наступает самое трудное…
В первом случае, все гораздо проще. Под «творческим развитием», помимо научения ребенка всяческим навыкам рисования-лепки-выпиливания-моделирования и прочих художеств, имеют в виду обычно некую степень «раскрепощенности», полет фантазии, свободу мышления, в том числе свободу от стереотипов, и прочие «высвобождающие творческий потенциал» вещи. Фактически, речь идет о развитии правополушарной активности мозга, и привычку и умение этой самую правополушарную потенцию стимулировать и ею пользоваться. В нашей «левополушарной» культуре это действительно дает существенную «прибавку», расширяет возможности, увеличивает потенциалы, открывает пути…
Во втором случае, если ребенок по-настоящему одарен, и обладает ярко выраженным талантом, то «раскрепощать» ничего не надо. Оно само прет, как дрожжевое тесто, и прет так, что не всегда понятно, куда это все «девать». Человек просто не может не «выплескивать» из себя то, что упорно и неумолимо ищет выхода. И далеко не все, что выплеснулось, радует - ведь там, внутри, "замысел" был так прекрасен, ну почему же не всегда получается "рассказать" о нем тут, снаружи?
Родителю, который хочет помочь своему ребенку обрести себя, тут бывает очень нелегко. Что ж, тут можно посоветовать только одно. Как это ни парадоксально звучит, в этом случае нужно упорно учить ребенка выстраивать рамку, структуру, вырабатывать внутренние достаточно жесткие критерии, «которые потом, по крайности, послужат для тебя перилами». Если в первом случае мы все критерии и рамки сознательно «сносим», и летим, научаясь наслаждаться свободой, необычностью и «отвязанностью», то здесь мы их ищем, и «помечаем», и не учимся взлетать - этим умением одаренный ребенок владеет от природы - мы учимся рулить и, в случае необходимости, приземляться, не разбиваясь.
Если у ребенка действительно есть дар, его ждут весьма нелегкие периоды. Да, конечно, творчество - это наслаждение, особенно когда процесс «идет», и все движется, и часы пролетают незаметно. Но неизбежно наступает остановка… Иногда она бывает «временной передышкой», затишьем и даже отдыхом, а иногда… иногда корчит и расплющивает, и тот, кто днями и ночами творил и дерзал, вдруг скручивается в маленькое, ничтожное существо, которое самому себе таким кажется, и все пусто, и все ненужно, и нет ничего… Научите вашего ребенка вставать и идти. Научите его подниматься, сцепив зубы, и двигаться дальше не потому, что видишь цель - ее не видишь в мареве и приступе бессмысленности - двигаться потому, что надо двигаться, во что бы то ни стало. Двигаться, если никто не верит в тебя. Двигаться, если ты сам перестал верить в себя. Просто идти вперед.
Так что там про «ХочуМогуНадо»? Ну да… На «Могу» хорошо взлетать, но «Могу» может обломаться. На «Хочу» хорошо парИть и наслаждаться, но «Хочу» порой исчезает бесследно, оставляя кислый привкус. «Надо» порой кажется лишним грузом, но в критической ситуации оно оказывается парашютом. Или резервным двигателем. Как всему этому научить? Ну так как-то…