О ловле мышей, крестьянах и Портосе.

Jul 18, 2010 17:11


Я дерусь, потому что я дерусь (С) Портос
Эволюционно так сложилось, что представители всех биологических видов (по крайней мере, не сильно испоганенных человечеством) делают то, что должны делать, просто потому, что хотят этого делать. Впрочем, насколько они этого "хотят" в том смысле, как понимаем это слово мы, - вопрос очень отдельный, но в любом случае, кошка, которая сама по себе хочет чего-нибудь ловить, играет свою биологическую роль гораздо лучше, чем та, которая ловит мышей только тогда, когда её припрёт к стенке голодом. В результате "ленивые" кошки не выжили, а те, что остались, теперь будут чего-нибудь ловить, даже если их завалить уже готовой едой по уши.

Но то были кошки. Потом пришли люди.

Сначала были люди-охотники.
С тех пор осталось выражение "мне охота сделать то-то и то-то". Охотились только те, у кого была к этому охота; а кому было неохота охотиться - те и не охотились, и больше про них никто ничего не слышал.

Но охотники - это была ещё скорее биология. Потом пришли крестьяне, биология (которая по-прежнему считает нас обычными обезьянами-охотниками-собирателями) сильно отстала от жизненных условий, и пришлось ко врождённым желаниям ловить мышей, есть бананы и т.д. добавить другие, впитываемые с молоком и разговорами матери. Так к желаниям добавились ценности.

В книге "За спичками", по которой был снят одноимённый фильм (являющийся по совместительству гимном высокой Физике, кстати), есть интересный момент, показывающий главную ценность менталитета крестьянина (я бы не стал его отождествлять 1-в-1 с "менталитетом варвара" по Переслегину)

- Как уже было вам сказано, Партанен просто лютый работник. Когда он, например, косит, так женщины вприпрыжку бегут, чтоб не отстать от него.
- Бывает, что и мужчины вприпрыжку бегут. Летом попробовал со мной один состязаться. Немного прошел и бросил косу в канаву. Сказал: «Нет, пусть он сам себя уморит, а я не желаю», - превозносил себя Партанен.
Кайса все еще продолжала твердить о своем доме. И в этом моем доме хватит работы даже самому крепкому мужчине, особенно если он сам будет убирать снег на улице.
Постукивая об пол подошвами своих сапог, Партанен приказал своему свату:
- Не помешает сказать и о молотьбе. В иных домах бабы сидят дома и кофе хлебают, когда мужчины молотят хлеб. Вот почему в таких домах бедность прет из всех щелей…
Эти слова неприятно подействовали на Кайсу. Туртиайнен тоже почувствовал некоторую сложность положения, однако сказал:
- А в доме Партанена все бабы, не исключая хозяйки дома, ходят молотить… Впрочем, Партанен большей частью молотит сам… Женщины только немного поколачивают и потом вяжут снопы…
...
- Однако вы лютый работник, Партанен!
В ответ на это Туртиайнен прямо заявил:
- Вот поэтому он и хочет, чтоб его женка была не хуже его.
Снова помолчали. Партанен приказал свату:
- Ну, кажется, теперь все. Давай грохочи дело до конца!
Подумав некоторое время, Туртиайнен сказал, сплюнув в сторону:
- Так что вот, Кайса, если ты рассчитываешь, что твои кости выдержат такую здоровенную работу, то… Короче говоря, складывай свои пожитки и айда вместе с Партаненом в его деревню Муло.
Кайса попала в крайне затруднительное положение. Так вот к чему, оказывается, велись все переговоры. Кайса молчала. Партанен добавил:
- И как вам сказано - в моем доме бабам не положено сидеть без дела. Надо работать так, чтоб все кости трещали. Ну, а насчет харчей не беспокойтесь, не обижу, будь хоть у вас брюхо с целую бочку.
© Майю Лассила. За спичками.

Я сталкивался с этим живьём, иначе мог бы и не заметить этого момента, настолько он уже тщательно позабытый горожанами. Главная ценность такого крестьянского менталитета - работа. Без конца и края. Как кошка ловит мышей - так крестьянин работает. И чем он работает больше - тем лучше, причём количество работы ценится не меньше, чем её результат. И кстати, интересно вспомнить, что писал про деревенских жителей небезызвестный Кошастый (см. раздел "Про руки, спины и суставы стариков"), небесспорную статью Джареда Даймонда "Агрокультура: главная ошибка в истории человечества" и телеги Гагина, Кельина и иже с ними про "достигаторов" и "попоморщеров".

Потом пришли обладатели менталитета аристократа. Этот типаж несколько лучше отражён в литературе и прочем, так что я обойдусь без длинных цитат - смотри эпиграф, читай Бусидо и т.д. Кошка ловит мышей, крестьянин работает на земле, аристократ воюет. Главные ценности аристократа - война, сила, победа и собственное превосходство, в том числе (а иногда и в самую первую очередь) моральное. В качестве побочников аристократ блюдёт честь, строит иерархию и эстетствует. Отсюда же - "рыцарство", иногда даже в форме "надо уступить выигрышную позицию на поле боя, иначе будет заподло выиграть за счёт ума, а не отваги".

Несколько позже появились интели. Главная ценность интеля, как несложно догадаться - интеллектуальная деятельность, опять же независимо от результатов. Надо читать книжки, постигать науки, думать о Вечном, Мироустройстве и прочих высоких материях. "А ты уверена, что он имманентен трансцендентному?", "Превыше всего почитай звание литератора" и т.д.

Новое время принесло нам такие ценности, как "коллективизм", "работа в команде", "социализация", "тусовка" и т.д. Откройте любое корпоративное мозгопромывательство - и наслаждайтесь приветами от менталитета буржуа. Собственно, по ссылке находится стёб, но и искренних последователей этой системы ценностей тоже хватает.

Пятому контуру - тоже пламенный привет. Саморазвитие, например. Очень хорошая ценность, мне нравится. Расширение горизонтов и возможностей, увеличение Личной Силы, кайф от жизни. Тоже хорошо. Многим уже и эта система ценностей доступна. Кому-то, возможно, кроме неё ничто другое и недоступно.

В общем, много разных бывает систем ценностей и пристрастий. Я перечислил только в общих чертах самые глобальные, просто чтобы было, за что зацепиться.

У каждого свои мыши, которых хочется ловить. Кому-то не повезло, и тех мышей, которых он ловит, он ловит из-под палки, потому что теми, которых он хотел бы ловить, не наешься. Кому-то не повезло, и он вообще не знает, каких мышей он хотел бы ловить. Кому-то повезло, он делает по жизни ровно то, что хочет, получая в качестве побочника всякие другие приятные плюшки.

Однако, каковы бы ни были мыши, как бы ни были прекрасны их стоимость и где приобрести - всегда полезно сделать с ними следующее:
1. Понять, чего именно ты хочешь делать и кем быть по жизни. Чего охота делать - от самой глубины души, от самых лучших врождённых качеств, от самых глубоких импринтов.
2. Понять, что на данный момент ты являешься вот такой-то кошкой, желающей ловить вот таких-то мышей. И вполне способной заниматься этим всю жизнь, с удовольствием и с ощущением, что находишься на своём месте, занимаешься своим делом, следуешь ровно своим глубинным радостным желаниям, и вообще, это соответствует твоей природе.
3. По возможности, реализовать такие желания и такую свою природу.
4. Сесть и подумать: а хочу ли я и дальше быть такой кошкой, запущенной в этот мир для выполнения определённой программы и выполняющей её? Точнее, хочу ли я быть всего лишь такой кошкой, всего лишь играющей соответствующую биологическую роль? Или вот такой обезьяной, например? И что ещё мне на самом деле доступно, просто некогда было на это посмотреть, потому что был слишком занят ловлей мышей?

ПС: речь идёт отнюдь не только о выборе профессии.

путь сердца, умняк

Previous post Next post
Up