Leave a comment

Comments 42

ivanov_petrov June 26 2024, 20:17:04 UTC
Спасибо.
Не согласен, что естественнонаучное образование может заменить ту самую латынь, но в целом - прекрасное изложение, очень признателен.

Reply

loki_0 June 27 2024, 07:03:40 UTC
Так оно и не может, как показал опыт - издержки перевешивают в конечном счёте.

Reply


urease June 27 2024, 13:33:20 UTC
Блестящая статья

Reply

loki_0 June 27 2024, 18:14:23 UTC
Спасибо.

Reply


travellersjoy June 27 2024, 19:10:44 UTC

Что за плюралис в самом начале? Кроме Фильтрия, кто еще в поле? А у него все вполне разумно и трезво - да он и преподавал ее в школе, знает о чем говорит. Нежданно-негаданно этот вопрос стал и мне интересен, правда, в общей постановке, он мне кажется схоластическим - столько развилок впереди, а школьный вопрос без определенной перспективы стабильности смысла не имеет. Сам бы я хотел латынь, немецкий, французский и повышенную математику. Подумываю о московской филипповской, хотя дороговато и явно математика у них никакая (Канаду - отменить, и думать нечего, это черт знает что, накушался).

Reply

loki_0 June 27 2024, 19:25:34 UTC
Ещё биологию, - но не современную, а где-то между Ламарком и Дарвином, только без тогдашней стыдливости. Ну, и основы рукоделия: шить, вязать, гвозди забивать, фазу находить, паять, малость питона, баша и вождения.
Кроме Фильтрия точно кто-то попадался, но не столь эпатажный, потому и не на слуху, и не запомнился.

Reply

travellersjoy June 27 2024, 19:40:20 UTC

Вот-вот. Страшнее кошки зверя нет.

Reply


slavka June 30 2024, 01:38:20 UTC

имxо, изучение латыни - это карго-культ

всё ценное, что шло с ней (логика, риторика, история) можно изучать и без нее

Reply

loki_0 June 30 2024, 11:11:24 UTC
Расскажите, как - чтобы с соблюдением тех же условий.

Reply

slavka June 30 2024, 12:55:24 UTC

как и все прочие науки - математику, физику итд

Reply

loki_0 June 30 2024, 12:57:27 UTC
Действительно. Есть науки, мы их изучаем, нет проблем.

Reply


sanitareugen June 30 2024, 06:41:46 UTC

Педагогическая ценность латыни соответствует педагогической ценности лома для подметания плаца. И это не отрицание ценности ни того, ни того, хотя латынь ума не прибавляет, а подметание ломом не прибавляет чистоты. Но это тяжёлая и лекго контролируемая работа, формирующая способного к тяжёлойработе (но уже не контролирумой, добросовестное исполнение её поддерживается наработанной привычкой к добросовестному исполнению). И, в отличие от естественных языков, латынь невозможно выучить лёгким путём, общаясь с "носителем", французом-гувернёром или немцем-лавочником. Советский "естественно-научный" подход решал в принципе ту же задачу, но с важным отличием. В нём оставалась "лазейка" - разницу нуля и фазы можно было понять из курса физики (и математики - комплексные числа), а можно в ходе электротехнических работ. Латынь позволяла делать полную выбраковку, а естественные науки - перевод в "практики". И с точки зрения того, что гимназия готовила (в основном) кадры для госаппарата (мужская, женская готовила "образованную жену и мать", для ( ... )

Reply

loki_0 June 30 2024, 11:20:44 UTC
Согласен, дисциплинарный фактор тоже важен - и это ещё один аргумент. Без дисциплины и усилия (в том числе такого, когда сиюминутный смысл не ясен - как в эксперименте с зефирками: зачем ждать, если можно сразу взять) никакое обучение невозможно. Ну, или в смягчённом виде, когда соотношение ученик : учитель - 1:1, всеобъемлющая квалификация учителя и личная привязанность.
А вопрос о задачах интересный, тот же Фильтрий как главный пропагандист школьной латыни к нему приходит: чего мы вообще хотим от школы (в широком смысле, не только от среднеобразовательной)? Конечно, в средней школе латынь решала бы задачи прошлого века, а то и позапрошлого - потому я и считаю, что она там не нужна. Где-то на грани между средней школой и ВО она решала бы как минимум задачу создания когнитивно единого образованного класса, несмотря на разнообразие специальностей, со всеми перечисленными бонусами. Не надо? - Вычёркиваем.
Но главный вопрос именно в этом: в задачах и средствах, латынь - только яркий пример того, как какая-то задача может решаться.

Reply


Leave a comment

Up