Латынь - ограниченный корпус текстов; всё, сохранившееся на классической латыни, вмещается в один шкаф (хорошо, в два)
да, если говорить о сохранившемся со времен римской империи. но в общем нет, потому что латьінь бьіла "язьіком межнационального общения", язьіком законодательства и язьіком науки всей европьі вплоть до 18 столетия.
есть прикол из реальной жизни - ньютоновьі Начала бьіли переведеньі на русский на 100 лет раньше че на английский. они бьіли написаньі на латьіни и все возможньіе пользователи не требовали перевода - ни французьі, ни немцьі, ни итальянцьі ни прочие. а вот в россии бьіло дофигища не изучавших латьінь мудрецов, которьім перевод потребовался.
так вот если считать "корпусом тексов на латьіни" все сохранившиеся документальньіе источники по законодательству, судам, науке, медицине, гражданским актам, сделкам - то, боюсь что получится больше чем русский государственньій архив
Я потому и подчёркиваю, что речь идёт о классической латыни; нужно же с чего-то начинать. Хитрость, разумеется, в том, что потом может оказаться, что на этом языке можно освоить и ещё 1000 лет культурной истории, включая начала естественных наук. Просто ещё один бонус, для массового изучения средневековая латынь не подходит, и вряд ли стоит на неё ориентироваться.
Это очень хорошо, я за этой историей стараюсь следить и искренне надеюсь, что действительно что-то новое найдётся. Но, набранное мелким шрифтом даже на мелованной бумаге, всё это всё равно уместится в тот же шкаф.
Чем дело кончилось, мы тоже видели: высоковалифицированный класс научно-технической элиты, которая в социально-гуманитарном смысле была ментально девственной, а то и недееспособной. За что и поплатилась./////
А не выдаёте вы тут одно за другое? Не подгоняете следствие под нужный вывод? Разве в реакциях лирики от физиков отличались? Показали другой результат?
Так и у лириков не было ничего, что могло бы стать основой общего понимания жизни, классовой солидарности - да хоть бы способности договариваться и понимания того, что общие (групповые, национальные, общечеловеческие) ценности действительно существуют, важны и не сводятся к речёвкам текущего политического режима. Просто массовой продукцией были именно технари, о них и оправдано говорить в первую очередь; от всяких гуманитариев многого не требовали в смысле социальных ожиданий.
Извините, а куда пойдут потом работать знатоки латыни и древнегреческого? Смущать Вергилием умы в очереди к кассе? Цитировать Геродота на вопрос как проехать? Филология - зло, особенно при попытке использовать её в жизни, попытайтесь избавиться от этой неразумной идеи что наука или знание могут что-то улучшить. У тому же латынь - странный язык неясного происхождения, если уж учить то санскрит и Веды.
А куда идут работать знатоки алгебры и начал геометрии, российской истории, базовой неорганической химии, биологии и что там ещё есть в школьной программе? Неужели пугают каждого встречного рассуждениями об интегралах, вакуолях и катализаторах, вперемешку с цитатами из Бояна?
"чуть ли не целый семестр независимо от специальности, заменив их курсом латинского языка и культуры"
А хватит семестрового курса? Или вы о том, что весь семестр отдать латинскому языку и культуре?
На мой естественнонаучно-технарский взгляд латынь может быть полезна для желающих, но вредна при попытках впихнуть её всем подряд. Мы должны пользоваться стратегическими преимуществами русского языка: https://nil-0.livejournal.com/162387.html
Всё, что касается русского языка, я категорически поддерживаю - хотя мне кажется странным рассуждать о родном языке в терминах преимуществ. По сравнению с чем - с другим родным? Что до попыток впихнуть всем подряд... Мне кажется, что школьное знание, в каком-то смысле - расходный материал. Оно почти неизбежно укореняется и даёт плоды, если нормально учить, но у большинства вызывает отторжение, поскольку связывается с педагогическим насилием. Получается парадокс: нынешние либералы (как и прошлые диссиденты) ненавидят "совок", но ведут себя вполне по-партийному и мыслят истматовскими категориями, даже не замечая того. Въелось. Многие технари рассуждают о ненужности изучения родного языка и всех этих дурацких сочинений, но внятно выражаются по-русски именно благодаря этой школьной практике. Видимо, так оно работает. Поэтому внедрять что-то родное через школу, да ещё и усиленно... Можно, если не жалко. Результат будет, но и отторжение на сознательном уровне тоже даст себя знать - и неизвестно чем и когда аукнется.
Рассуждать о родном языке в терминах преимуществ вполне можно. Можно сравнивать для каких родных языков проще развивать систему образования. Причём речь не идёт о том, что надо русский язык впихивать. Его уже впихнули с помощью русской азбуки, обрусения инородцев, всеобщей воинской обязанности, радио, всеобщего начального образования и т.п. А мы можем пользоваться плодами, а также поддерживать и развивать преимущества родного языка: расширять спектр доступных на русском текстов, ассимилировать мигрантов, продвигать русский язык за границей.
Что до отторжения, вызываемого школой, то тут от учителя зависит. Ту же физику в исполнении средней училки сложно понять и полюбить, а в исполнении хорошего учителя само заходит (есть личный опыт).
Русский язык русскому человеку прививается не столько школой, сколько родителями и средой.
Я, как физик и совсем не гуманитарий по русскому языку и литературе был стабильным троечником (не смотря на запойное чтение художественной литературы). А по окончании Физтеха, когда взялся преподавать и писать
( ... )
Всё так, просто в моём понимании родной язык - константа, т.е. не вписывается в логику "лучше\хуже" или "сложнее\проще", в остальном согласен. Мне, правда, не очень нравится идея ранней специализации, в т.ч. - и в этой сфере.
Comments 42
Латынь - ограниченный корпус текстов; всё, сохранившееся на классической латыни, вмещается в один шкаф (хорошо, в два)
да, если говорить о сохранившемся со времен римской империи. но в общем нет, потому что латьінь бьіла "язьіком межнационального общения", язьіком законодательства и язьіком науки всей европьі вплоть до 18 столетия.
есть прикол из реальной жизни - ньютоновьі Начала бьіли переведеньі на русский на 100 лет раньше че на английский. они бьіли написаньі на латьіни и все возможньіе пользователи не требовали перевода - ни французьі, ни немцьі, ни итальянцьі ни прочие. а вот в россии бьіло дофигища не изучавших латьінь мудрецов, которьім перевод потребовался.
так вот если считать "корпусом тексов на латьіни" все сохранившиеся документальньіе источники по законодательству, судам, науке, медицине, гражданским актам, сделкам - то, боюсь что получится больше чем русский государственньій архив
Reply
Reply
>2. Латынь - ограниченный корпус текстов; всё, сохранившееся на классической латыни, вмещается в один шкаф (хорошо, в два).
Здесь я бы не ставил точку. Кажется, относительно скоро мы пополним библиотеку античных текстов из обугленных свитков Геркуланума
Все найденные [на вилле в Геркулануме] свитки написаны на греческом языке. Традиционно римские библиотеки того времени состояли из двух частей: греческой и латинской. Есть шанс, что латинская библиотека еще не найдена
Рассказ непосредственного участника процесса:
Reply
Reply
Чем дело кончилось, мы тоже видели: высоковалифицированный класс научно-технической элиты, которая в социально-гуманитарном смысле была ментально девственной, а то и недееспособной. За что и поплатилась./////
А не выдаёте вы тут одно за другое? Не подгоняете следствие под нужный вывод? Разве в реакциях лирики от физиков отличались? Показали другой результат?
Reply
Просто массовой продукцией были именно технари, о них и оправдано говорить в первую очередь; от всяких гуманитариев многого не требовали в смысле социальных ожиданий.
Reply
Так вы продвигаете тезис, что если б физиков учили латыни, то их поведение было бы другим в Перестройку, или нет?
Reply
Reply
Филология - зло, особенно при попытке использовать её в жизни, попытайтесь избавиться от этой неразумной идеи что наука или знание могут что-то улучшить.
У тому же латынь - странный язык неясного происхождения, если уж учить то санскрит и Веды.
Reply
Reply
Reply
Reply
"чуть ли не целый семестр независимо от специальности, заменив их курсом латинского языка и культуры"
А хватит семестрового курса? Или вы о том, что весь семестр отдать латинскому языку и культуре?
На мой естественнонаучно-технарский взгляд латынь может быть полезна для желающих, но вредна при попытках впихнуть её всем подряд. Мы должны пользоваться стратегическими преимуществами русского языка:
https://nil-0.livejournal.com/162387.html
https://nil-0.livejournal.com/162816.html
Reply
Что до попыток впихнуть всем подряд... Мне кажется, что школьное знание, в каком-то смысле - расходный материал. Оно почти неизбежно укореняется и даёт плоды, если нормально учить, но у большинства вызывает отторжение, поскольку связывается с педагогическим насилием. Получается парадокс: нынешние либералы (как и прошлые диссиденты) ненавидят "совок", но ведут себя вполне по-партийному и мыслят истматовскими категориями, даже не замечая того. Въелось. Многие технари рассуждают о ненужности изучения родного языка и всех этих дурацких сочинений, но внятно выражаются по-русски именно благодаря этой школьной практике. Видимо, так оно работает.
Поэтому внедрять что-то родное через школу, да ещё и усиленно... Можно, если не жалко. Результат будет, но и отторжение на сознательном уровне тоже даст себя знать - и неизвестно чем и когда аукнется.
Reply
Рассуждать о родном языке в терминах преимуществ вполне можно. Можно сравнивать для каких родных языков проще развивать систему образования. Причём речь не идёт о том, что надо русский язык впихивать. Его уже впихнули с помощью русской азбуки, обрусения инородцев, всеобщей воинской обязанности, радио, всеобщего начального образования и т.п. А мы можем пользоваться плодами, а также поддерживать и развивать преимущества родного языка: расширять спектр доступных на русском текстов, ассимилировать мигрантов, продвигать русский язык за границей.
Что до отторжения, вызываемого школой, то тут от учителя зависит. Ту же физику в исполнении средней училки сложно понять и полюбить, а в исполнении хорошего учителя само заходит (есть личный опыт).
Русский язык русскому человеку прививается не столько школой, сколько родителями и средой.
Я, как физик и совсем не гуманитарий по русскому языку и литературе был стабильным троечником (не смотря на запойное чтение художественной литературы). А по окончании Физтеха, когда взялся преподавать и писать ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment