Кай Йоханнсен, УМСО и все-все-все

Mar 07, 2015 20:18

Итак, в Екатеринбурге в самом разгаре Бах-фест, а это значит, что каждую неделю в концертных залах Свердловской филармонии проходит несколько концертов, связанных с творчеством немецкого композитора.
О том, что это за фестиваль, я уже писала. Так что остановлюсь подробнее на том, что же мы слышали шестого марта. Бах - это не только органная музыка, то есть те, кто думает, что Бах-фест - это очень скучно, потому что "а чего там два часа один орган слушать", несколько заблуждаются. Из сотен его произведений органная и клавесинная музыка занимает лишь некоторую часть.


Мой любимый жест дирижера "а вы все здесь молодцы!"В частности, сегодня нам были представлены сюита для оркестра №3 Ре-мажор, Бранденбургский концерт №5 ре-мажор и кантата № 147 "Уста и сердце, и дела, и жизнь" для хора, солистов и оркестра. Как видно из названий, одним органом тут не обойтись :)

Сюита в пяти частях традиционно вызвала аплодисменты после первой паузы между увертюрой и арией, но дирижер Кай Йоханнсен (да, он еще и дирижирует, и джаз любит, и импровизирует, как мы помним) легким мановением дирижерской палочки сделал так, что зал утих так слаженно, как будто с десяток раз это репетировал. Между прочим, вторая часть сюиты, ария, знакома, наверное, всем.

image Click to view


Вот она.

Уральский молодежный симфонический оркестр, а именно он сегодня был одним из героев сцены, играл весьма живо, в смысле, насыщенно эмоциями, не зажато. В самом начале музыковед Ольга рассказала слушателям, что выступление УМСО - это результат недельной школы для молодых музыкантов, которая проходила под руководством Кая Йоханнсена. Как и пару веков назад, оркестру дали неделю на то, чтобы выучить новую программу и сыграть ее для публики (столько же времени отводилось музыкантам времён Баха). Было видно, что за эти дни дирижер и оркестранты сдружились и теперь понимают друг друга с полувзмаха: это всегда очень чувствуется в зале.

Для исполнения Бранденбургского концерта сцене потребовалась небольшая перестановка и переоценка ценностей. Дирижерский пульт ушел куда-то в середину, на передний план был вынесен клавесин с его прекрасной крышкой, которую я от восторга забыла сфотографировать. Кстати, наш клавесин - это точная копия французского инструмента 1730 года, который максимально повторяет все особенности начиная от звука и заканчивая росписью и резьбой.


Всё готово к передвижениюУдивительные перстановки этим не ограничились. Весьма любимый мной дирижер Алексей Доркин сегодня выступил в роли флейтиста. Впрочем, на флейте он играет не менее эмоционально, чем дирижирует. И - ура-ура! - солировал также Первая Скрипка УАФО Евгений Марков. Все выступающие, кроме Тараса Багинца, сидевшего за клавесином, играли стоя, и это давало им больше свободы: сидя-то не сильно подвигаешься в такт произведению.


Герои дняКстати, отдельно об органисте, который играл на клавесине. Тарас Багинец, на мой взгляд, делает невозможное: с настолько ювелирной точностью он сегодня исполнял все пассажи, что не будь столько души в исполняемой музыке, я бы решила, что клавиши запрограммированы. Ну правда, ни одной ошибки, ритм держится так, будто где-то тикает невидимый метроном. Доркин, глядя на Тараса, даже несколько раз покивал головой с восхищением. А Кай Йоханнсен даже спустился со своего дирижерского места и перевернул страницу в партитуре Багинца.


Кай Йоханнсен и Тарас Багинец превратились в шестикрылого серафимаВо втором отделении исполнялась кантата. Всего Бах написал порядка 300 кантат, в том числе шуточные - Кофейную и Крестьянскую. Вообще тема каждой серьезной кантаты приурочена к какому-либо событию в церковном календаре, и наша обычно исполнялась в церкви на празднике Посещения Пресвятой Девой Марией св. Елизаветы.


Счастливые и серьезные солистыПартию хора кантаты исполнил хор Уральской государственной консерватории, а солировали Наталья Мокеева (сопрано), Надежда Рыженкова (меццо-сопрано), Дмитрий Розвизев (тенор) и Владимир Рыжков (баритон). Все они, если не ошибаюсь, солисты Екатеринбургского Театра оперы и Балета.


Хористы и УМСОВсё-таки нам повезло, что эта кантата - весьма светлая, жизнеутверждающая. В исполнении хора вещи трагические звучат трагичнее раза в три.


Под строгим взглядом БахаПосле концерта состоялась творческая встреча с Каем. Вела ее традиционно начальник отдела по работе со слушателями Свердловской филармонии Светлана Черных.


Светлана Черных и произведение искусства
В беседе органист ответил на вопрос, что же это он играл такое красивое первого марта. Увы и ах (а также ух ты!), это была импровизация (а я так и знала), импровизация на тему Баха (в смысле, на тему B-A-C-H). Говоря о нашем органе, Кай Йоханнсен отметил, что тот хорош. Думаю, орган такого же мнения о Кае.


Органист Штутгарта и органист Екатеринбурга
А еще господин Йоханнсен сказал, что никакой языковой барьер не может помешать оркестрантам понимать его - немецкого дирижера, потому что все равно все исполнители общаются на одном языке, интернациональном - на языке музыки. Ну, многочисленные международные школы и фестивали это только подтверждают :)

филармония, музыка, орган

Previous post Next post
Up