* * *

Nov 12, 2014 00:50

Читая Фруассара, у меня слетела крыша задумался над проблемой описания потоков взаимосвязанных исторических событий, происходящих одновременно в разных местах. Извечная проблема романистов, кстати ( Read more... )

Leave a comment

Comments 15

a_macduff November 11 2014, 23:22:43 UTC
Л.Н.Гумилев это использовал лет 30 назад (время-то летит!), рисуя в своих книгах диахронические шкалы этногенезов Евыразии.
В книге "Древняя Русь и Великая Степь" они весьма красочны. И показательны. И связаны.

Reply

lord_julian November 11 2014, 23:28:18 UTC
Я так и знал, что кто-то это уже придумал. :-)
Интересно, почему эта методология не получила повсеместного распространения? Особенно сейчас, когда технологические возможности вышли на принципиально новый уровень.

Reply

a_macduff November 11 2014, 23:30:06 UTC
А я вот не уверен, что не получила. Набери "диахрония" или "диахроническая шкала", м.б. и найдешь."

Reply

lord_julian November 11 2014, 23:36:28 UTC
Диахрония - термин из лингвистики. Диахроническая шкала выводит исключительно на работы Гумилева, фазы этногенеза и все такое.

Reply


aywen November 12 2014, 05:39:08 UTC
У меня книжка такая есть. Клинт Твист: Всемирная история. Хроника важнейших событий
http://www.labirint.ru/books/323213/. Там деление по регионам и отдельно - науки и искусство.

Кажется, на просторах интернета подобное тоже встречалось, но это надо искать.

Reply

lord_julian November 12 2014, 23:58:42 UTC
По твоему описанию больше похоже на несколько параллельных таймлайнов. А взаимосвязь событий там как-то отражена?

Reply

aywen November 13 2014, 04:55:23 UTC
Скорее нет. То есть можно выловить, если вчитываться. Наглядно нет.

Reply


mashka_l November 12 2014, 07:39:57 UTC
У меня в закладках лежала временная шкала, сейчас полезла посмотреть - все, убрали с сайта. А там, кажется, можно было выбирать регионы, или по крайней мере было довольно четко показано, как развивались разные страны, с влиянием их друг на друга.
Очень жаль - я хотела сесть и изучить хорошенько:(

Reply


kaganer November 12 2014, 22:47:31 UTC
На Хавской (ну, в "Перспективе") что-то похожее использовали в преподавании курса истории. Не именно это, но вот похожие подходы.

Reply


renwaldor November 12 2014, 23:25:56 UTC
Это давно и активно используется в обучении и исторических книжках. Даже тупо в новой серии книжек "История", в каждой из. А самому историку, ИМХО, оно вещь не особо нужная.

Reply

lord_julian November 12 2014, 23:57:18 UTC
О, Лис, а дай ссылочку какую-нибудь, если нетрудно.

Насчет "историку вещь не особо нужная" я бы не согласился. По крайней мере, возможности для анализа такая штука предоставляет совершенно феерические.

Reply

renwaldor November 13 2014, 22:00:33 UTC
Сложно давать ссылки на книжки. Могу приложить фотографию титула одной из. Кстати, почему это не может быть таймлайном? Оно по сути-то одна фигня. И вот я помню, что у нас нечто подобное висело и в кабинете истории, и в кабинете биологии в школе. Просто понимаешь, как учебное пособие - я не спорю -офигенная по наглядности вещь. Но когда ты делаешь исследование, больше времени займёт вот это собирание и вычерчивание часто вполне очевидных для головы вещей. Мне, к примеру, гораздо проще держать общую картину в голове, да и невозможно предусмотреть всё, что может понадобиться. Масштабы у исторических исследований немного больше, чем такая наглядная прорисовка. Как иначе объяснить, не знаю.

Reply

lord_julian November 17 2014, 20:53:12 UTC
Если тебе доступна книжка, лучше было бы прислать фотографию не титула, а тех самых диаграмм. :-)

Видимо, я не очень удачно объяснил, о чем пишу. Либо мои читатели просто не знакомы с диаграммами потоков данных. Скорее всего, обе версии справедливы. :-) Ключевой момент - не рисование параллельных таймлайнов, а потоки событий и их взаимосвязь, чего я пока нигде не видел. Как раз Столетняя война - отличный материал для примера: в Англии, Франции, Фландрии и т.д. происходят те или иные события, часть из которых взаимосвязана (два события, произошедшие в разных местах, приводят к возникновению третьего; событие в одном месте создает событие в другом месте (потоке) и т.д.). Некоторые события порождают документы, которые, в свою очередь, становятся известны в другом месте и тоже порождают события. И проч., и проч. В бизнесе/ИТ диаграммы рисуют именно ради анализа, а не красивых картинок для. :-)
Вот бы нам с тобой сесть, забабахать какую-нибудь диаграмму, и все сразу стало бы понятно и круто... ;-)

Reply


Leave a comment

Up