Ливерпуль - в поисках настоящей грации и Суперламбананы

Jul 04, 2014 15:56

Количество достопримечательностей в Ливерпуле зашкаливает за все разумные пределы, однако похоже, что все туристы в городе заняты ровно двумя делами: опустошением пивных стаканов в квартале Каверн - в том пабе, где дала своей первый концерт группа Битлз, и розыском по всему городу странных скульптур под общим названием Суперламбанана.



О первом главном деле в Ливерпуле - пивовкушании и битломании (в сущности выпить пива в пабе - это главное занятие в любом городе, да и вообще в нашей жизни) я уже писал - http://lorien22.livejournal.com/254846.html - так что теперь настало время рассказать подробнее о суперламбананах, или, если перевести на русский - суперягнянах.



Суперламбанана - это гибрид ягненка (lamb) и банана (banana) - отсюда и название. Оригинальную суперламбанану создал в 1998 году Таро Чиезо - японский художник, проживающий в Манхэттене. Таро подготовил 10-сантиметровую скульптуру к выставке ArtTransPennine Exhibition, с целью указать на опасность, которая заключается в генной инженерии.



Суперламбанана была тесно связана с историей Ливерпуля, так как ягнята и бананы были самым распространенным грузом в портах города. Этот факт привел к тому, что идея была подхвачена четырьмя местными скульпторами, которые создали пятиметровую копию и поместили ее возле здания Royal Liver Building, легендарного архитектурного сооружения в Ливерпуле.



Здание Royal Liver Building является частью знаменитого комплекса из трех административных зданий в порту Пир-Хед (Pier Head).



Вместе эти три здания называются "Три Грации" (Three Graces). Они признаны ЮНЕСКО памятником всемирного наследия и являются символом города Ливерпуль.



Я вообще-то думал создать для трех граций отдельный пост, но в сущности и о суперламбананах я хотел рассказать в конце, а не в начале. Вообще рассказы о Великобритании получаются какие-то уж совсем хаотичные, поэтому шут с ним. Итак о Royal Liver Building.



Строительство здания началось в 1908 году. Это первое сооружение в мире, для которого использовали железобетон - до тех пор считалось, что здание подобного дизайна из железобетона построить нельзя. Закончили строительство в 1911 году, и до 1932 года 90-метровый Royal Liver был самым высоким зданием в Европе, а до 1961 года - в Великобритании.



Как можно заметить, здание с двух сторон увенчано часовыми башнями, диаметр которых 7,6 метра - это больше, чем у Биг Бена. Часы соорудили для того, чтобы проплывающие по реке моряки могли узнать точное время - тогда в часы для каждого, а тем более в смартфоны очевидно мало кто верил. Вначале их называли "Геогианские часы", так как запустили их именно в то время, когда началась коронация Георга V - 22 июня 1911 года. На часовых башнях расположены мифические ливерпульские птицы (Liver Bird).



С птицами связаны три легенды. Первая самая банальная - ливеры берегут жителей города, как на суше, так и на море. Вторая уже интересней - она гласит, что как только мифические птицы улетят, то город перестанет существовать, и именно поэтому птиц приковали. Третья легенда еще прекрасней - когда мимо зданий проход девственница или по-настоящему честный человек, то птицы машут крыльями. Британцы, о юморе которых давно можно слагать песнопения, иронизируют, что птицы не махали крыльями с тех пор, как их установили на здании)



Честно признаюсь - когда я проходил мимо здания, птицы мне приветственно крыльями не помахали. Так что несмотря на мое признание, очевидно моя честность все-же подвергается сомнению. Но горевать по этому поводу у меня особо времени нет, поскольку мне надо рассказать еще об остальных двух грациях.



Не нашел дневного кадра, так что разнообразим ночным. Здание слева (и посредине среди трех) - Cunard Building. Считается самым "некрасивым" из трех и наименее знаменитым.



Построили Кунард между 1914 и 1917 годами в смешанном стиле Итальянского Ренессанса и Греческого Возрождения. Вдохновением послужили итальянские дворцы (мне Кунард до боли напомнил здания на площади Унита в моем обожаемом Триесте - http://lorien22.livejournal.com/186274.html). Здание построено из Портлендского камня, как и ратуша Кардиффа - http://lorien22.livejournal.com/253797.html, и третий собрат на площади - Port of Liverpool Building.



Здание ливерпульского порта построили между 1904 и 1907 годом (то есть оно было первое из Трех Граций) в стиле Эдвардианского барокко - как и упомянутая выше ратуша Кардиффа, и ратуша в Белфасте, например. Если с какого-либо перепугу кому-то это интересно - подробней об эдвардианском барокко речь пойдет, когда мы доберемся до Манчестера, ибо там этот стиль представлен крайне обстоятельно. На самом деле, как я уже писал, все должно было быть наоборот, так как в Манчестере я был до Ливерпуля, но не суть. Вернемся к Зданию Ливерпульского порта.



Из-за купола здание сравнивают не только с ратушей Белфаста - http://lorien22.livejournal.com/223722.html, но и с Капитолием в Вашингтоне, собором Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне. Неплохая компания. Как и Кунард, здание богато орнаментировано. Центральный вход украшен статуями двух женщин, символизирующих торговлю и промышленность, а над входом находятся рельефные скульптуры судов изобилия. Внутри здание Ливерпульского порта богато украшено морскими эмблемами - якорями, кораблями, раковинами и изображениями Посейдона и русалок. Главные ворота порта украшены Глобусом, который поддерживают дельфины. А вот и три здания во всей красе.



Чуть не забыл - во время Второй мировой войны в подвале здания взорвалась бомба, что существенно отразилось на его внешнем виде. После войны здание ливерпульского порта отреставрировали, причем реставрация по цене обошлась дороже, чем строительство самого здания. Ну а напоследок - три здания в одном фрейме и во всей красе.



Ну а теперь, после этого долгого архитетурно-лирически-грациозного отступления, вернемся все-же к нашим суперламбананам (и каламбур почти удался - ибо ламбанан от барана недалек!).



Оригинальная суперламбабана №2 была полностью желтого цвета, и она "перемещается" по городу - время от времени ее устанавливают в новом месте. К слову - я ее так и не нашел, хотя знал, где по слухам она находится. Однако мы опять уходим в сторону. В 2008 году Ливерпуль был избран культурной столицей Европы. В честь этого события местные художники создали 125 миниатюрных (относительно) суперламбанан, и разбросали их по всему городу.



Многие из них расположеные все в том же порту



Некоторые ходят парами. Ну или квартетами, как самая легендарная ливерпульская четверка.



Кстати раз уж мы опять о пунктах №1 и №2 - их следует соединить в обязательном порядке. Поэтому представляю на ваше обозрение святое - Суперламбанану Битлз!!!



Нашел я ее неподалеку от любимого паба Джона Леннона Йе Краке, о котором рассказывал в прошлом посте. Рядом была еще одна красивая суперягняна.



По русски их больше любят называть "Бананоягненок", но согласитесь, это уж как-то совсем не интересно. Вот суперягняна - совсем другое дело!



Подробней историю Суперламбанан можно прочитать в Музее Ливерпуля



Музей Ливерпуля находится тут же, в порту Pier Head



Музей открылся в 2011 году, заменив Музей Ливерпульской жизни. О само здании уже сил нет рассказывать, скажу только, что оно выполнено в лучших традициях архитектурного модерна. Одна лестница внутри чего стоит.



Здесь нам расскажут, что в течение десяти недель орды урукхаев суперламбанан заполонили улицы города



И предложат карту, при помощи которой - если у вас имеется достаточно времени и терпения - можно отыскать всех до единого генноинженерных мутантофф.



Что еще можно найти в Музее Ливерпуля? Например рельеф все той же мистической ливерпульской птицы Liver Bird



Образ этой птицы использовали в городской печати еще в 1350 году - в наши дни первая печать находится в Британском музее. Название впервые использовал в 1668 году граф Дерби, когда передал городскому совету булаву с выгравированным изображением «ливерпульской птицы». В 1797 году College of Arms - главное учреждение Великобритании в вопросах геральдики - утвердила Liver Bird официальным гербом Ливерпуля. Во всем том же 2008 году футбольный клуб Ливерпуль попытался зарегестрировать птицу своим гербом и использовать на футболках игроков, но в мэрии воспротивились такой наглости, и постановили, что Ливерпульская птица принаддлежит всем без исключения жителям города. Так что не обломилось футболистам радость. А мы полюбуемся видом на "Три Грации" из окна музея.



Кстати я обнаружил в Музее Ливерпуля и иудаику (внезапно).



Раньше эти украшения свитков торы использовали в синагоге на Принцесс-роуд. Оказывается в Ливерпуле есть знаменитая синагога, здание которой, к тому же, представляет архитектурный интерес, но увы, я так до нее и не добрался, хотя и планировал(



Скульптуры Строителя и Архитектора! Кстати насчет строительства и архитектуры - в музее Ливерпуля рассказывают очень любопытную историю (по крайней мере мне, как человеку помешанному на соборах она была безумно интересна), о том, как в Ливерпуле хотели построить второй по величине собор в мире.



Вдохновителем идеи были архиепископ Ричард Дауни и архитектор сэр Эдвин Люченс. Этот макет, под названием "Собор мечты" они подали на рассмотрение городской комиссии в 1932 году. Дауни и Люченс хотели, чтобы Ливерпуль соответсвовал статусу города мирового масштаба, и хотели укрепить в нем римско-католическую общину - особенно после того, как над всем городом начал маячить знаменитый ливерпульский англиканский собор, построенный в 1904 году.



Про Англиканский собор я, само собой, расскажу отдельно, а пока вернемся в мир фантазий. По подсчетам Дауни и Люченса, строительство Собора мечты займет около 200 лет. Планировалось, что он будет даже больше чем собор Св. Павла в Лондоне, и будет уступать в размерах только главному католическому собору мира - Св. Петра в Риме. Ему даже нашли место.



И показали, как он будет вписываться в общий ландшафт города.



Архиепископ Ричард Дауни боролся за свой проект все тридцатые годы, даже несмотря на тяжелый экономический кризис, который постиг и Ливерпуль после краха американской биржи в 1929 году. Но ничего не помогло. Строительство так никогда и не началось, хотя слухи о нем циркулируют до наших дней, и многие жители города мечтают об этом сооружении. "Это был бы самый великий собор Великобритании, построенный лучшим архитектором королевства", - написал в 2007 году в Гардиан известный журналист Джонатан Глэнси.



Должен сказать, что даже макет собора впечатляет, и я бы уж точно не отказался увидеть воплощение этого проекта в жизнь. Ну а теперь ювелирным движением пера завернем к концу. За макетом собора мы можем увидеть еще одну спрятанную Суперламбанану. Да да, вон она, за машинкой.



Под конец расскажу, что главная суперламбанана оказывается Ливерпулю не принадлежит - городской совет оставил права на нее самому скульптору, который думал продать ее Манчестеру - вы можете представить себе что-то более ужасное для жителей Ливерпуля?)). В итоге после долгих переговоров было решено, что автор оригинальной копии Лжулиан Тэйлор сделает новую реплику, котора останется в городе на 80 лет. А сам оригинал Чиезо сможет продать на аукционе. Вот так рождаются современные легенды. В наши дни суперламбананы уже давно являются неотъемлемой частью ливерпульского ландшафта. А раз уж мы об этом:



Красивый город, неправда ли?

Культура, Храмы, Европа, Архитектура, Путешествия, Площади, Великобритания, Выставки, Музеи, Самое прекрасное в мире, Пиво

Previous post Next post
Up