Суперкомпьютер IBM Watson победил в телевикторине Jeopardy (российский аналог - Своя игра)

Jan 01, 2014 12:29

Уотсон (англ. Watson) - суперкомпьютер фирмы IBM, оснащённый системой искусственного интеллекта, который был создан группой исследователей под руководством Дэвида Феруччи. Его создание - часть проекта DeepQA. Основная задача Уотсона - понимать вопросы, сформулированные на естественном языке и находить на них ответы в базе данных. Назван в честь основателя IBM Томаса Уотсона.

Участие в «Jeopardy!»

В феврале 2011 года для проверки возможностей Уотсона он принял участие в телешоу Jeopardy! (российский аналог - Своя игра). Его соперниками были Брэд Раттер - обладатель самого большого выигрыша в программе, и Кен Дженнингс - рекордсмен по длительности беспроигрышной серии. Уотсон одержал победу, получив 1 миллион долларов, в то время, как Дженнингс и Раттер получили, соответственно, по 300 и 200 тысяч.

Платформа

Уотсон состоит из 90 серверов Power7 750, каждый из которых содержит по 4 восьмиядерных процессора POWER7. Суммарная оперативная память Уотсона более 15 терабайт.

Система имела доступ к 200 миллионам страниц структурированной и неструктурированной информации объемом в 4 терабайта, включая полный текст Википедии. Во время игры Уотсон не имел доступа к интернету.

Будущее проекта

IBM совместно с Nuance Communications планирует в ближайшие два года разработать продукт, направленный на помощь в диагностировании и лечении пациентов. Также рассматриваются возможности использования в других сферах, таких как оценка политик страхования или эффективности энергопотребления.



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



image Click to view



История Watson началась в 2006 году, когда Дэвид Феруччи, старший менеджер отделения IBM по семантическому анализу, занялся тестированием одного из самых мощных суперкомпьютеров компании, занимавшего одну из верхних строчек 500 самых производительных машин мира. Феруччи решил попробовать, насколько эффективно машина будет справляться с задачами, поставленными "естественным языком", и предложил ей ответить на 500 вопросов, заданных в уже состоявшихся программах Jeopardy! Результаты оказались катастрофическими: по сравнению с живыми игроками, машина недостаточно быстро "нажимала на кнопку" (то есть была готова к ответу), а в случае, когда она всё-таки могла конкурировать с людьми, количество правильных ответов не превышало 15%

Феруччи заинтересовался причинами такого поведения суперкомпьютера и в итоге в 2007 году смог убедить руководство IBM дать ему команду из 15 человек и от 3 до 5 лет на создание эффективной автоматической системы, способной отвечать на неформализованные вопросы. Такая система пригодилась бы всевозможным колл-центрам, справочным и любым другим службам, обслуживающим клиентов. У IBM уже был успешный опыт создания машины, способной поспорить с интеллектом человека - речь идёт о суперкомпьютере Deep Blue, который в 1997 году победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Эта победа сделала большую рекламу IBM, но коммерческого применения подобной установке найти так и не удалось. В случае же с системой автоматических ответов на вопросы коммерческий потенциал вполне очевиден.

Принципиальное отличие Watson от Deep Blue заключается в том, что если шахматный автомат имеет дело со строго логическими правилами игры, то машина, распознающая "естественную речь", сталкивается в куда более сложными правилами языка и многочисленными искажениями и отклонениями от них. Но самая большая сложность заключается в том, что люди, сами того не осознавая, общаются в рамках своего культурного и социального контекста. В разговорной речи полно намёков, аллюзий и коннотаций, отсылок к неким общим для конкретной общественной среды фактам, понятиям и явлениям. В их числе и религиозные представления, и политические убеждения, и всевозможные произведения искусства - от книг и картин до кинофильмов и компьютерных игр.

Для эффективной обработки подобной информации используются статистические алгоритмы, позволяющие путём анализа самых разнообразных документов устанавливать связь разных понятий друг с другом. Проще говоря, она определяет, какие слова чаще всего употребляются вместе. К примеру, "Кремль" чаще связан со словами "Россия", "Москва", чуть реже с "Казань", "Нижний Новгород", ещё реже - с "собор", "икона"" и т.п. Хотя эти алгоритмы известны давным-давно, полноценно применять их стало возможно лишь в последнее десятилетие - после кардинального роста производительности вычислительной техники и снижения стоимости накопителей для хранения огромных массивов данных.

Команда Феруччи загружает в память IBM Watson миллионы всевозможных документов - учебники, энциклопедии, справочники, художественную и религиозную литературу. Для анализа вопросов одновременно используется более сотни алгоритмов, предлагающих сотни возможных решений. Затем другие алгоритмы оценивают достоверность потенциальных ответов, отсеивая невозможные в силу объективных причин (например, несоответствия даты события и лет жизни действующих лиц) и маловероятные. Чем больше будет получено одинаковых ответов, тем выше вероятность, что они правильны - в процессе игры, на табло выводится рейтинг из нескольких самых вероятных ответов, помимо чаще всего встречающегося.

К 2008 году IBM Watson переместился из разряда "неудачников" на верхние строчки так называемого "облака победителей", состоящего из людей, в 50% случаев успевающих первыми нажать кнопку, сигнализирующую о готовности к ответу и затем в 85-95% случаев дающих правильный ответ. В IBM даже договорились с продюсерами Jeopardy о проведении осенью 2010 года специальной серии игр с участием Watson и победителей прошлых лет. Для подготовки к этим играм (то есть фактически для совершенствования алгоритмов) был воссоздан примерный интерьер студии викторины и стали проводиться испытания с участием живых игроков и ведущего. При этом, как и полагается, "Ватсон" даёт свои ответы вслух синтезированным компьютерным голосом, чем немало веселит присутствующих.

В ходе "тренировок" выяснился занятный факт: несмотря не весь потенциал Watson, он может не только выигрывать большинство игр, но и проигрывать более половины из них. Причин несколько: от "его величества случая" (возможны ситуации, когда соперник может выиграть, просто повышая ставки, оставив машину банкротом) до специфики правил. Как ни странно, но человек способен быстрее нажать на кнопку, чем машина, и это связано с правилами игры, которые менять нельзя.

Дело в том, что каждый вопрос выводится на экран и зачитывается ведущим, причём нажать на кнопку можно только после окончания чтения вопроса. Watson получает текст вопроса в электронном виде одновременно с его выводом на экран, но даже при этом он не успевает прийти к готовому решению быстрее человека. Пока ведущий читает вопрос, на что уходит шесть-семь секунд, опытный игрок уже может оценить свои шансы дать правильный ответ и готов нажать на кнопку за какие-то десятки миллисекунд. На последующий ответ правила отводят ещё пять секунд.

Нажимая на кнопку, человек рискует: если он не даст правильный ответ на вопрос за 100 единиц, его виртуальный счёт опустеет на ту же сумму. Компьютер не склонен рисковать и выдаёт ответы только после проведения всех расчётов и только в том случае, если у него достаточно сведений для оценки достоверности и вероятности того, что этот ответ правильный. Как это выглядит в процессе игры, можно увидеть на видеролике. Рискуя, живой игрок может выиграть благодаря тому, что вспомнит нужный ответ за имеющиеся в его распоряжении 11-12 секунд.

В чуть более формализованной ситуации, чем телевикторина, алгоритмы Watson способны дать куда более предсказуемые и точные ответы. В частности, глава исследовательского подразделения IBM Джон Келли намерен создать медицинскую версию этого устройства под неофициальным названием Watson M.D. Такая система помогла бы врачам быстро принимать правильные решения с учётом огромного множества данных о пациенте, которые физически невозможно всегда удерживать в памяти. "Ватсон" вполне может заменить живых операционистов в компьютерных и телефонных службах в розничной торговле, в банковской сфере и на транспорте.

Стоимость системы класса IBM Watson на сегодняшний день может составить несколько миллионов долларов, поскольку для её работы требуется по крайней мере один суперкомпьютер IBM за миллион долларов. Келли считает, что в ближайшие десять лет подобная технология может быть реализована на гораздо более дешёвом сервере, а в перспективе такая программа будет работать на компьютере не дороже современного ноутбука.

Знающие английский язык могут сразиться с IBM Watson онлайн на сайте The New York Times.

Суперкомпьютер IBM Watson планируют использовать в службах техподдержки вместо живых операторов. Однако все эти задачи связаны скорее с нахождением правильного ответа на запросы пользователей на базе известной информации. В IBM считают, что настоящий искусственный интеллект должен уметь находить творческие решения, создавать и изобретать новое, а не только анализировать старое.

Для развития креативных способностей Ватсона его создатели выбрали кулинарное искусство. Это весьма удобный испытательный полигон: приготовление пищи - очень «человеческий», интуитивный процесс, слабо поддающийся алгоритмизации и стандартизации. А оценить результат способен любой человек с улицы. Миндально-шоколадное печенье в испанском стиле, клубничный десерт по-эквадорски, помидоры гриль на гренках с шафраном - эти и другие блюда, созданные Ватсоном, уже были приготовлены и с удовольствием съедены в ходе экспериментов. А пару недель назад был опубликован препринт статьи с описанием алгоритмов и математических моделей, которые Ватсон использует для создания оригинальных рецептов.

Любое творческое решение должно одновременно удовлетворять двум критериям - быть новым и быть качественным. Новизны добиться относительно легко, просто комбинируя ингредиенты и приёмы обработки. А вот с качеством дело обстоит намного сложнее. Научить компьютер понимать, каким будет вкус, аромат, фактура и внешний вид блюда, чрезвычайно трудно.

Исходными данными для Ватсона послужили несколько миллионов рецептов, собранных в интернете. Он были пропущены через проверенные алгоритмы обработки естественного языка, которые использовались для победы в викторине и для обучения Ватсона медицине. Из Википедии была извлечена информация о типичных ингредиентах и приёмах обработки, характерных для кухонь разных народов мира. Наконец, Ватсон получил основательные знания в химии и физиологии восприятия человеком вкуса и запаха.

Новые рецепты генерировались на основе существующих с помощью генетического алгоритма, в качестве функции приспособленности использовались значения новизны, приятности и сочетаемости.

Математическая модель оценки новизны рецепта основана на теореме Байеса, был использован так называемый подход "байесова удивления", изначально разработанный для моделирования поведения зрителя при просмотре видео. В двух словах суть метода состоит в том, что измеряется различие между априорной и постериорной вероятностью встретить некое сочетание продуктов в пространстве рецептов при добавлении в него нового. Так, сочетания орехов с шоколадом или горчицы с сосисками являются совершенно банальными и не вызывает почти никакого изменения вероятностей разных сочетаний. А вот сосиски в шоколаде повлияют на эти вероятности гораздо более существенно.

Для оценки приятности использовалась в основном химия. Зная химический состав продуктов и порядок их смешивания и обработки, компьютер вычислял, какие вещества будут определять вкус и запах блюда. Интересно, что запах оказался намного более важным, чем вкус блюда. Наше восприятие вкуса очень сильно связано с запахом и ароматом. Человек различает всего несколько базовых вкусов - кислый, сладкий солёный, горький. В разных культурах выделяют ещё несколько базовых вкусов, например терпкий или умами. А вот разнообразие запахов гораздо больше и они не сводятся к простым базовым сочетаниям.

Наконец, оценка сочетаемости продуктов также опиралась на серьёзную научную базу, в частности, на совместное исследование американских и британских учёных "Сети ароматов и принципы сочетания продуктов", в котором было проанализировано около 50 000 рецептов и построены карты сочетаемости продуктов, характерные для кухонь разных регионов.



В результате было создано приложение, в котором можно задать набор продуктов, национальный стиль и разновидность блюда, после чего Ватсон выдавал набор рецептов, которые можно упорядочить по степени новизны, приятности и сочетаемости. Кроме отдельных блюд, Ватсон умеет создавать целые меню, добиваясь разнообразия и правильных сочетаний блюд благодаря использованию тематического моделирования. Это способ построения модели коллекции текстовых документов, который разбивает коллекцию на темы и определяет к какой теме относится каждый документ. Ватсон применяет эту модель к рецептам - в качестве ключевых слов выступают отдельные ингредиенты, в качестве документов - сами рецепты.

По словам Лава Варшни, одного из авторов методики моделирования творческих способностей, компания уже обсуждает вопрос применения Ватсона с несколькими крупными производителями продуктов и парфюмерии.

Суперкомпьютер IBM Watson победил в телевикторине Jeopardy (российский аналог - Своя игра)

Смотрите также:
Робот Qbo
Робот NAO
Юмор на кремниевой основе
Передачи и документальные фильмы о роботах
Беспилотный автомобиль

ibm, watson, технологии, суперкомпьютер

Previous post Next post
Up