PIAAC (The Programme for the International Assessment for Adult Competencies) представляет собой программу многоэтапной оценки навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в 24 странах мира.
Цель исследования: создание необходимой и достаточной статистической и аналитической базы для решения ключевых политических задач в области компетенций.
Предмет исследования: ключевые компетенции - заинтересованность и умение людей пользоваться социально-культурными средствами, в том числе, цифровыми технологиями и средствами коммуникации, для работы с информацией, формирования новых знаний и общения.
Исследование включает в себя оценку следующих компетенций:
- грамотность в области чтения;
- математическая грамотность;
- решение задач в технологически насыщенной среде.
Для реализации программы были разработаны два основных компонента - блок тестовых заданий, а также анкета основных характеристик.
В каждой участвующей стране было опрошено и оценено не менее 5 000 случайно выбранных респондентов в возрасте от 16 до 65 лет. Опрос проводился в форме личного интервью, состоящего из анкеты с последующей оценкой навыков, компьютерная или бумажная версия которой заполнялась респондентом самостоятельно в присутствии интервьюера; все интервью (включая оценку) заняло от 1 1/2 до 2 часов.
Использование наряду с тестами анкеты, позволяет:
- интегрировать в анализ ряд контекстуальных переменных, позволяющих определить наличие взаимосвязи между компетенциями и такими основополагающими переменными, как происхождение, экономическое положение, уровень образования и социальный статус респондента;
- описать индивидуальные и институциональные механизмы, влияющие на изменения компетенций респондента;
- описать показатели результативности (эффективности) респондента в терминах успешности на рынке труда и социального положения, и соотнести их как с контекстуальными переменными, так и с механизмами, влияющими на изменение компетенций респондента.
Программа PIAAC предусматривает сбор базовых данных о демографических и образовательных характеристиках людей, а также ретроспективной информации о занятости, перерывах в трудовой деятельности, смене работы, участии в программах социальной помощи и официальных и неформальных программах обучения. Это позволит провести оценку механизмов, посредством которых происходило приобретение или утрата навыков. Респондентам, не умеющим или неуверенным в своей возможности работать на компьютере, предлагается «бумажный» вариант тестовых заданий, остальной части респондентов - компьютерный.
Грамотность в области чтения
Грамотность включает в себя способность понимать, использовать и интерпретировать письменные тексты. Грамотность является предпосылкой для развития своих знаний и потенциала и участия в жизни общества. Область грамотности в PIAAC включает в себя такие задачи, как чтение и понимание этикетки лекарства или краткой газетной статьи. Кроме того, есть задачи, связанные с цифровыми медиа, например, чтение онлайн-объявлений о вакансиях.
Уровни квалификации PIAAC для уровня грамотности и диапазона оценок, описание задач
Ниже 1 уровня - 0 - 175 Задания этого уровня требуют, чтобы респондент читал краткие тексты на знакомые темы, чтобы найти конкретную информацию. В тексте редко встречается какая-либо конкурирующая информация, и запрашиваемая информация по форме идентична информации в вопросе или директиве. От респондента может потребоваться найти информацию в коротких непрерывных текстах. Однако в этом случае информация может располагаться так, как если бы текст был прерывистым по формату. Требуется только базовое знание словарного запаса, и читателю не требуется понимать структуру предложений или абзацев или использовать другие функции текста. Задачи ниже уровня 1 не используют какие-либо функции, характерные для цифровых текстов.
Уровень 1 - 76 - 225 Большинство заданий на этом уровне требуют, чтобы респондент прочитал относительно короткие цифровые или распечатанные непрерывные или смешанные тексты, чтобы найти один фрагмент информации, который идентичен или является синонимом информации, приведенной в вопросе. Некоторые задачи, например, связанные с несплошными текстами, могут потребовать от респондента ввода личной информации в документ. Для некоторых задач может потребоваться простой циклический перебор нескольких фрагментов информации. Ожидается знание и умение узнавать базовую лексику, определяющую значение предложений, и читать абзацы текста.
Уровень 2 - 226 - 275 На этом уровне тексты могут быть цифровыми или печатными, а тексты могут состоять из непрерывных или смешанных типов. Задания на этом уровне требуют от респондентов сопоставления текста и информации и могут потребовать перефразирования или низкоуровневых выводов. Некоторые задания требуют от респондента
- циклически перебирать или интегрировать две или более порции информации на основе критериев;
- сравнить и сопоставить или обосновать информацию, запрошенную в вопросе; или же
- перемещаться по цифровым текстам для доступа и идентификации информации из различных частей документа.
Уровень 3 - 276 - 325 Тексты на этом уровне часто бывают плотными или длинными и включают непрерывный, смешанный или многостраничный текст. Понимание текстовых и риторических структур становится более важным для успешного выполнения задач, особенно навигации по сложным цифровым текстам. Задания требуют, чтобы респондент идентифицировал, интерпретировал или оценил одну или несколько частей информации и часто требуют различных уровней вывода. Многие задачи требуют, чтобы респондент конструировал смысл больших фрагментов текста или выполнял многоэтапные операции, чтобы определить и сформулировать ответы. Часто задания также требуют, чтобы респондент игнорировал нерелевантный или неуместный контент для точного ответа.
Уровень 4 - 326 - 375 Задания на этом уровне часто требуют от респондентов выполнения многоэтапных операций по интеграции, интерпретации или синтезу информации из сложных или длинных непрерывных, смешанных или многотипных текстов. Для успешного выполнения задачи могут потребоваться сложные выводы и применение фоновых знаний. Многие задачи требуют выявления и понимания одной или нескольких конкретных, не центральных идей в тексте, чтобы интерпретировать или оценить тонкие отношения доказательства-утверждения или убедительного дискурса. Условная информация часто присутствует в заданиях на этом уровне и должна быть принята во внимание респондентом. Конкурирующая информация присутствует и иногда кажется столь же заметной, как и правильная информация.
Уровень 5 - 376 - 500 На этом уровне задания могут потребовать от респондента поиска и интеграции информации в нескольких плотных текстах; создавать синтезы сходных и противоположных идей или точек зрения; или оценить аргументы, основанные на доказательствах. Для выполнения задач может потребоваться применение и оценка логических и концептуальных моделей идей. Часто требуется оценка надежности источников доказательств и выбор ключевой информации. Задания часто требуют, чтобы респонденты знали о тонких риторических сигналах и делали выводы высокого уровня или использовали специальные фоновые знания.
Математическая грамотность
Умение считать относится к способности получать доступ, использовать и интерпретировать повседневную математическую информацию, чтобы управлять математическими требованиями в повседневной жизни. Это измеряется, например, с помощью пунктов, связанных с оценкой специального предложения или интерпретацией числовой информации в рисунках и таблицах.
Описание дискретных уровней достижений в области счета PIAAC
Уровень ниже 1 уровня 0-175 Задания на этом уровне требуют от респондентов выполнения простых процессов, таких как счет, сортировка, выполнение основных арифметических операций с целыми числами или деньгами, или распознавание общих пространственных представлений в конкретных, знакомых контекстах, где математическое содержание является явным практически без текста или отвлекающих факторов.
Уровень 1 176 - 225 Задания на этом уровне требуют от респондента выполнения основных математических процессов в общих, конкретных контекстах, где математическое содержание является явным, с небольшим количеством текста и минимальным количеством отвлекающих факторов. Задачи обычно требуют одношаговых или простых процессов, включающих подсчет, сортировку, выполнение основных арифметических операций, понимание простых процентов, таких как 50%, а также поиск и идентификацию элементов простых или общих графических или пространственных представлений.
Уровень 2 226-275 Задания на этом уровне требуют, чтобы респондент определял и действовал в соответствии с математической информацией и идеями, включенными в ряд общих контекстов, где математическое содержание является довольно явным или визуальным с относительно небольшим количеством отвлекающих факторов. Задачи, как правило, требуют применения двух или более шагов или процессов, включающих вычисления с целыми числами и обычными десятичными знаками, процентами и дробями; простое измерение и пространственное представление; предварительный расчет; и интерпретация относительно простых данных и статистики в текстах, таблицах и графиках.
Уровень 3 - 276 - 325 Задания этого уровня требуют от респондента понимания математической информации, которая может быть менее явной, встроенной в не всегда знакомый контекст и представленной более сложным образом. Задачи требуют нескольких шагов и могут включать выбор стратегий решения проблем и соответствующих процессов. Задачи, как правило, требуют применения чувства числа и пространственного чувства; распознавание и работа с математическими отношениями, закономерностями и пропорциями, выраженными в словесной или числовой форме; а также интерпретация и базовый анализ данных и статистики в текстах, таблицах и графиках.
Уровень 4 326-375 Задания этого уровня требуют от респондента понимания широкого круга математической информации, которая может быть сложной, абстрактной или встроенной в незнакомый контекст. Эти задачи включают выполнение нескольких шагов и выбор соответствующих стратегий и процессов решения проблем. Задачи, как правило, требуют анализа и более сложных рассуждений о количествах и данных; статистики и шансов; пространственных отношений; и изменений, пропорций и формул. Задания на этом уровне также могут потребовать понимания аргументов или аргументированных объяснений ответов или вариантов выбора.
Уровень 5 - 376 - 500 Задания этого уровня требуют от респондента понимания сложных представлений и абстрактных и формальных математических и статистических идей, возможно встроенных в сложные тексты. Респондентам, возможно, придется интегрировать несколько типов математической информации, когда требуется значительный перевод или интерпретация; делать выводы; разрабатывать или работать с математическими аргументами или моделями; и обосновывать, оценивать и критически размышлять над решениями или выбором.
Решение задач в технологически насыщенной среде
PIAAC - это первое международное исследование, в котором реализовано решение проблем в высокотехнологичных средах ( ИКТ ). Этот ключевой навык определяется как способность успешно использовать цифровые технологии, средства коммуникации и сети для поиска, передачи и интерпретации информации. Первая волна PIAAC фокусируется на том, как люди получают доступ к информации и используют ее в компьютерной среде. Элементы включают сортировку и отправку электронных писем, заполнение цифровых форм и оценку информационного содержания и достоверности различных веб-сайтов.
Уровень 1 - 241 - 290 На этом уровне задачи обычно требуют использования широкодоступных и знакомых технологических приложений, таких как программное обеспечение электронной почты или веб-браузер. Для доступа к информации или командам, необходимым для решения проблемы, навигации практически не требуется. Проблема может быть решена независимо от осведомленности респондента и использования определенных инструментов и функций (например, функции сортировки). Задачи включают несколько шагов и минимальное количество операторов. На когнитивном уровне респондент может легко вывести цель из постановки задачи; решение проблемы требует от респондента применения четких критериев; и требований к мониторингу немного (например, респонденту не нужно проверять, использовал ли он или она соответствующую процедуру или продвинулся ли он в направлении решения). Идентификация содержимого и операторов может быть выполнена с помощью простого сопоставления. Требуются только простые формы рассуждений, такие как отнесение предметов к категориям; нет необходимости противопоставлять или интегрировать информацию.
Уровень 2 - 291 - 340 На этом уровне задачи обычно требуют использования как общих, так и более конкретных технологических приложений. Например, респонденту, возможно, придется использовать новую онлайн-форму. Для решения проблемы требуется некоторая навигация по страницам и приложениям. Использование инструментов (например, функции сортировки) может облегчить решение проблемы. Задача может включать несколько шагов и операторов. Респонденту, возможно, придется определить цель проблемы, хотя критерии, которые должны быть соблюдены, четко определены. Существуют более высокие требования к мониторингу. Могут появиться неожиданные результаты или тупиковые ситуации. Задача может потребовать оценки релевантности набора элементов для исключения отвлекающих факторов. Может потребоваться некоторая интеграция и выводные рассуждения.
Уровень 3 - 341 - 500 На этом уровне задачи обычно требуют использования как общих, так и более конкретных технологических приложений. Для решения проблемы требуется некоторая навигация по страницам и приложениям. Использование инструментов (например, функции сортировки) необходимо для продвижения к решению. Задача может включать несколько шагов и операторов. Респонденту, возможно, придется определить цель проблемы, а критерии, которым необходимо соответствовать, могут быть или не быть явными. Обычно предъявляются высокие требования к мониторингу. Возможны неожиданные результаты и тупиковые ситуации. Задача может потребовать оценки актуальности и достоверности информации, чтобы отбросить отвлекающие факторы. Интеграция и выводные рассуждения могут быть необходимы в значительной степени.
Знаете ли вы, что…
Грамотность тесно связана с социальным благополучием.
В среднем по ОЭСР работающие люди гораздо чаще демонстрируют высокие уровни владения базовыми компетенциями.
Так, среди владеющих базовыми компетенциями на уровне 1 и ниже, работают 57%, безработны - 7%, а 36% - не работают и не ищут работу.
А среди тех, кто владеет базовыми компетенциями на уровне 4-5, работают 79%, безработны - 4% и только 17% - не работают и работу не ищут.
Кроме того, грамотность в среднем по ОЭСР тесно связана с возрастом.
С 16 до 35 лет владение базовыми компетенциями постоянно возрастает, пик приходится на 30-34 года, а потом идет постепенное снижение.
Однако в России эта тенденция не подтверждается.
Наконец, грамотные люди реже болеют.
В среднем по ОЭСР те, кто владеет базовыми компетенциями на уровне 1 и ниже, сообщают о плохом здоровье в 2 раза чаще, чем владеющие базовыми компетенциями на уровне 4-5.
Те, кто владеет базовыми компетенциями на уровне 2, также сообщают о плохом здоровье чаще среднего.
Однозначного объяснения этому пока нет, но исследователи предполагают, что люди более образованные имеют больше возможностей заботиться о своем здоровье и реже работают там, где существуют большие физические нагрузки.
Социально-демографические характеристики
Компетенции и образование
Россияне, имеющие ученую степень или два высших образования, продемонстрировали наивысший результат по всем трем показателям компетенций.
Наиболее высокий уровень решения задач в технологически насыщенной среде продемонстрировали респонденты, обладающие ученой степенью, степенью бакалавра, а также окончившие среднюю школу. Хуже всего с данными задачами справились респонденты с образованием менее 9-ти классов и с начальным профессиональным образованием.
Наиболее математически грамотными оказались респонденты, имеющие высшее образование, а также те, кто окончил среднюю школу.
Тем не менее, результаты россиян, имеющих высшее образование, на международном уровне сравнительно низкие, тогда как результаты россиян, имеющих среднее образования, на международном уровне - высокие.
Компетенции и возраст
У респонденты в возрастной группе 30-34 года наблюдаются «провалы» в грамотности в области чтения (270 баллов против средних 275 баллов для страны), а также в математической грамотности (266 при среднем показателе 270).
Низкий уровень решения задач в технологически насыщенной среде относительно других возрастных групп наблюдается у россиян в возрасте 40-44 года, а также 55-65 лет. В то время как молодые респонденты в возрасте 16-24 года продемонстрировали наиболее высокие результаты по данному показателю.
Компетенции и квалификация
Специалисты среднего уровня квалификации и руководители набрали наибольшее количество баллов по математической грамотности: 285,7 и 284,6 соответственно.
Россияне, занятые в отрасли связи, лучше остальных решают проблемы в технологически насыщенной среде. На втором месте расположились финансисты.
Компетенции и пол
По всем трем ключевым показателям оценки компетенций взрослого населения женщины набрали больше баллов, чем мужчины. Разница между полами для показателя грамотности в области чтения является значимой (P=0,0351).
Рейтинг стран по среднему баллу по грамотности в области чтения
1. Япония - 296,2
2. Финляндия - 287,5
3. Нидерланды - 284,0
4. Австралия - 280,4
5. Швеция - 279,2
6. Норвегия - 278,4
7. Эстония - 275,9
8. Фландрия (Бельгия) - 275,5
9. Российская Федерация - 275,2
10. Чехия - 274,0
11. Словакия - 273,8
12. Канада - 273,5
13. Корея - 272,6
14. Англия/С. Ирландия (Великобритания) - 272,5
15. Дания - 270,8
16. Германия - 269,8
17. США - 269,8
18. Австрия - 269,5
19. Кипр - 268,8
20. Польша - 266,9
21. Ирландия - 266,5
22. Франция - 262,1
23. Испания - 251,8
24. Италия - 250,5
Средний - 272,8
Рейтинг стран по среднему баллу по математической грамотности
1. Япония - 288,2
2. Финляндия - 282,2
3. Фландрия (Бельгия) - 280,4
4. Нидерланды - 280,3
5. Швеция - 279,1
6. Норвегия - 278,3
7. Дания - 278,3
8. Словакия - 275,8
9. Чехия - 275,7
10. Австрия - 275,0
11. Эстония - 273,1
12. Германия - 271,7
13. Российская Федерация - 269,9
14. Австралия - 267,6
15. Канада - 265,5
16. Кипр - 264,6
17. Корея - 263,4
18. Англия/С. Ирландия (Великобритания) - 261,7
19. Польша - 259,8
20. Ирландия - 255,6
21. Франция - 254,2
22. США - 252,8
23. Италия - 247,1
24. Испания - 245,8
Средний - 268,7
Рейтинг стран по среднему баллу по решению задач в технологически насыщенной среде
1. Япония - 255,2
2. Словакия - 238,0
3. Корея - 236,5
4. Польша - 236,5
5. Финляндия - 234,5
6. Российская Федерация - 234,4
7. Чехия - 229,3
8. Эстония - 229,1
9. Фландрия (Бельгия) - 227,8
10. Швеция - 227,8
11. Нидерланды - 227,4
12. Австралия - 227,1
13. Ирландия - 226,7
14. США - 224,8
15. Норвегия - 224,5
16. Англия/С. Ирландия (Великобритания) - 222,9
17. Австрия - 222,6
18. Канада - 222,6
19. Дания - 222,5
20. Германия - 219,4
Средний - 229,2
Рейтинг стран по среднему баллу по грамотности в области чтения, математической грамотности, решению задач в технологически насыщенной среде
1. Япония - 279,9
2. Финляндия - 268,1
3. Кипр - 266,7
4. Нидерланды - 263,9
5. Словакия - 262,5
6. Швеция - 262,0
7. Фландрия (Бельгия) - 261,2
8. Норвегия - 260,4
9. Российская Федерация - 259,8
10. Чехия - 259,7
11. Эстония - 259,4
12. Австралия - 258,4
13. Франция - 258,2
14. Корея - 257,5
15. Дания - 257,2
16. Австрия - 255,7
17. Польша - 254,4
18. Канада - 253,9
19. Германия - 253,6
20. Англия/С. Ирландия (Великобритания) - 252,4
21. Ирландия - 249,6
22. США - 249,1
23. Италия - 248,8
24. Испания - 248,8
Средний - 256,90
Данные по России являются предварительными и не включают Москву.
Рейтинг стран по среднему баллу на оснований международных исследований PISA-2018, TIMSS-2019, PIRLS-2011, ICILS-2013, PIAAC
1 . Сингапур - 586 ( 8 )
2 . Китай - 579 ( 3 )
3 . Япония - 556 ( 10 )
4 . Южная Корея - 545 ( 11 )
5 . Финляндия - 533 ( 11 )
6 . Россия - 527 ( 12 )
7 . Нидерланды - 523 ( 10 )
8 . Эстония - 522 ( 6 )
9 . Польша - 522 ( 10 )
10 . Канада - 521 ( 10 )
11 . Чехия - 521 ( 10 )
12 . Швеция - 520 ( 11 )
13 . Норвегия - 519 ( 12 )
14 . Великобритания - 519 ( 11 )
15 . Австралия - 519 ( 12 )
16 . Ирландия - 518 ( 11 )
17 . Латвия - 518 ( 6 )
18 . Дания - 518 ( 9 )
19 . Бельгия - 513 ( 9 )
20 . Словения - 513 ( 5 )
21 . Литва - 513 ( 9 )
22 . США - 513 ( 11 )
23 . Германия - 512 ( 10 )
24 . Австрия - 512 ( 9 )
25 . Венгрия - 511 ( 8 )
26 . Португалия - 507 ( 7 )
27 . Словакия - 506 ( 9 )
28 . Швейцария - 505 ( 4 )
29 . Новая Зеландия - 502 ( 6 )
30 . Франция - 500 ( 8 )
31 . Италия - 498 ( 9 )
32 . Испания - 497 ( 5 )
33 . Хорватия - 496 ( 6 )
34 . Израиль - 493 ( 6 )
35 . Кипр - 490 ( 9 )
36 . Исландия - 481 ( 3 )
37 . Тринидад и Тобаго - 479 ( 1 )
38 . Болгария - 478 ( 6 )
39 . Люксембург - 477 ( 3 )
40 . Турция - 476 ( 8 )
41 . Белоруссия - 472 ( 3 )
42 . Бахрейн - 471 ( 3 )
43 . Украина - 463 ( 3 )
44 . Сербия - 461 ( 4 )
45 . Чили - 459 ( 6 )
46 . Мальта - 457 ( 4 )
47 . Греция - 453 ( 3 )
48 . Казахстан - 452 ( 6 )
49 . ОАЭ - 450 ( 6 )
50 . Румыния - 447 ( 5 )
51 . Малайзия - 443 ( 5 )
52 . Азербайджан - 439 ( 5 )
53 . Оман - 438 ( 2 )
54 . Иран - 437 ( 2 )
55 . Катар - 433 ( 6 )
56 . Молдавия - 424 ( 3 )
57 . Уругвай - 424 ( 3 )
58 . Бруней - 423 ( 3 )
59 . Грузия - 422 ( 5 )
60 . Черногория - 422 ( 3 )
61 . Албания - 420 ( 3 )
62 . Иордания - 416 ( 3 )
63 . Мексика - 416 ( 3 )
64 . Коста-Рика - 415 ( 3 )
65 . Аргентина - 409 ( 4 )
66 . Колумбия - 405 ( 3 )
67 . Таиланд - 403 ( 4 )
68 . Босния и Герцеговина - 402 ( 3 )
69 . Перу - 402 ( 3 )
70 . Бразилия - 401 ( 3 )
71 . Сев. Македония - 400 ( 3 )
72 . Саудовская Аравия - 397 ( 4 )
73 . Кувейт - 393 ( 1 )
74 . Филиппины - 383 ( 3 )
75 . Индонезия - 382 ( 3 )
76 . Ливан - 377 ( 3 )
77 . Марокко - 375 ( 4 )
78 . Панама - 365 ( 3 )
79 . Косово - 359 ( 3 )
80 . Доминиканская Республика - 334 ( 3 )
81 . Египет - 330 ( 1 )
82 . ЮАР - 320 ( 1 )
В вышеуказанный список не вошли следующие регионы КНР:
- Тайвань - 557 ( 8 )
- Макао - 543 ( 4 )
- Гонконг - 543 ( 9 )
В вышеуказанный список не вошёл следующий регион Великобритании:
- Северная Ирландия - 550 ( 3 )
Расчеты были сделаны по данным проведенных исследований последних годов: PISA-2018, TIMSS-2019, PIRLS-2011, ICILS-2013, PIAAC. В скобках указано количество исследований, в которых участвовала страна.
Об международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS и ICILS я писал в посте "
Самые лучшие школьные системы образования в мире".
Источники:
Programme for the International Assessment of Adult CompetenciesPIAAC.RU Смотрите также:
В какой стране самая лучшая система образования в мире? Рейтинг стран по количеству медалей на международных олимпиадах школьников Рейтинг стран мира на основании Global Skills Index за 2019-2022 года, представленной Coursera Как сложилась карьера призеров школьных и студенческих олимпиад Рейтинг лучших ВУЗов мира по количеству побед на международных студенческих олимпиадах Самые лучшие системы высшего образования в мире Рейтинг стран мира по количеству золотых медалей WorldSkills Рейтинг стран по доле людей с высшим и третичным образованием В какой стране сложнее ЕГЭ? РОССИЯ vs США Россия vs Америка.Кто умнее?