Старый город. Еврейский квартал. Часть первая.

Sep 29, 2019 21:07

Краткое содержание предыдущих серий:
 1. Где я? Кто здесь?
 2. Израиль 2019. Прогулка по Иерусалиму.
 3. Старый город. Прогулка по стенам и крышам Иерусалима.

Ну а теперь мы пройдемся по улицам Старого города.

В 1826 году в Иерусалиме появилось первое протестантское представительство - Лондонское общество распространения христианства среди евреев. Первую церковь удалось построить только к 1849 году, т.к. тогда трудно было выбить разрешение из турецких властей (его дали, но в процессе строительства отменили, потом опять дали и так пока всех не задолбали). В 1887 году епархия превратилась в чисто англиканскую и остается таковой по сей день.




Основной идеей общества была забота о евреях и попытка обратить их в христианство. С этой целью был построен "хоспис", он же приют с бесплатными обедами, она же больница. Представительство постепенно превратилось в комплекс зданий (больница, гостиница/приют, столовая и т.д.), окружающих очень уютный зеленый дворик.



В том же комплексе была построена церковь Иммануэль, она же Церковь Христа (англ. Christ Church), она же церковь Мессии (ивр. כנסיית המשיח). Странное сооружение, но красивое.



Для того, чтобы привлечь евреев, интерьер церкви максимально приблизили к синагоге. Но какая же может быть церковь без крестов? Чтобы не отпугивать евреев, все кресты были замаскированы в витражах (в изображениях деревьев), розетках и прочих украшениях. Зато на первый план выдвинуты надписи на иврите и иудейская символика. Присутствуют и стандартные для синагоги "арон акодеш" (אֲרוֹן הַקֹּדֶש) - хранилище для свитков Торы, и "бама" - кафедра. Только надписи на них не стандартны. На кафедре крупно написано "Это сделано в память обо мне" (т.е. церковь построена), а в центре (в круге между короной и звездой Давида) надпись "Иммануэль", что вроде как и просто название церкви, но в переводе означает "с нами Всевышний". Ну и иудейская символика, что вроде как намекает, что Бог един.



Тут вроде лучше видны деревья на витражах. Ветки расположены так, что их пересечения создают кресты (особенно большое дерево на центральном окне). Вроде как ненавязчиво намекая...



Витраж над входом изображает (ну, кроме крестов) три жизненно важных растения: слева пшеница, справа виноград, а в центре... марихуана.



Единственное, что не учли англичане - с какой публикой они будут иметь дело. В те времена в Иерусалиме (под турками, помним, да?) жили только сдвинутые на голову евреи - религиозные фанатики. Этих бесплатными обедами даже в самый суровый голод не купишь. Так и осталась то ли церковь, то ли синагога без постоянной паствы.

Но надо отдать должное англичанам - они не сдавались. Продолжали лечить больных и кормить голодных. А еще они внесли немалый вклад в изучение истории - воссоздали первые макеты Старого города времен Второго храма и построения Купола Скалы. Вот, к примеру, Второй храм.



Сегодня эти макеты расположены в небольшом музейчике на территории англиканской обители. В здании было так приятно, прохладно в жаркую погоду. Очень хотелось там подольше потусоваться.



Но мы двинулись дальше.



А потом еще дальше



Иногда интересно рассматривать обитателей Старого города. Вот эти, к примеру, как сказала моя дочь, в платьичках.



И стены тоже интересно рассматривать. Порой среди обычных камней можно встретить следы римлян...



Или вот много где встречаются знаки над входом в дом, обычно они расположены по три. С виду просто украшение, но на самом деле всему есть объяснение. Эти звезды защищают мужчин от Лилит (ивр. לילית) - женщины-демона. По преданию сначала Бог создал Лилит, но Адам ей не понравился. Тогда пришлось под общим наркозом вырезать у Адама ребро и создавать Еву. Лилит была изгнана и с тех пор она является мужчинам по ночам, пытаясь их совратить. Нет такого мужчины, которому бы хоть раз ни явилась (или попыталась явиться) Лилит. Страшное дело.



Улочки еврейского квартала то сужались, то расширялись. Долго ли, коротко ли, вышли мы к римским торговым рядам.



Цены здесь куда выше, чем на арабском рынке, зато все чисто и цивильно. Ну и вместо черной археологии все лицензировано.



Очень интересные мезузы, я даже не сразу поняла, что это



Ну и выходим к римской рыночной площади.



На стене изображение того, как раньше все это выглядело. Только в роли римлян изображены лица знаменитостей. На переднем плане Тедди Коллек - первый мэр объединённого Иерусалима (после Шестидневной войны). Именно ему евреи обязаны тем, что могут подходить к Стене Плача и там молиться. Тедди Коллек предложил снести трущобы квартала Муграбим, стоявшие тогда вплотную к стене. Это был самый запущенный и тесный квартал города. Правительство проект одобрило, но предупредило, что мэра обязаны будут снять с должности. Так и произошло. Трущебы дали снести, а потом "приняли меры", но было уже поздно. Дома демонтировали, а жителям предоставили приличную денежную компенсацию. Так появилась площадь перед главной еврейской святыней.



Вдоль римской площади мозаики, тоже изображающие римлян.



Первая карта Старого города



Вид на колоннаду сверху.



Более новая часть еврейского квартала. Здесь мы зашли перекусить. Шварма была так себе, но нас предупреждали, что с точки зрения гастрономического туризма Старый город - далеко не самое лучшее место в Иерусалиме. Единственное преимущество еды в еврейском квартале - чисто и есть где присесть. К этому моменту единственное, чего нам хотелось, кроме как поесть - сесть и отдохнуть. А ведь мы еще и половины маршрута не прошли...



Продолжение следует...

Ну и с Новым Годом всех, кто празднует!

Иерусалим, Поездки, Израиль

Previous post Next post
Up