Бортовые самописцы - это не только пилоты.
И поэтому сегодня я покажу вам то, что называется чёрным, но на самом деле - оранжевое.
Итак...
если глянуть на хвост Airbus-320 справа, то примерно между порогом задней двери и стабилизатором мы найдём неприметный лючок.
Ён ведёт в скворечник.
Откроемте же и пролеземте ж.
Справа от входа наличествует тумблер включения освещения.
Им мы включаем два плафона, заливающие пространство ослепительно-белым сиянием.
(ну, или тускло-жёлтым - как попрёт)
Для предохранения нежных стёкол от техничьих голов наблюдаем заботливо установленную решёточку - конечно, ведь запчасти сейчас такие дорогие!
Озираемся в происках.
Прямо выше наблюдаем:
- слева - стоечка с самописцами (об их потом),
- светлое внизу - стабилизатор,
- справа - привод перекладки стабилизатора.
Как видим, перекладка стабилизатора осуществляется перемещением по большому винту соединённого со стабилизатором привода.
Вот он крупнее:
На нём множество интересного, и с ним можно делать замысловатые тесты.
Но так как мы сегодня тут лишь ознакомительно, то вот вам масломерное стекло :)
Сверху от стабилизатора наблюдаем:
- снизу - пространственная ферменная конструкция, обспечивающая отсеку жёсткость,
- сверху - различные провода в отсек
ВСУ (он - за задней стенкой отсека стабилизатора),
- посредине - труба отбора воздуха от ВСУ.
Как и всё самолётное, труба очень интересна.
Непосредственно труба находится внутри жестяного кожуха с теплоизоляцией.
В этом кожухе наблюдаем отверстия.
Также вдоль трубы проходит детектор перегрева/пожара. Такие же
детекторы установлены в гондолах двигателей и в центроплане в отсеках кондиционирования.
Отверстия в кожухе неспроста.
Если труба с горячим воздухом от ВСУ даст утечку, то воздух будет выходить через эти отверстия.
И попадёт прямо на детекторы!
Ну, а далее сирены и стробоскопы не дадут пилотам скучать.
Далее эта труба спускается вниз.
Вдоль неё проходят тросы запасного управления перекладкой стабилизатора.
Как раз на ролики под потолком.
Снизу стабилизатора
наблюдаем подобную ферму из труб.
Справа-слева у неё есть шарниры навески стабилизатора.
Оченно интересно представлять из себя какую-нибудь Лару Крофт, просачиваясь между этими трубами в попытках достичь точек смазки в самых дальних углах. Йога, мля, так отдыхает!
В центре полотна наблюдаем небольшую табуретку.
Она там не просто так.
В ней находится привод створки воздухозаборника ВСУ.
При отказе электрической части привода его можно деактивировать в открытом положении.
Для чего опять же придётся лезть в эту дырку. Правда, кажется, существует ещё лючок в заду этого отсека, возле привода.
Теперь оглянемся вперёд по полёту.
Это - задний говно гермошпангоут.
Он отделяет самую важную часть самолёта - кухню - от негерметичной части хвоста.
Это - полусферическая металлическая оболочка.
Высокохудожественные потёки свидетельствуют о незаурядном вкусе техников, наносивших антикоррозийный состав.
Как видно, сквозь гермошпангоут с помощью гермовывода пропущены кабели электропитания от ВСУ.
Также наличествуют гермовыводы и в других частях гермошпангоута.
Два глаза, таращащихся на вас из темноты, есть предохранительные клапаны.
Они пропускают воздух снаружи фюзеляжа внутрь, если вдруг давление внутри будет ниже забортного.
Это возможно, например, при резком снижении. Если вдруг система кондиционирования не отследит этот вопрос.
Ну вот.
Теперь мы готовы приобщиться к самой главной тайне - про самопизцы.
Их на самолёте около трёх :)
Самые главные живут как раз в этом отсеке, слева (или сзади) от влаза.
Двое притулились на этажерочке:
сверху - параметрический накопитель
Он пишет параметры полёта примерно за последние 25 часов.
По идее, справа у него - электроника, а слева - сам защищённый блок с твердотельной памятью.
Прямо над барашками крепления блока к шасси есть разъём, через который можно
скачать записанные данные.
Под ним живёт голосовой накопитель - CVR (Cockpit Voice Recorder).
Шасси накопителей крепятся на виброизоляторах.
На торце каждого накопителя крепится подводный маячок (ULB = Underwater Locator Beacon).
Это - независимое от накопителя автономное устройство на батарейке.
Центральный контакт изолирован от корпуса пластмассовым изолятором.
При попадании в воду цепь замкнётся, и внутри включится собственно маячок.
Он будет передавать в воду ультразвуковой сигнал 35-40 кГц для облегчения поиска накопителя.
Маячок работоспособен до глубины 6 км и должен быть обнаруживаем на расстоянии до 3,5 км.
Ну, и на сладенькое у нас будет история про секс.
Для того, чтобы пилотам служба мёдом не казалась, им иногда делают секс.
Для этого нужен третий накопитель.
Чтобы не лазить каждый раз в чердак и трубашатать разъём аварийного накопителя, в самолётке устроили ещё один параметрический накопитель с упрощённым доступом.
Живёт он под полом салона, в отсеке авионики, на стеллажике.
Это - обычный чёрный блок.
Параметры полёта он пишет на магнитооптический диск или на PCMCIA-карту.
Периодически (примерно раз в день-два) диск или карта меняется на чистую, а информация с вынутой отправляется в отдел расшифровки авиакомпании.
И если пилот накосячил, ему устроют секс.
Только он вряд ли почувствует удовольствие :)
Говорят, есть накопители и на более современных носителях, и даже передающие информашку по радио. Но я пока с такими не встречался.
На этом мы и всё про скворечник с накопителями.
Всем спасибо.
Poll