Аварийные трапы самолёта - кто виноват и как сделано?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/61625582.8b/0_740a5f_7e622f31_orig.jpg)
Проползая из дьютика по вестибюлю самолёта, мимо симпатичных ножек приветливых стюардесс
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/61625582.8b/0_748a5c_16102ab3_orig)
, вы обязательно обращаете внимание на двери.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/61625582.8b/0_740a61_7bda9855_orig.jpg)
Вверху там много пока неизвестного и пугающего, однако один момент на уровне вашего восприятия интересует вас более всего.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/61625582.8b/0_740a4e_73649d6c_orig.jpg)
Что в ящике?
Не мудствуя лукаво, отвечу вам сразу.
Там предмет
нашего сегодняшнего междусобойчика.
Это - аварийные надувные трапы.
Трапов на A320 несколько.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/61625582.8b/0_740a64_8c0f0bda_orig.gif)
Обычно их по одному висит на каждой двери - на входных слева и сервисных справа.
Также есть по одному трапу для спускания с крыла сзади аварийных выходов на крыло на самолётах моделей 319 и 320.
Про них уже было писано в основополагающем посте про баллоны этих трапов:
http://lx-photos.livejournal.com/242564.html А сегоднячко мы смотрим исключительно аварийные трапы, установленные на дверях.
Как видно из предыдущего рисунка, некоторые трапы могут использоваться для получения удовольствия на воде:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/61625582.8b/0_748a12_c5aa9357_orig)
Однако понятно, что таскать внутри салона такой матрасик неудобно.
Поэтому трапы сворачиваются, компактно упаковываются в чехол, и снабжаются баллоном сжатого газа с системой надува. Это происходит на заводе-изготовителе или в ремонтной организации.
Про систему надува напомню, что основным наполнителем трапа является не газ из баллона, а воздух, засасываемый внутрь трапа с помощью эжекции. Так получается быстрее, и нужен меньший объём баллона.
Трапы на крыло (A319, A320) и трапы дополнительных выходов спереди и сзади крыла (A321) имеют отдельные баллоны, каждый из которых соединяется со своим трапом шлангом.
А трапы на передних и задних дверях
всех моделей семейства Airbus-320 имеют встроенные баллоны.
Трап прикреплён ко входной или сервисной двери.
На этом виде снизу мы замечаем почти всё важное:
саму дверь,
жёлтый мягкий кожух трапа,
чёрным обёрнута металлическая штанга, которая удерживает выпущенный трап в проёме двери.
Эта штанга своими концами вставляется в кроштнейны по бокам проёма двери.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/61625582.8b/0_740a63_72fa0609_orig.jpg)
Кронштейны имеют подвижную клавишу, запирающую концы штанги в положении Armed (трап подготовлен к срабатыванию).
Армируется трап ручкой на двери.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/61625582.8b/0_740a5c_cd552e09_orig.jpg)
Когда самолёт на земле, ручка поднята, и зафиксирована пином с вымпелом. В этом положении дверь можно безопасно открывать.
Зелёная индикация как бы намекает.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/61625582.8b/0_740a5b_15df997c_orig.jpg)
Штанга трапа удерживается в двух захватах по концам этой штанги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69376/61625582.8b/0_740a52_446ca710_orig.jpg)
Штанга в этих захватах может свободно двигаться, НО
препятствует ей вставленный в штангу штырь, соединённый с валом системы армирования двери.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/61625582.8b/0_740a53_c6e6e38c_orig.jpg)
(вот он отсвечивает в отверстии)
При закрытии двери захваты со штангой опускаются на кронштейны проёма.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/63971/61625582.8a/0_740a49_5fa31781_orig.jpg)
, прижимая клавишу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27216/61625582.8a/0_740a44_5eece2b5_orig.jpg)
При переводе ручки армирования трапа в положение Armed трап подготавливается к срабатыванию.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/39073/61625582.8b/0_740a5e_3bfdbe2_orig.jpg)
Это заключается в том, что штанга переводится из захватов на двери в захваты на проёме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/67698/61625582.8b/0_740a5a_38ff359f_orig.jpg)
Перевод штанги производится тем самым загадочным штырём на валу, коий вал приводится через систему армирования внутри конструкции двери.
Занятно, что Эйрбас, конечно, самолёт гораздо более человечный в этом плане, нежели Боинг-737. На Боинге проводникам приходится наклоняться чуть ли не раком, чтобы вставить или вытащить вручную эти штанги в кронштейны. А тут всё по уму.
Тем временем механический индикатор указывает положение штанги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/26352/61625582.8a/0_740a43_b19345bf_orig.jpg)
Если теперь открыть дверь изнутри, то трап будет вытянут из своего контейнера, а натянувшийся тросик откроет кран подачи газа из баллона трапа в эжектор.
Эжектор засосёт воздух из атмосферы внутрь трапа, и он надуется.
Конструкция системы открывания двери дизармирует трап (то есть, выводит штангу из кронштейнов проёма) при открытии двери снаружи. Это обеспечивает безопасность спасателей и прочих желающих войти в армированную дверь.
При покидании самолёта по трапу надо не присаживаться к нему, а, выходя в полный рост, прыгать вперёд на него попой, и съезжать.
Поэтому острые каблуки в данном случае не оценят ваши последователи.
Если трап выпал, но не надулся, сделать это можно, потянув красную матерчатую ручку в верхней части висящего трапа.
После использования трап можно быстро отсоединить, вытянув шнурок, показанный на правом рисунке как Girt Bar Release Strap.
Теперь посмотрим на клиента вживую.
Снимаем кожух.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27797/61625582.8b/0_740a55_ae40cb7a_orig.jpg)
Трап висит на двух крючках в нижней части, и на двух винтах вверху по углам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/71764/61625582.8a/0_740a41_c87c7e6d_orig.jpg)
Вот они:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/27797/61625582.8a/0_740a4b_ae983e84_orig.jpg)
Посредине проходит кабель с разъёмом для подключения сигнализатора давления внутри баллона трапа к самолётной системе.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/69089/61625582.8a/0_740a4a_63a92b53_orig.jpg)
При падении давления об этом будет выдано сообщение пилотам на дисплей.
Трап также имеет окошко для визуального наблюдения за давлением по манометру на баллоне.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/64326/61625582.8b/0_740a57_a6f25954_orig.jpg)
И в сторонке пришит кармашек для пина деактивации крана открытия баллона.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/68668/61625582.8b/0_740a58_a0f00081_orig.jpg)
Этот пин вставляется в голову баллона для предохранения от срабатывания при перевозке и обслуживании.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/61625582.8b/0_740a59_5d5e0a71_orig.jpg)
Об этом уже писано было в
основополагающем посте про баллоны в багажниках.
Трапы положено проверять на срабатывание каждые сколько-то лет.
Благодаря этому мы можем насладиться видео процесса:
Click to view
Потом трап отправляют на инспекцию и переупаковку.
А вот как надо по трапу эвакуироваться:
Click to view
(с песнями и плясками)
Обратите внимание, что подследственные прижимают руки к телу спереди.
Это потому, что если при быстром съезде хвататься руками, то можно их стереть и обжечь. А то и сломать.
Установка трапа на дверь:
Click to view
Самый гемор тут - зашнуровать штангу (бывает очень неудобно натягивать шнур).
На этом всё.
Всем спасибо, и интересно полетать.
Poll Фотографии большего размера доступны в альбоме «
Door Escape Slide», автор
Lx-photos на Яндекс.Фотках