…НА ФИГА КОЗЕ БАЯН, А ЕВРОПЕ - ЕЩЕ И СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПРОХОД? (Из истории пряностей-9)
…«англичане содержат повсюду во вселенной своих консулов и агентов, ибо, как известно, шагу сделать нельзя, чтобы как-нибудь невзначай не наступить на какой-либо вездесущий великобританский интерес»… М.М.Бакунин, «Тропическая Голландия», 1902
Баренцево море тогда не было Баренцевым. А было оно Мурманским (т.е. Норвежским, ведь урмане на древнерусском означало "норвежцы" :-) и именно с таким именем фигурировало на картах, начиная с XVI века. Баренцевым оно стало лишь в 1853 году…
"Первую вылазку предпринял Оливер [правильно, видимо, все же "
Оливье"?] Брунел. Он отправился в плавание в 1584 году, однако его корабль потерпел крушение. Виллем Баренц фактически отправился по следам своего соотечественника [боюсь, что он сам бы на "соотечественника" не согласился: Брунел был фламандцем :-)]…" Профессор
Лоуренс Хакуборд из Центра Арктики в Гронингене (Нидерланды).
На самом деле, Брунелу не повезло дважды. Корабль потерпел крушение - это еще ладно. А вот то, что он перешел дорогу бриттам, обошлось ему намного дороже…
"Летом 1558 года - почти через пять лет после роковой экспедиции в Арктику сэра Хью Уиллоуби (см.
ЗДЕСЬ) в Лондон пришла огорчительная новость, пишет уже не раз цитировавшийся мной Мильтон. - По слухам, изобретательный молодой исследователь из Брюсселя по имени Оливер Брунел пересек значительное расстояние вдоль северного побережья России и заявил, что он на грани обнаружения Северо-Восточного прохода. Уверенный в успехе, он уже планировал сесть на русский корабль и продолжать плыть до тех пор, пока не достигнет Островов пряностей: такой путь срезал бы две тысячи миль и более года плавания от долгого восточного пути".
Ой, зря он был уверен в успехе!
(ВНИМАНИЕ! Как я и обещал
ЗДЕСЬ, начинаю придираться к англичанам. Или, по изящному выражению almaiz, "швырять фекалии". Фекалии, правда, будут заморские, наивысшего качества -британские же. Надеюсь, это послужит almaiz утешением…)
"Эта новость вызвала сильнейшее беспокойство среди лондонских торговцев, ибо симпатии Брунела были отданы голландцам, и любое открытие пошло бы на пользу им, - продолжает Мильтон. - Исследования Брунела было необходимо остановить, и с этой целью торговцы только что созданной Московской компании [также см. в предыдущем посте серии] быстро донесли о нем русским как о шпионе, и несчастный Брунел провел последующие 12 лет в тюрьме".
Ну, да, некоторое сочувствие "несчастному" наблюдается. Но отнюдь не раскаяние: раз уж остановить было "необходимо", то тут годятся любые средства…
(Остановить, кстати, не удалось: выйдя из тюрьмы, Брунел уже на службе у Строгановых предпринял новую экспедицию, в ходе которой, как уверял он сам, доплыл до устья Оби, которое тогда считали точкой поворота к Индиям, цитируя известную русскую поговорку: "За Оби река мориа темпла" (для тех, кто плохо понимает по-русски, переведу: "За Обью-рекой - теплые моря").
Но интереснее другое… Вам понятно, зачем была создана Московская компания, которая любыми средствами тормозила ни коим образом не мешавшие торговле с Россией исследования? Вот именно. Вовсе не для торговли с Россией. Пряности, опять пряности…
Не верите? Так вот вам: участником двух первых плаваний Баренца (о них речь пойдет дальше) был тот самый
Линсхотен (
ПОРТРЕТ), о котором я уже упоминал
ЗДЕСЬ. Как вы сами думаете, зачем Баренцу понадобился эксперт по картографии Индий? И зачем он (Баренц) прихватил в свою первую экспедицию написанные по-арабски письма восточным владыкам (кстати, помните эксперта по "райскому языку" в составе экспедиции Колумба? -
ЗДЕСЬ)
А вот еще один персонаж: будущий адмирал
Jacob van Heemskerk (1567 - 1607;
ПОРТРЕТ), капитан одного из двух кораблей во время последней экспедиции Баренца. Уже в 1599 году мы находим его сначала в Бантене (см.
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ), а потом уже и в самих водах архипелага Банда - на родине мускатного ореха…
Ну ладно, теперь о самом
Виллеме Баренце (1550 - 1597,
ПОРТРЕТ). Он был безупречно логичен: на Крайнем Севере солнце сияет летом 24 часа в сутки, верно? Значит, в это время там не может быть льда, потому что солнце его растопило бы.
Это, кстати, не единственное безукоризненно логичное построение, объясняющее, почему множество экспедиций и до, и после Баренца тыкалось в поисках кратчайшего пути в Индии в вечные льды Северного океана. Вот еще одно: "Соленая вода замерзает при более низких температурах, чем пресная, правда? Значит, чем дальше на север от устьев великих сибирских рек, тем меньше должно быть льдов…"
Нет, не выходит у меня собственно о Баренце… Но ничего, сам он нам здесь не слишком интересен, да и написано о нем вполне достаточно для того, чтобы тут этим пренебречь с чистой совестью. Интереснее другое: насколько прочно оказалось забыто, КУДА, а главное - ЗАЧЕМ плыли Колумб и Магеллан, Баренц и Гудзон…
Вот вам еще пара фрагментов уже цитировавшегося выше интервью
Лоуренса Хакуборда:
- Между русским Севером и Нидерландами всегда существовала связь. Имя Виллема Баренца знакомо каждому голландцу и, думаю, каждому русскому.
- Скандинавы, в том числе и голландцы, издавна торговали с жителями этого региона, а года с 1560-го купцы начали продавать свои товары и на Кольском полуострове. Их самих интересовала главным образом семга. В 1578 году торговые корабли голландцев достигли уже Белого моря и Холмогор. В 1583 году несколько голландских кораблей, преследуемых конкурентами- датчанами, достигли устья Двины и того самого места, где ныне стоит город Архангельск. Они не могли не оценить удачного географического положения нового порта (сюда легко было завести корабли), что и сделало впоследствии Архангельск одним из крупнейших торговых городов. С тех самых пор Голландию и русский Север связывают прочные торговые контакты.
Так… "Их самих интересовала главным образом семга"… Точно? А может, что-то еще? Скажем, кратчайший путь к Индиям?
Кстати, о связях между Нидерландами и Россией: легко вспомнить еще одну историческую фигуру, славную упрочением связей между двумя странами: я, конечно же, имею в виду Петра Первого, но отнюдь (на мой взгляд) не Великого. Уж не потому ли ему так понравилось в Голландии, что к его времени на нее уже пролился самый настоящий золотой ливень доходов от торговли индонезийскими пряностями?
Вот что пишет Мильтон: "На островах Банда десять фунтов мускатного ореха [напомню, он рос тогда ТОЛЬКО там] стоили менее английского пенни. В Лондоне то же самое продавалось более чем за два фунта десять шиллингов - астрономическая прибыль в 60.000 процентов!"
Чтобы закрыть тему Баренца и перейти к Гудзону - заключительный аккорд из английской "Вики": "Баренц умер в море 20 июня 1597 года… Потребовалось еще семь недель, пока шлюпки достигли Колы (
КАРТА), где их спас русский торговый корабль".
Опаньки! Надо же, какие чудеса! Только что (см.
ЗДЕСЬ) та же "Вики" уверяла нас, что менее чем за полвека до этого Ричард Ченслер "ПЕРВЫМ проник в Белое море"… А теперь там уже русские корабли туда-сюда плавают… Какие успехи в судоходстве!
Я уже не раз писал, что очень люблю "Вики" и полагаю ее надежнейшим источником. Вот она (на сей раз - русская) пишет: "Эта экспедиция [Баренца] стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию".
А теперь откроем английскую на имени
Henry Hudson (Генри Гудзон - ум. 1611). И узнаем, что этот "английский морской исследователь и навигатор… после нескольких путешествий по поручению английских торговцев [конкретнее - уже хорошо знакомой нам - см. предыдущие два поста - Московской компании] с целью открытия возможного Северо-Восточного прохода в Индию исследовал район вокруг современного города Нью-Йорк (бывшая столица - с 1625 года - Новых Нидерландов город Новый Амстердам) во время поисков западного пути на Восток ПОД ЭГИДОЙ НИДЕРЛАНДСКОЙ ОСТ-ИНДСКОЙ КОМПАНИИ"…
Это какого такого "западного пути"? Сама "Вики" уточняет чуть позже: "
Северо-Западного прохода…"
Да и сам контракт Гудзона с НОИК гласил: "Вышеупомянутый Гудзон отправится примерно первого апреля в плавание с целью поисков прохода на Север вдоль северной стороны Новой Земли и будет двигаться по этой параллели до тех пор, пока не станет возможным плыть на юг…"
Но что это за месиво в "Вики" насчет "(северо-)западного" и "(северо-)восточного пути"? А все просто. Гудзон, выражаясь современным языком, пудрил "Господам 17" мозги.
Мильтон описывает это так: "Полумесяц" отправился в плавание в марте этого [1609] года со смешанной командой голландских и английских моряков. Мало кто из тех, кто наблюдал за его медленным продвижением к Северному морю, и еще меньше среди членов его команды могли угадать, что у Гудзона не было и мысли о том, чтобы плыть вдоль северного побережья России; и что тайком от всех он пустился в плавание с каютой, заваленной схемами и картами относящимися не к Северо-Восточному проходу, а к Северо-Западному проходу, и именно этот западный морской путь он и намеревался исследовать".
В общем, хотел как лучше, а получилось как всегда (с): вместо Островов пряностей - какие-то занюханные и никому особенно не нужные Новая Голландия с Новым Амстердамом. Нью-Йорком, то бишь…
Более на Гудзоне мы тоже детально останавливаться не будем, но нельзя не упомянуть о том, что он, пожалуй, дал самый обильный урожай своего имени на карте: река Гудзон (
КАРТА) , Гудзоновы пролив (
КАРТА), залив (
КАРТА) и риф (
КАРТА), графство Гудзон (
КАРТА) и город Гудзон (
КАРТА)...
P.S. Так что нет ничего удивительного в том, что так много читателей этого блога пишут в комментах, что хотели бы побывать в Индонезии. Оказывается, стремиться туда - многовековая добрая традиция :-)
P.P.S. Индекс серии об истории пряностей -
ЗДЕСЬ