ТЕНГЕР-7: ТЕНГЕРЫ - НЕ МУСУЛЬМАНЕ, НЕ БУДДИСТЫ, НЕ ИНДУИСТЫ…

Oct 05, 2009 08:22

…и в то же время - И ИНДУИСТЫ, И БУДДИСТЫ И ДАЖЕ МУСУЛЬМАНЕ
Начитавшаяся "Библии австралопитека" (как я ласково зову популярный путеводитель Lonely Planet)
_julisзабежала вперед и поинтересовалась ЗДЕСЬ: "…вроде как раз там живет крупнейшая на Яве индуистская народность тенггерцев…"
Вновь и вновь я заклинаю: не читайте в Lonely Planet ничего, кроме дающих практические советы разделов! Ну, ровным счетом ничего ее составители не знают о культуре и истории Индонезии (а то, что, как им кажется, они знают, они с заслуживающим лучшего применения упорством перевирают - примеры см. ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ - в самом конце).
Вот найти ночлег подешевле - это к ним. Но не более того…


Читайте под катом мое интервью со старостой деревни Чеморолаванг (куда-то засунул его имя… Если найду позже - поправлю здесь же; индекс серии о высокогорье Тенгер - ЗДЕСЬ), которое дам просто в пересказе (дословный перевод был бы слишком длинным, ибо изъяснялся староста с типично яванскими неторопливостью и плетением словесных кружев :-)


А проиллюстрирую я этот пост снимками случайно встреченной по пути тенгерской свадьбы…


…и тенгерских святилищ (на первом и этом фото - построенный относительно недавно у подножья Бромо потен (главный тенгерский храм), не имеющий особого исторического и культурного значения), …


…но сначала расскажу легенду:


- В конце XV века принцесса империи Маджапахит (ну вот! Снова - недавно было ЗДЕСЬ - Маджапахит… Нет, пора, пора познакомить вас с ним подробнее) Роро АнТЕНГ вместе со своим супругом Джоко СеГЕРом образовали в этих краях отдельное княжество, названное по последним слогам их имен - Тен-Гер. И, как водится, все поначалу шло хорошо, но вот детей у правящей четы не было.
Тогда Роро Антенг поднялась на Бромо ( ЗДЕСЬ), откуда и обратилась к богам с мольбой о помощи. Та была обещана, но взамен боги потребовали отдать им последнего из будущих детей.


Действительно, за потомством дело не стало, но когда родился последний - 25-й! - по имени Кесума, Роро Антенг отказалась принести его в жертву (ср. с легендой народа мангарай - ЗДЕСЬ). Тогда, чтобы избавить своих родителей и соотечественников от кары богов, Кесума сам бросился в кратер (по другой версии его все же бросила туда Роро Антенг). И до сих пор его голос порой напоминает о необходимости ежегодно проводить церемонию Касада, о которой вы узнаете из следующего ниже…


ИНТЕРВЬЮ С ДЕРЕВЕНСКИМ ГОЛОВОЙ:
- Было много гостей, которые писали о тенгерах, многое придумав сами такого, что сильно отличается от происходящего здесь. Но кое-что было написано правильно, однако уже изменилось, и мы, новое поколение тенгеров, как раз сейчас пробуем разобраться с тем, что о нас понаписали…


Общество тенгеров в настоящее время стремится сохранить и охранить обычаи и образ жизни наших предков. Не все, конечно - мы не намерены возрождать отжившее свой век, лишь то, что подходит и сейчас...


Значительная часть сохранения образа жизни тенгерского общества приходится на передачу культурной традиции: через рассказы старших молодежи, в ходе проведения ритуалов, через прямое обучение. Кроме того, руководство тенгерских деревень проводит специальные программы, в ходе которых их жители собираются в местах встреч и слушают старших, а также общаются между собой.
В целом, можно сказать, что, несмотря на большое количество как индонезийских, так и иностранных туристов, посещающих наши края, вплоть до настоящего времени не произошло серьезных изменений в тенгерской системе ценностей, мы сохранили наши ритуалы и культуру, а тенгерский язык остается языком повседневного общения: хотя мы и используем индонезийский язык - язык нашего единства - все же в ходе встреч и собраний звучит "язык матери" - тенгерский. Мы вполне способны отличить плохое от хорошего, так что мы отметаем такое внешнее влияние, которое нанесет ущерб нашей культуре.


- Кто такие тенгеры? Тенгеры - это общество, которое существует в отрогах высокогорья Тенгер, в горах Пенанджакан, Семеру, Бромо, входящих в четыре района - Проболинго, Маланг, Пасуруан, Лумаджанг.
Почему нас называют тенгерами? Что же касается обычаев и того, чем они отличаются от Бали, хотя у нас одна и та же религия - Hindu Dharma [m_tsyganov: Вот тут самое главное: религия Бали - не индуизм, а индубуддизм! Подробнее см. ЗДЕСЬ. Причем на Бали от победивших мусульманских султанатов бежали, в первую очередь, аристократы и жрецы, тогда как на высокогорье Тенгер - простонародье, а потому религия там является синкретической в еще большей степени], то такие различия существуют лишь в светских обрядах, а не религиозных церемониях - последние как раз в сути своей те же самые; хотя в мелочах различия могут быть - к примеру, в жертвоприношениях. Однако такие праздники, как галунган, кунинган, ньепи у нас одни и те же. Да, на Бали существует то, что называют кастами, а здесь они не заметны - именно потому, что тенгерское общество более демократично, нет различий между богатыми и бедными, слабыми и сильными... 
Обряды же у нас такие же, как у наших братьев на Бали. Немного, правда, различаются обычаи: на Бали мертвых кремируют (см. ЗДЕСЬ), а здесь - тело хоронят, а сжигают лишь сделанный из листьев символ. Храмы есть и у нас, и религиозные обряды такие же. В праздник ньепи (см. ЗДЕСЬ) мы не запираем все двери и окна, как это делают на Бали - нет, мы отмечаем его в священных и красивых местах, вдали от других людей. Не перекрываем дороги, не мешаем туристам.
Тенгерское общество более открытое, но это не означает, что мы отказались от наследия предков - мы открыты, потому что сильны.


- Тенгеры живут в 36 деревнях, относящихся к четырем кебупатенам (районам): Пасуруан, Проболинго, Лумаджанг и Маланг. Нас чуть больше 30 тысяч. Поскольку эти деревни являются частями тенгерского общества, там есть особый человек - "dukun pendeta" - который руководит проведением церемоний по нашим обычаям. У нас есть свой тенгерский язык, очень похожий на язык народности осинг в Баньюванги.


Уникальной чертой тенгерской культуры являются обычаи, которые проводятся шесть раз в год, в соответствии с нашим собственным календарем. Первый месяц называется Каса, второй - Каро, и в этот месяц проводится церемония Каро и исполняется священный танец - tari sodoran (nginum) - который нельзя танцевать в другое время. Третий месяц - Капад - отмечается общим праздником selamatan. В промежуток между Каро и Кападом в доме деревенского головы шесть раз проводятся церемонии, цель которых - обеспечить благополучие и отсутствие стихийных бедствий. В пятый и шестой месяцы церемоний нет, а в седьмой - Кепиту - празднуется amati geni (это что-то вроде ньепи). После этого наступает месяц "белого поста" - нельзя есть все, что содержит соль, сахар, нельзя пить белую воду и есть белый рис, так что мы едим кукурузу и овощи. Посередине "белого поста" бывает babaran - "отдых". А закрывается он праздником Кулову, который приходится уже на восьмой месяц. Потом начинается девятый месяц - Кесанга - когда проводится церемония очищения деревни, ее окрестностей, чтобы умиротворить Bhuta Kala, и те не беспокоили нас и наши посевы. В десятый и одиннадцатый месяцы церемоний нет, а в двенадцатый, месяц Касада, в районе 14, 15 или 16 числа, точно в день полнолуния, проходит главный праздник, который тоже называется Касада.


[Описание очевидцев: Касодо (= Касада) имеет место каждые 270 дней, и открывается самыми уважаемыми тенгерами, после чего идет представление классических искусств. В полночь в Потене (вот этом не так давно построенном храме) проводится церемония вступления в должность нового высшего священника. Также частью Касодо является церемония, когда в кратер Бромо бросаются жертвоприношения)].


Многие церемонии отличаются от балийских: на Бали есть нгабен (см. ЗДЕСЬ), здесь же - entas-entas, цель которого - помочь духам наших предков вернуться к себе, к Создателю, который проводится их детьми. Например, если у меня есть предки, дедушка с бабушкой, то у меня есть удача, и мой долг - совершить entas-entas. Есть церемония khitanan или sunat, которая проводится для мальчиков - учеников 4-5 классов, также церемония tugul gombak. Много здесь и таких церемоний, которых нет на Бали, хотя религия у нас одна и та же. Часто сюда приезжают посмотреть, как живут тенгеры, какие у нас обычаи, язык…
Мы носим одежду черного цвета. Почему черного? Это символ мира, покоя, а нам нравится ощущение покоя.


- Гора Бромо, которая давно известна и в других странах, может быть единственная такая в мире. И мы не сердимся, что другие тоже поклоняются ей, а лишь дополнительно убеждаемся в могуществе Божием, потому что Бромо - это место обитания духов наших умерших предков. Мы уверены в том, что наши предки находятся там. С точки зрения хронологии, на самом деле, Бромо - един: в самом начале была одна высокая гора, которая называлась Бромо, и она включала в себя и Баток. Мы тогда жили на ее склонах, и лишь после извержения Горы Мерапи оказались в кальдере».


О чем деревенский голова не сказал: многие заслуживающие доверия источники сообщают, что сейчас на религию тенгеров активно влияет ислам. Яванский заметьте, ислам - уже и сам в очень значительной степени синкретический. Так что через какое-то время вполне можно ожидать рождения нового сплава индобуддизма и ислама - видимо, будет похоже на уникальную религию вату-телу на Ломбоке, о которой мне еще предстоит рассказать.


Так же, как и на плато Диенг ( ЗДЕСЬ), большинство тенгеров занимается сельским хозяйством, выращивая капусту, картошку, кукурузу и лук (в экваториальном климате Явы только в горах вырастают овощи с нормальным вкусом).


И о сих пор верят, что с природными богатствами надо обращаться поосторожнее, чтобы не быть наказанными за хищничество новыми извержениями вулканов Семеру ( ЗДЕСЬ) и Бромо ( ЗДЕСЬ) - очень интересная параллель с симметрично живущей на противоположной оконечности Явы народностью бадуи (см. ЗДЕСЬ).






Однако в последние годы все более важным источником доходов для тенгеров становится туризм…

UPD 02.09.10: Касада от JakPost

park, java, volcano, religion, history, ЯваВост

Previous post Next post
Up