На блоге новый рассказчик -
suibnecelt, которая перенесет нас на сто лет назад на север острова Калимантан (на российских картах есть только такое название), который, однако, в Малайзии и Великобритании по ошибке называют Борнео :-)
"Мне пришлось обратиться к истории Сабаха начала ХХ в, когда я взялась изучать коллекцию фотографий, которые привез оттуда немецкий путешественник А. Грубауэр (он побывал там после 1890 и до 1911, более точной даты у меня нет). История оказалась очень интересная. Для статьи о Грубауэре, которую я писала, пригодилась малая толика того, что я нашла. Жаль, не могу поделиться с вами его фотографиями - они совершенно замечательные, но принадлежат музею, где я работаю, и ещё нигде не опубликованы. Придется довольствоваться фотографиями из старых книг, которые я нашла в музейной библиотеке.
Моим главным источником по истории Сабаха стала книга австралийского историка К. Трегоннинга «Северный Борнео» 1960 г. Он написал её по заказу британского правительства для серии о британских колониях и, конечно, книга скорее пропагандистская, чем научная: уж слишком много прославлений достижений британцев в Сабахе. Тем не менее, книга очень информативна, много сведений по истории региона в форме занимательных анекдотов. Источником сухих дат стала другая книга, тоже не без влияния идеологии, но с другой стороны: «История Малайзии» В. Тюрина.
Фотографии взяты главным образом из замечательного отчета O.Rutter. The Pagans of North Borneo. London, 1929. Раттер был чиновником в нескольких районах Северного Борнео в 1910-е годы, он живо и интересно пишет о своем опыте, о проблемах управления и контактов с местными жителями, о тяготах путешествий по бездорожью.
Кое-что взято из книги Evans I.H.N. Among Primitive Peoples in Borneo. London, 1922, …
…немного - из двухтомника Hose C., McDougall W. The Pagan Tribes of Borneo. London, 1912.
Как Северный Борнео стал Британским*
Рубеж XIX и XX веков. Британское Северное Борнео. Соседний Саравак с 1841 по 1946 год управлялся династией «белого раджи» Джеймса Брука. Судьба Сабаха сложилась совсем иначе. Эти гористые заросшие джунглями территории находились между двумя султанатами - Брунеем и Сулу.
«Бруни», столица султаната «Бруни» или Бруней - да, это скопище хижин на сваях
Вся эта местность даже получила у историков специальное название: «зона Сулу»*, объединенная древними торговыми, культурными и… как бы это сказать… не очень-то мирными связями.
В зоне Сулу встречаются филиппинская и малайская культуры. Две державы, чьи пиратствующие банды наводили ужас на путешественников, поделили Северный Борнео и раздали земли своим знатным людям (то есть лидерам пиратских групп). Эти пангераны и дато кормились с полученных наделов, собирая подати и забирая местных жителей в рабство.
Историк К. Трегоннинг, правда, замечает, что местные племена и сами были не прочь отдать им лишних детей, которых не могли прокормить, в обмен на оружие. Сабах этого времени Трегоннинг описывает как нищую глушь, раздираемую между пиратами Брунея и Сулу. Конечно, в этом случае приход англичан, провозгласивших всеобщее равенство перед законом [m_tsyganov: Провозгласить - оно, конечно, дело хорошее. Но даже в полуостровной Малайзии многочисленные султаны и их семейства стали частично подсудны обычным судам лишь в самом конце XX века - после реформ Махатхира Мохамада], должен показаться читателям спасением для местного населения. Возможно, так и было.
Вожди племен мурутов в ожидании прибытия Принца Уэльского
В середине XIX века интерес к Сабаху начали проявлять американцы, заинтересованные в укреплении позиций на Тихом океане. В 1850 году США заключили договор с Брунеем, предоставлявший им преимущественные права в регионе.
Но к 1867 году провал попытки основать Американскую торговую компанию Борнео стал очевиден, форт на реке Киманис неподалеку от современной столицы штата был заброшен. В 1875 концессию купил австрийский барон Овербек в надежде продать её Австрии. Австрия его предложением не прельстилась, и Овербек привлек к делу британского предпринимателя Альфреда Дента, который занимался торговлей в Шанхае. В 1877 и 1878 Дент заключил с султанами Брунея и Сулу договоры об аренде прав на эти земли за ежегодные выплаты.
В 1881 была основана компания «Британский Северный Борнео». Английское правительство выдало Компании грамоту (поэтому по-английски она называется chartered company, «компания с грамотой»), которая предписывала согласовывать с британским правительством назначение главы Компании, а также действия Компании в случае конфликтов с местным населением или иностранными державами. Компания обязалась уничтожить рабство на подвластной ей территории и не вмешиваться в местные обычаи и религиозные дела.
Так выглядел британский форт на Борнео в начале ХХ в. (правда, эта фотография сделана в соседнем Сараваке)
Итак, Британский Северный Борнео - колония под управлением коммерческой компании. Похоже на ситуацию в землях Ост-Индской компании. Но одно отличие бросается в глаза сразу: на Яве к приходу голландцев была сильная местная власть и традиции государственности, в то время как в джунглях Сабаха жили разрозненные племена под управлением своих вождей и старост, а прибрежные торговые поселения имели свою власть, какая им была удобна. Империй здесь не было. Это значит, что английские предприниматели столкнулись с необходимостью налаживать все с чистого листа. Впрочем, о том, как зона Сулу жила до прихода белых предпринимателей, я надеюсь узнать из книги Джеймса Уоррена «Зона Сулу в 1768-1898», которая лежит передо мной в очереди на прочтение. Узнаю - напишу.
Авантюра с железной дорогой или что бывает, когда решения принимают на другом конце света
Экономическое освоение западного побережья началось только на рубеже веков. Этот процесс оказался связан с деятельностью шотландца Уильяма Кларка Коуи - немного пирата, немного торговца, предпринимателя, авантюриста и сорвиголовы. Он выступил перед Советом директоров Компании с решительной критикой политики её администрации в колонии. «Для развития этой территории необходимо во что бы то ни стало построить железную дорогу!» - настаивал он.
Коуи случалось плавать вдоль побережья, заходить в порт Сандакана, но он никогда не видел, на что похожи внутренние районы. Ему представлялись плодородные долины и миллионы трудолюбивых туземцев. В 1895 Совет директоров поручил Commissioner of Lands, Уполномоченному по делам Территорий, подсчитать примерные затраты на строительство железнодорожной линии от Сипитанга на западном побережье во внутренние районы. Этот человек тоже никогда не был ни в Сипитанге, ни во внутренних районах, но он составил смету.
Трегоннинг пишет: «Уверенными штрихами Коуи прочертил железнодорожную линию через примерную карту территории. В начале и в конце он написал: «Глубоководный порт», а вдоль линии, пересекавшей местность, где ещё не ступала нога европейца, щедро разбросал комментарии: «Явно богатое месторождение золота», «Очень плодородное плато», «Здесь растет кофе». На основании этого плана Совет принял решение начать строительство железной дороги через Северный Борнео».
Это не план Коуи, это схема расселения племен Британского Северного Борнео, начерченная О. Раттером
«Невероятно, - продолжает Трегоннинг, - но несмотря на то, что буквально все его утверждения оказались ошибочны, несмотря на то, что эта территория оказалась пустынной, что там, где он обещал глубоководный порт, были одни отмели и болота, несмотря на то, что затраты на строительство оказались колоссальны, а прибыль - минимальна, ему удалось сохранить доверие пайщиков и Совета до самого конца. К 1911, году своей смерти, он был управляющим директором и председателем и утверждал, что на самом деле это он основал Компанию, что на самом деле это он сделал Северный Борнео Британским» [Tregonning 1960: 100].
Руководил реализацией безумного проекта Коуи Артур Уэст, в честь него назван город Уэстон на западном побережье. Когда выяснилось, что в Сипитанге слишком мелко для обещанного порта, Коуи распорядился проложить рельсы в Папар, однако там тоже оказалось мелко.
Лучшее место для порта на западном побережье - только что (1899) основанный Джессельтон (назван в честь директора Компании Чарльза Джесселя) в заливе Гайя. Оттуда, без санкции Компании и ведома Коуи, была построена железнодорожная ветка на юг, в Бофор, ещё один европейский город в Сабахе, названный в честь губернатора.
Вдоль этой новой дороги обнаружились земли, пригодные для выращивания каучуконосов. Так в Северном Борнео появились каучуковые плантации, которые хоть как-то оправдали затею Коуи.
[m_tsyganov: Так добывают каучук]
Железную дорогу так и не дотянули до восточного побережья, идею тихо замяли, а дорогостоящая телеграфная линия, протянутая в Сандакан специально для связи во время строительства, после смерти Коуи без надлежащего ремонта вскоре скончалась сама собой.
Муруты из Тенома. Когда до Тенома дотянули железную дорогу, он стал одним из каучуковых центров".
---
suibnecelt: востоковед, сейчас работаю в одном музее в одной почти-столице типа научным сотрудником, научная работа моя легка и приятна: рассматриваю фотографии вековой давности, что-то о них думаю, что-то копаю, результаты записываю. Что не публикует музей - согласился опубликовать Михаил :).
* m_tsyganov: История - это еще и современность. В октябре 2004 года министерству иностранных дел соседней Малайзии пришлось в очередной раз официально отвергать притязания недавно коронованного султана Сулу (Филиппины) на штат Сабах.
Сабах, "согласно нормам международного права, является частью территории и находится под суверенной властью Малайзии", подчеркнул тогдашний глава внешнеполитического ведомства страны Сайед Хамид Албар. "Объединенные Нации также признают, что Малайзия состоит из полуостровной части и Сабаха с Сараваком", - добавил он.
А все дело в том, что коронованный за месяц до того в качестве 29-го монарха Султаната Сулу и Северного Борнео Родинуд Джуласпи Кирам Второй заявил, что намерен обратиться в Международный суд с требованием к Малайзии вернуть "достояние его семьи". "Малайзия оккупирует Сабах незаконно. Сабах - наш, и мы вернем его", - сказал своим сторонникам 55-летний султан.
Кстати, из-за долгих споров между десятками потенциальных наследников Кирам Второй взошел на трон лишь спустя пять лет после смерти предыдущего султана. И тут же в вековой спор о Сабахе включилась еще одна сторона. Официальный представитель девяти из 70 семейств наследников-претендентов Абдул Хата Хаджибун сообщил, что те направили генеральному секретарю ООН Кофи Аннану соответствующее послание с претензиями на спорный штат. По его словам, Кирам Второй является "фальшивым султаном", поскольку в его венах не течет кровь традиционных властелинов Сабаха.
Права девяти семейств были признаны в 1939 году британским судом, обязавшим корону ежегодно выплачивать пять тысяч малайзийских ринггитов (в настоящее время - чуть менее полутора тысяч долларов) семье султана, сказал Хаджибун. Сейчас же эти девять семейств требуют от Куала-Лумпура компенсацию в 25 миллиардов(!) долларов, добавил он.
Султанат Сулу получил в свое время Сабах в дар от султана Брунея за помощь в подавлении восстания. Однако позже британские колонизаторы взяли эту территорию в аренду и после второй мировой войны передали контроль над ней Малайзии. Официально она вошла в состав этой страны на правах штата в 1963 году. Неоднократно предпринимавшиеся Манилой в середине 60-х годов прошлого века попытки вернуть богатый нефтью Сабах оказались неудачными.
А в феврале 2007 года на юге Филиппин прошла встреча 23 (!) "султанов" двух филиппинских провинций Ланао с их "коллегами" из Буаяна (к сожалению, число последних я не знаю, но наверняка двумя-тремя дело тоже не ограничилось).
На тот момент губернатор провинции Султан-Кударат Пакс Мангудудату был также коронован как раджа Буаяна Силонган Третий, а мэр города Котабато Муслимин Сема и его кузен хаджи Файзал Ранди Карон - как Дату-са-Буаян и Ватамама Силонган Второй соответственно.
Вторая часть истории Сабаха