Неутомимая в своих исторических изысканиях
suibnecelt продолжает начатый
ЗДЕСЬ рассказ об истории Сабаха:
"В прошлый раз я писала о том, как появилась компания Британский Северный Борнео и началось европейское освоение Сабаха. Теперь по справедливости надо рассказать (и показать), кто там встретил белых пришельцев:
Женщины народа дусунов/кадазанов. Их пояса сделаны из серебряных долларов.
Кто там живет?
Этническое разнообразие Сабаха было не столько огромно, сколько неупорядоченно: переписи проводились сумбурно, и никто не спрашивал у каждого морского бродяги или охотника в джунглях, какому племени он принадлежит. Брунейские малайцы, баджау (название группы племен) [m_tsyganov: те самые баджо, чьи "лабуаны" (гавани) можно встретить чуть ли не на всем протяжении Индонезии - см., например,
ЗДЕСЬ, а также
ЗДЕСЬ], бисайя, илануны, сулуки, обианы, дусуны, муруты, даяки, китайцы...
Дусунский мальчик
Одно деление было очевидно всем: мусульмане и язычники. Мусульмане в большей степени восприняли малайскую культуру, в частности, в том, что бросается в глаза в первую очередь, - в одежде. Поэтому отличить мусульманина-малайца от мусульманина-баджау заезжему европейцу было не так просто, и некоторые и не пытались. Исследователи начала века мало интересовались цивилизованными мусульманами и писали больше о «диких язычниках», поэтому, увы, фотографий мусульман-брунейцев, бисайя и баджау у меня нет. В некоторых книгах того времени всех язычников для простоты называют даяками. Другие, более внимательные, наблюдатели кроме даяков выделяли ещё дусунов и мурутов, но отдельные племена между этими группами распределяли по-разному. Другое деление и сейчас ещё актуально для антропологии островов: народы побережья и внутренних районов.
Дусуны побережья. Короткие кофты с пуговицами - характерная примета дусунского костюма и для мужчин, и для женщин.
Дусунские женщины побережья, толкут саго.
[m_tsyganov: в связи с вот
ЭТОЙ жалобой не могу удержаться и не показать вот эту фотографию, сделанную совсем недавно в Биме (восток Сумбавы):]
Жители побережья всегда активнее впитывают внешние влияния - в данном случае, со стороны малайцев, китайцев, европейцев.
Соответственно, на побережье Сабаха больше мусульман. Дусуны и муруты побережья уже в начале ХХ в. имели между собой больше общего, чем со своими соплеменниками из глубинных районов.
Дусунские женщины внутренних районов.
Мурутские женщины внутренних районов
Для большинства местных жителей в начале века были характерны "длинные дома" на сваях, одежда из коры (тапы).
[m_tsyganov: снова не могу удержаться - на сей раз, вполне современный индонезийский даяк с Восточного Калимантана как раз в этой одежде:]
В "длинных домах" жили и муруты, и дусуны, и даяки.
"Длинный дом" мурутов на берегу реки.
Целая даякская деревня могла занимать один большой "длинный дом". Вдоль одной продольной стены располагались комнаты, вдоль другой - коридор, где люди занимались повседневными делами.
Коридор "длинного дома" клемантанов, племени в соседнем Сараваке, но коридор типичный.
В добританские времена "длинные дома" были более распространены в целях безопасности, потому что над людьми постоянно нависала угроза нападений. Но уже в начале ХХ в. муруты и дусуны жили и в индивидуальных домах.
Типичная деревня дусунов.
Муруты с бамбуковыми сосудами для воды
Знаменитые баджау, они же «морские цыгане», живут в лодках и кочуют вдоль морского побережья. Занимаются рыболовством, а раньше - и пиратством.
Уже к началу ХХ в. встречались оседлые деревни баджау - домики на сваях в море у побережья. Менгкабонг у города Туаран знаменит до сих пор.
Менгкабонг, начало ХХв. Автор этого снимка, I.H.N. Evans, замечает, что хотя эта деревня и представляет прелестный объект для фотографирования, выглядит она на самом деле устрашающе: жалкие лачуги соединены шаткими мостками, висящими над водой.
Если баджау, решив осесть, обычно принимают ислам, то дусуны чаще склоняются к христианству.
Слово дусун значит «садовник» - так их назвали малайцы, которые покупали у них фрукты. Сами дусуны называют себя по месту, где живут.
Наиболее «передовые» дусуны уже в 1950-е принимают католичество и вступают в Общество кадазанов, настаивая, чтобы их называли не дусунами, а кадазанами, что значит «горожане».
Очень интересна традиционная религия дусунов: они почитают вершину Кинабалу, а обряды выполняют женщины-жрицы.
Праздничный костюм дусуна легко узнаваем - несмотря на жару, они носят короткие кофты из черного бархата с характерными застежками.
Дусуны - самый многочисленный народ Сабаха. Именно из дусунов Компания набирала местную полицию.
Дусунская жрица в церемониальном костюме
Муруты живут только в Сабахе, преимущественно во внутренних районах. В начале ХХ в. они считались самыми «дикими» и последними отказались от охоты за головами. Только в 1907 и 1910 годах Компания добралась до их центров в Рундуме и Томани, где были размещены district officer и вооруженная полиция.
Дусунский «дом для голов».
Отношения с европейцами
Администрация компании Британский Северный Борнео в 1890-е годы располагалась на острове Гайя прямо напротив места, где через два года появится Джессельтон, будущая столица штата, современный Кота-Кинабалу. Там не хватало питьевой воды, зато это был «островок мира и правосудия», как характеризует его историк Трегоннинг, верный сентиментальному стилю.
Тем не менее, в 1897 году форт на острове был разграблен и сожжен людьми мятежника Мат Саллеха, пришедшими с соседних притоков (streams) (главными путями сообщения на острове являются реки, поэтому местное население "привязывается" к ним же).
Жители притоков беспокоили Компанию и до того: допускали работорговцев из Брунея к племенам внутренних районов острова, где Компания ещё не успела закрепиться. На притоках находили убежище беглые преступники.
Мат (Мохаммед) Саллех - баджау, староста деревни на восточном побережье, поднял восстание ещё в 1894 году. Разгромив Гайя, он захватил Ранау во внутреннем районе. Выбить его оттуда удалось только призвав на помощь британский флот.
В 1900 году Мат Саллех погиб, и к 1903 г. восстание угасло. После нападения на Гайя Компания начала переговоры с Брунеем, желая получить плату за ущерб, причиненный ей на вассальных землях султаната. Это не удалось, зато Бруней уступил Компании реки и всю территорию залива Гайя, после чего и был построен Джессельтон.
Дусуны верхом на буйволах
Муруты
Власть белых распространялась по региону медленно, в некоторых районах только в 1900-е годы были размещены постоянные чиновники и полиция (как, например у мурутов Рундума). Через несколько лет муруты подняли мятеж, видимо, потому что представители "новой власти" сразу же вмешались в местную жизнь и попытались контролировать охоту за головами и "незаконное распространение оружия", бороться с воровством и пьянством. В результате в 1909 произошло неудачное покушение на чиновника в Томани, а в 1915 - восстание в Рундуме. Повстанцы прогнали европейское начальство и перебили полицейских из дусунов и даяков. Против мятежников была выслана карательная экспедиция, которая подавила восстание.
Rutter, служивший в этих местах в то время, приводит поведение мурутских повстанцев как пример боевой тактики местных жителей. Разорив одно европейское поселение, они отошли в специально выстроенную крепость с земляными валами и другими укреплениями, где сидели безвылазно несколько месяцев, пока не подошли британские войска. Это было первое и последнее мурутское выступление против европейцев.
Муруты. Эти люди могли быть свидетелями и даже участниками восстания в Рундуме.
Мурутский дом
Когда к мурутским краям подошли границы каучуковых плантаций, они стали наниматься туда на работу. Муруты приходили целыми "длинными домами", «прямиком из каменного века». Владельцы плантаций жаловались на их ненадежность: нанявшись на работу, они могли уйти в джунгли, когда вздумается, и с этим ничего не было возможно сделать.
Мурут
UPD: Ну, а это уже современность: Малайзийский город Кота-Кинабалу стал двенадцатым побратимом Владивостока, передает сегодня ИТАР-ТАСС. В столице Приморья договор о побратимских отношениях подписали глава Владивостока Игорь Пушкарев и мэр Кота-Кинабалу Ильяс Ибрагим.
UPD2 06.04.10: А это еще одна современность:
баджо в ИндонезииUPD3 03.08.10:
BERNAMA о языках на Сабахе