Наконец-то я нашел объяснение, почему при первом столкновении со многими танцами Восточной Индонезии неискушенному человеку не совсем понятно: то ли его собираются немножко грабить и резать с применением холодного оружия, то ли это - самый почетный приветственный танец в его честь (см. также
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ).
Оказывается, все просто: это - танцы полицейских! (Вы, небось, думали, что только в России есть две разновидности бандитов: в форме и без? А зря…)
Представляю вам сегодня борющийся с maengket (см. индекс в конце) за звание самого известного танца севера Сулавеси и воспетый множеством скульпторов и художников…
…Kabasaran - живое напоминание о тех самых суровых воинах и охотниках за головами, о которых Уоллес мельком писал
ЗДЕСЬ:
Даже сам - красный - цвет костюмов был тогда зарезервирован лишь за удачливыми охотниками за оными головами. А нарушителям запрета могли отрезать их собственную…
Танец по-прежнему впечатляет серьезным подходом к выражению лиц исполненителей…
Реально не по себе становится.
Кабасаран, судя по всему, заимствован на Молукках, где сходный танец называется чакалеле - вот вам один снимок для сравнения. Тоже дядя подходит к делу серьезно, а?
UPD 10.4.11: "7 <мая>. Вечером опять пляска. Люди Серам-Лаут (прента [perintah - "приказ". Здесь: "вассал"] Кильвару) приехали приготовить "рума битчара" [rumah bicara - здесь" "общинный дом"] к приезду резидента. Их пляска была тем отлична от обычных чикалеле [чакалеле], что пляшущие представляли какое-нибудь действие, например, ловлю рыбы. Люди гребли, потом явился один, который представлял рыбу. Один из гребущих несколько раз неудачно бросал копье и при каждой неудаче бил рулевого; наконец, поймал, но рыба оборвалась, другой заступил его место. Начали тащить, потом несколько раз представили, что рыба так сильно ударила хвостом рыбака, что его должны были на руках нести {нести зачеркнуто.}. Наконец, кончилось представление - рыбу словили". Н.Н.Миклухо-Маклай, "Возвращение из Папуа-Ковиай. 24 апреля - 30 мая 1874 г."
Прим. М. А. Членова: "Чикалеле, правильнее чакалеле - распространенный на Молуккских островах военный мужской танец. Исполнялся группами в 15-20 человек, одетых в наряд воинов. Танцующие были вооружены копьями и узкими молуккскими щитами салавату. Танец исполнялся под удары тифы и в сопровождении песен. Основное па - прыжки. Ранее чакалеле был военным танцем охотников за головами, впоследствии, по мере исчезновения этого обычая, он превратился в танец, исполнявшийся по торжественным случаям, в частности при встречах представителей власти. Миклухо-Маклаю, несомненно, не раз показывали чакалеле. Здесь он счел нужным специально подчеркнуть наличие в танце театрализованных моментов, отсутствующих в обычном чакалеле".
Само название - Kabasaran - происходит от слова Wasal, которым называли петуха с обрезанным гребешком (это делалось для того, чтобы придать ему дополнительной агрессивности в петушиных боях).
Да и сами движения танцоров порой сильно напоминают двух сцепившихся в схватке не на жизнь, а на смерть петухов:
Kabasaran - это производное от словосочетания “Kawasal ni Sarian”: “Kawasal” = музыкальное сопровождение танца; а “Sarian” - это вождь, ведущий танцоров в традиционном военном танце минахаса.
Раньше Kabasaran исполнялся лишь в ходе традиционных церемоний, а танцоры в мирное время спокойно занимались крестьянским трудом (или служили в "полиции", о чем ниже). Но если на Минахаса начиналась очередная война, они тут же становились Waranei ("солдатами").
Основа рисунка танца: девять шагов с мечом (santi) и девять шагов с копьем (wengkouw) в сочетании с шагами вправо-влево (по два), имитирующими движение всадника.
К сожалению, сразу же по прилете в Манадо меня ждал неприятный сюрприз: отказала видеокамера Sony, которой я снимаю обычно, и пришлось делать эти видео старенькимфотоаппаратом Nikon'ом. А у него видео - не главное, так что качество будет не фонтан...
Танец состоит из трех частей (а порой даже больше), но в наше время уже редко исполняется полностью. Однако благодаря пригласившему одну из самых известных трупп руководству Новотель-Манадо (см.
ЗДЕСЬ), мы все же смогли увидеть его целиком.
Cakalele - от слов “saka” ("состязаться" и “lele” "догонять прыжками"). Парадоксальная логика минахаса заставляла их полагать, что после просмотра такого танца почетные гости будут чувствовать себя спокойно, ибо убедятся, что сам дьявол побоится связываться с такими молодцами:
Вторая часть называется Kumoyak (от слова “koyak” - размахивать копьем вверх-вниз, вперед-назад, чтобы освободиться от чувства гнева во время ведения боевых действий. Еще это слово означает убеждать дух убитого врага, что того зарезали на войне, а значит, все по-честному, и никто не должен иметь никаких претензий).
Наконец, третья часть - это Lalaya’an, в ходе которой минахаса упирают руки в боки (“Lionda”), чем недвусмысленно выражают свой восторг:
Click to view
Вот теперь - впервые за все время - им уже и улыбнуться можно…
Оружие у танцоров по-прежнему родовое, …
…одежда делается из особой традиционной ткани “Patola”, однако человеческие черепа на поясах сменили обезьяньи:
Традиционный головной убор - головная повязка, украшенная перьями или даже чучелами петухов, райских птиц и птицы Taong.
Обожавшие все регламентировать (см.
ЗДЕСЬ) голландцы не преминули заняться любимым делом и применительно к кабасарану - Staatsblad Nummer 104 B, jaar 1859 постановляет:
- церемония похорон вождей и старейшин (Hukum Basar, Hukum Kadua, Hukum Tua) и самых видных деятелей получает охрану из кабасаран. То же касается и их свадеб, а также свадеб их членов семей;
- кабасаран охраняют традиционные праздники и церемонии в честь почетных гостей резидента.
- при этом кабасаран выступают в качестве “Opas” (деревенские полицейские - поняли теперь, о чем я в самом начале?);
- каждый кабасаран дежурит по охране вверенной ему территории 24 дня в год;
- каждая деревня имеет 10 кабасаран, которые подчиняются Hukum Tua и получают жалованье рисом, белым сахаром и тканями.
Но после того, как кабасаран, которыми поручили изловить 28 бежавших в 1901 году из тюрьмы Манадо заключенных, всех их вместо этого порубили на кусочки, от использования их в качестве охраны пришлось отказаться (подобное рвение даже голландцам показалось чрезмерным)…
P.S.: А вот это совсем другое дело - придуманный шутниками из Новотель-Манадо постановочный танец чакачака, который так полюбился местный жителям, что за год стал чуть ли не самым популярным в Манадо:
Click to view
P.P.S. Ну и, конечно, самое место, чтобы положить здесь ИНДЕКС танцев Восточной Индонезии (по другим регионам см. на КАРТЕ БЛОГА / Искусство)
СУЛАВЕСИ
Северный -
катрили,
танец с веером,
Bahoba;
maengket,
Manoroho RahoЮго-Восток -
без названияЦентральный -
Kaiti Ndaya (Mantapi Wea) +
ЕЩЕ;
Kirang;
Modingkula;
Motaro/Mangaru;
Южный -
Datu Museng;
ФЛОРЕС
мангарай ;
Besek;
СУМБА:
Kandingang Rianja Kabokang Rianja Tinung о.Роте -
Te'o Rendaо.Сабу
Bale - Lahe Deoдругая NTT -
Tifa о.Сумбава -
приветственный и еще
приветственный МОЛУККИ -
Kabaresi;
Kiyerahan;
Oryelalela;
Tifa-tifa;
о.Ломбок -
Kembang Merarik (Похищение Цветка);
рудат +
еще;
бурда;
ПАПУА -
Cendrawasih,
Isnekala/Palu Air;
Mambri,
Mege Maki;
Yaromo Dokewwi (Похищение девушки),
Pergaulan Yosim Pancar Tanah Papua