"Обряды инициации на Бали не являются празднованием достижений, как мы привыкли на Западе - когда, [например,] гордый отец вручает сыну ключи от автомобиля в качестве кульминации празднования окончания им школы… Обряды инициации - как и практически все остальное на этом острове - имеют глубокое религиозное значение: они знаменуют (сопровождаясь порой сложными церемониями очищения) трансформацию невинного и изначально богоподобного ребенка в связанного обязательствами и уязвимого взрослого". Здесь и далее цитаты - Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990
vtaysaev сегодня покажет нам один из пяти самых важных обрядов инициации балийца (panca yadnya) - церемонию подпиливания зубов (matatah = mapandes = masangih), на которую мы отправимся в семью бапака Кетута (владельца homestay'я Ketut Place на убудской Jalan Suweta:
У Кетута четыре ребенка (полный балийский набор: Wayan, Made, Nyoman, Ketut). Первые три дочери и последний - желанный сын (балийской семье очень важно иметь сына, который и будет потом содержать престарелых родителей и родовой дом). Старшей дочери 26 лет, второй - 24, затем - 22 и 19 лет, но церемония проводилась для всех сразу, потому что это очень недешевое мероприятие:
Виновник и виновницы торжества одеты в традиционные балийские костюмы:
Благоприятный день для церемонии выбирает непременно приглашаемый "первосвященник" pedanda (лучше - на фото ниже) или храмовый священник pemangku:
При этом готовятся угощения для множества гостей, а иногда перед домом ставится такая гигантская "открытка", чтобы все знали куда идти :-).
Семья готовит очень много разных подношений для богов:
Украшаются главный вход и сам двор. Подношениями заваливается буквально вся территория вокруг bale agung (особого павильона в центре двора) - "главной комнаты" состоящего из множества построек традиционного балийского семейного дома. В нем никто не живет и используется он для проведения семейных церемоний:
Как и многие другие, эта церемония открыта для всех родственников, гостей и даже туристов:
Все выглядит очень торжественно:
Готовится много вкусняшек:
Эта пара читает священные мантры:
Приглашают музыкантов из
БАНДЖАРа - целый день будет звучать
ГАМЕЛАН: его звуки отпугивают темные силы и защищают территорию:
Нельзя не упомянуть танцоров, радующих танцем богов (искусство - пища богов):
Помимо танцоров были замечены местные клоуны:
Теоретически, подпиливание зубов должно проводиться в возрасте с шести до 18 лет, но поскольку эта важнейшая церемония обходится очень дорого, порой приходится копить на нее деньги и до старости, а если кто-то скончался без нее, то ее делают уже для мертвого тела - настолько она необходима.
"Балийцы верят, что индивидуальные склонности определяются тремя guna, которые зовут Triguna Sakti. Guna Satwam задает спокойствие и миролюбие и склонность к честности, мудрости, праведности и благородству; Guna Rajas предопределяет динамизм, похоть, тщеславие, склонность к насилию и возмутительному поведению; тогда как Guna Tamas делает человека пассивным и ленивым… Эти двое и порождают "шесть врагов" (sad ripu), которые приводят индивида к несчастью, скорби и страданию - как в этом, так и в следующем мире. Несколько напоминая семь смертных грехов Св. Григория, sad ripu являются, по существу, слабостями плоти: kama ("похоть"), loba ("алчность"), krodha ("гнев"), mada ("пьянство"), moha ("сумятица") и matsary a ("ревность"). Уменьшение влияния этих шести поможет индивиду вести здоровую размеренную жизнь в качестве частицы тесно сплоченных семьи и общины, и такое поведение обеспечит благоприятную реинкарнацию в будущей жизни".
В ходе церемонии подпиливают шесть клыков (выступающие клыки, в понимании балийца, - низкий, "животный" признак). Однако само подпиливание носит символический характер (порой ограничиваясь несколькими движениями напильника) - и его объем полностью зависит от желания проходящего церемонию:
Сама церемония продолжается 2-3 часа и включает множество обрядов и ритуалов. Например, на лбу завязывают цветок, как символ концентрации мысли на обещании обуздать своих демонов. Зубы подпиливают достаточно разнообразными, но довольно примитивными инструментами:
(с) Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990
И без особой гигиены: если подвергающийся процедуре истинно готов, то боги его защитят; а если нет, то темные силы одолеют его слабую душу.
Поэтому у проходящих церемонию такие большие серьезные глаза:
Вот и сегодня подпиливают зубы совсем не подросткам: иногда это происходит прямо на свадьбе, если уж жениху и невесте не провели этот обряд заранее. Семейная жизнь - дело серьезное, там не забалуешь, поэтому обуздывать животное начало придется заранее:
Вместо эпилога: "Я сам прошел через описанную выше церемонию. Меня порой спрашивают: зачем? Я принял балийский индуизм и решил исследовать его более философские глубины. Те, кто помогали мне, особенно в министерстве по делам религий, сочли, что я (предварительно) должен быть должным образом очищен и защищен, чтобы то, что я узнаю, не повредило мне". Fred B.Eiseman, BALI: Sekala & Niskala, 1990