А знаете ли вы, что на Бали живет отдельная и специальная богиня денег и богатства? Нет, не процветания или благополучия в более широких смыслах, не торговли (эти должности уже заняты
ДРУГИМИ богами - а вот
ИНДЕКС ещё некоторых), а именно денег?
Ее так и зовут - Ida B(h)atara Rambut Sedana (=Sri Sedana) - "Богиня Денежных Волос" (при чем тут волосы, я пока не знаю, но узнать постараюсь). Именно она одаряет балийцев богатством в виде серебра и злата, драгоценных камней - ну и, конечно, просто денег.
В
БЕСАКИХе есть даже особое место для поклонения этой богине - один из жертвенников в Pura Goa Raja ("Храме Царской пещеры"), представляющий собой символическую "главу" множества жертвенников Rambut Sedana, стоящих в домашних храмах на всем Бали. Ну и, конечно, подношения этой богине ежедневно обновляются во всех местах, где хранятся деньги, а также на инструментах для их обретения:
Ну и вообще - в деньгигенерирующих местах, вроде рынков:
Как и подобает любому серьезному банкиру, Rambut Sedana избегает лишней рекламы и шумихи, и потому известно о ней немногое: она прекрасна лицом (ну, еще бы!), щедра со своими верными поклонниками, а на ее сияющей короне горит вечный огонь жизни. По этим признакам ее можно легко узнать.
Примечание: в варианте имени богини Sri Sedana первое слово порой переводят как "рис", что дает основания предположить, что временами она практически "сливается" с моей любимицей
ДЕВИ ШРИ, "отвечающей" как раз за плодородие и изобилие:
Что ж, это логично: ведь процветание приходит из многих источников: его несет и дождь, которым распоряжается Индра; и вода вообще, хозяин которой - Вишну; и торговля, за которую отвечает богиня Мелантинг. А поскольку, на самом деле, Бог Сангхьянг Види Васа един и неделим, верующие вольны выбирать себе для поклонения любые его воплощения…
Ну, а теперь о божественных деньгах, которые здесь зовут uang kepeng = pis bolong (а я буду для краткости звать просто "кепенгами"). Известно, что они реально использовались на Бали в качестве средства расчетов уже много веков назад - но сколько именно и когда именно это началось, как это здесь обычно водится, неизвестно :-( Вроде бы, они уже имели хождение на Острове еще в домаджапахитские времена, но серьезных подтверждений я пока не нашел. Хотя некоторые специалисты рискуют даже называть конкретную дату - как минимум, 882 год н.э.
Ясно, что пришли они из Китая (что видно уже из формы, кстати, происхождение дырки посередине объясняется просто - так было удобнее нанизывать монеты на веревку) - но как и когда именно, также никто не знает (а высказывающимися порой дикими предположениями я вас обременять не буду). Тем более что этот вопрос осложняется и тем, что иероглифы долго воспроизводились (с большей или меньшей достоверностью) и на монетах, чеканившихся на самом Бали.
Лишь позже для повышения магической силы "кепенгов" иероглифы на Бали стали обычно оставлять лишь с одной стороны, тогда как с другой появились изображения
АРДЖУНЫ, Бимы, Кришны, Твалена (так на Бали зовут
СЕМАРа), Ханумана и даже полумесяца. Эти изображения определяли направленность задач, ставившихся перед той или иной монеткой (например, собрался в дальний путь - возьми с собой "кепенг" с изображением коня), а их изготовление постепенно стало ремеслом, передававшимся из поколения в поколение.
Для нас же важнее всего то, что за прошедшие века "кепенги" так укоренились на Бали, что стали неотъемлемой частью культа - причем настолько важной, что сейчас налажено уже по-настоящему массовое производство "фальшивых" денег, и мощность по крайней мере одной мастерской составляет уже до 20 тысяч монет в сутки (это не так много, учитывая, что, по некоторым подсчетам, в ходе лишь одного праздничного дня в важном храме может расходоваться до ста тысяч "кепенгов").
Да, насчет "фальшивых", пожалуй, я загнул… Трудно всерьез считать "фальшивыми" пусть даже "ненастоящие" деньги, в состав которых непременно должны входить Pancadatu ("Пять металлов" - железо, серебро, медь, золото и олово - или бронза/латунь), воплощающие в себе пять жизненных сил Panca Dewata ("Пяти богов" - в том же порядке: Вишну, черный и обитающий на севере; Ишвара, белый и проживающий на востоке; Брама, красный и поселившийся на юге; Dewa Mahadewa, желтый и занявший собой запад; и многоцветный Шива, пребывающий в центре).
Конечно, пропорции компонентов в сплаве разные: сейчас для изготовления "кепенгов" обычно используется 25% меди, 50% латуни, 15% олова, 9% алюминия - и всего 1% золота, серебра и железа.
Не надо считать такое внимание к деньгам признаком какой-то особой меркантильности балийцев: так уж повелось, что эти симпатичные кругляшки исстари являются одним из самых удобных предметов, которыми можно вести отсчет (что не удивительно - именно с таким расчетом они и были изобретены). А ведь на Бали каждое число от единицы до девятки имеет свое символическое значение, имя которому - urip. Все девять "урипов" соотносятся с pengider-ideran: полным "балийским компасом" (к описанному выше распределению богов по сторонам света добавляются еще четыре "промежуточных" направления - например, "закрепленный" за оранжевым Рудрой юго-запад). Кстати, за пятью "главными" богами "закреплены следующие "урипы": Вишну = 4, Ишвара = 5, Брама = 9; Dewa Mahadewa = 7, Шива = 8.
Изготовление статуй Рамбут Седаны из "кепенгов" уже стало настоящим искусством:
А одновременно - и целой индустрией:
"Кепенги" очень часто можно встретить на алтарях перед домом:
А также в виде отдельно висящих украшений:
Из них же порой изготовляют и различную утварь для проведения ритуалов:
Но можно и не ухищряться особенно:
P.S. "День рождения" Рамбут Седаны - день Wage Wuku Klawu = Buda Wage Klawu = Buda Cemeng Klawu по календарю
ПАВУКОН. В этот день балийцы стараются не расставаться с настоящими деньгами иначе, как в обмен на какой-то товар (например, не платят долги и не откладывают сбережения), так как считается, что ушедшие в этот день таким образом деньги не вернутся.
UPD 15.12.18:
ИЗ ИСТОРИИ КЕПЕНГА