m_tsyganov:
mybali завершает начатый
ЗДЕСЬ рассказ о балийской свадьбе - и не только:
- А сколько детей в балийской семье в среднем?
- Раньше было шесть-восемь: моя мать, например, седьмой ребенок в семье. В настоящее время - все меньше: два-три в зависимости от места, где живет семья (в глубинке больше, в Денпасаре и Куте меньше). Но часто стремятся добрать полный набор.
- Что это значит «полный набор»? - я в недоумении.
- У нас на Бали всего четыре имени существуют, причем одинаковые для мальчиков и девочек: Ваян, Маде, Ньоман, Кетут, что значит буквально "первый", "второй" и т.д. по порядку рождаемости. А пятого ребенка снова называют Ваян. Чтобы различить пол, у мальчиков в начале имени добавляется слово "И", у девочек "Ни" (для низшей варны - см. ниже)
- То есть я как первый ребенок в семье была бы "Ни Ваян Бадакова"? Как просто… «Эй, Первый, пойдем в кино! Нет, Второй, я лучше в чате посижу». Подожди, но тебя же зовут Джун-Джун?
- Верно! Сначала идет указание на касту, потом имя по порядку рождения, потом обычное (назывное имя), а затем "фамилия" по отцу. Вот я, например, "Ни Ваян Джун-Джун Саскара". Но в кругу друзей и родных мы часто зовём друг друга просто Ваян или Кетут. Ты можешь звать меня Ваян или Джун-Джун - как тебе удобнее.
[m_tsyganov: Ну вот - давно собирался, а сейчас уже придется… Итак:
На menak = triwangsa ("три народа" - индон. bangsa) - три высшие касты (а точнее, варны): священников-браминов, воинов и правителей кшатриев и ремесленников и чиновников вайшья сейчас приходится, по разным оценкам, всего 3-7 процентов от всего населения Бали. Создание системы каст в XVI веке приписывается
НИРАРТХЕ (также см. индекс в конце), а вовсе не
МПУ КУТУРАНУ, как по невежеству полагает
LONELY PLANET, явно путающая этих двух действительно великих деятелей, которых разделяет, однако, целых полтысячелетия.
Имена браминов: Ida Bagus (муж.); Ida Ayu = Dayu (жен.) (Эти имена значащие, и, другими словами, мужчины у браминов "отличные", а женщины - "красивые").
Имена кшатриев (различны в различных княжествах): Cokorda (Gede), старое написание, сохранившееся во многих именах: Tjokorda; Gusti Agung; Anak Agung; Dewa (Agung) - муж.; Desak, Dewa Ayu и Anak Agung Istri - жен. На востоке часто - Jelantik. Еще часто: Raka, Oka, Rai, Anom, Ngurah. Примечание - имена Dewa и Desak обычно указывают на кшатриев более низкого ранга по сравнению с остальными.
Имена вайшьев: Gusti (БЕЗ следующего за ним Agung), у женщин - иногда тоже Desak.
Расчет на "первый-четвертый" иногда встречается и у высших каст (пожалуй, за исключением браминов и более знатных кшатриев), но уже в таком варианте: 1. Putu или Gede; 2. Nengah или Kadek; 3. Komang или снова Nengah; 4. Ketut
Приставка-индикатор пола I (муж.) и Ni (жен.) однозначно указывает на принадлежность к шудрам (на Бали их обычно называют jaba).
Систему окончательно запутывает не только наличие еще и клановых имен (о них как-нибудь отдельно), и то, что она может существенно различаться в разных районах Бали, но и то, что имена родителей могут меняться с рождением каждого ребенка (кстати, специалисты считают, что подобная самоидентификация с потомками, а не предками характерна для обществ, более ориентированных на будущее, нежели на прошлое)]
Upd 24.01.19:
Время проходит за разговорами, и я понимаю, что действа на празднике не будет. Так свадьба и течет своим чередом. Люди просто приходят поздравить, поговорить между собой и пожать руку молодоженам. Собственно церемония совершалась утром.
Обычно она длится часа три-четыре: священник проводит множество обрядов (о подробностях которых расскажу вам позже).
А пока подчеркну, что брак заключают священники. Нет, точнее, брак благословляют боги, а священники проводят надлежащие обряды. Государственных регистраций, как в европейской традиции здесь нет [m_tsyganov: точнее, сделанная священником в книгу банджара запись признается государством в качестве и "светского" брака тоже]. Да и в книгу регистрации записывают смешно, буквально "на коленке", потому что главный свидетель - это сам священник.
Молодожены одеты в традиционные наряды.
Я разглядываю молодую пару с восторгом. Они похожи на сказочных эльфов. Яркие традиционные костюмы, макияж, как маска, причем для мужчины тоже, украшения.
- А балийцы всегда в традиционных одеждах на церемонии свадьбы, или бывает распространённый вариант «белое платье - черный костюм»? - спрашиваю я.
- Да, всегда в традиционном - с гордостью отвечает Джун-Джун.
Я внимательно присматриваюсь: у девушки верх затянут так туго. Верхняя часть наряда - это просто восемь метров ленты, что плотно обвивает тело десяток и больше раз. Витки лента не фиксируются никак. То есть, при движении она может «художественно» сползти, если не обладать навыком. Я сама пробовала, и могу сказать, что это - искусство ходить, замотанной в такую ленту (а тем более - танцевать). А дальше саронг и многие его праздничные вариации из ткани
ПРАДА, что еще прибавляет метров шесть ткани. Всю эту феерию красок дополняет собираемая обычно прямо в прическе из множества
ОТДЕЛЬНЫХ УКРАШЕНИЙ "корона" весом иногда в несколько килограммов и украшения на поясе, руках, шее.
Сейчас был уже поздний вечер, и роскошно одетая пара выглядела прилично уставшей. Конечно, поноси такие короны полдня на голове.
В любом случае они напоминали мне эльфов. Молодой мужчина в саронге с семейным
КРИСом за поясом.
В ушах у мужчины украшение в виде крыльев пегаса.
У девушки увесистые серьги сверкающие сквозь прическу из невероятной копны черных волос (часто накладной). Все это делает ее похожей на нимфу-
ДЕДАРИ.
Когда религиозная церемония заканчивается, молодая пара просто общается с гостями остаток дня. А вечером могут устроить танцы. Но это не диско: приглашают танцоров, они прямо на улице перед домом танцуют традиционные танцы, с
ТАКСУ в сердце.
На свадьбе никто не пьет. Едят, но не за пышно накрытым столом: в дальнем помещении поставлены восемь блюд, и гости берут по плетеной корзиночке с листом банана (тарелка) и накладывают угощения.
Меня больше привлекает не еда на подносах, а статуи что украшают бале-агунг (главное помещение-навес традиционного балийского дома, где сейчас и сидят молодожены. Вот вам одно фото, чтобы разыгралось любопытство, а что это такое, я расскажу позже…
(Фото, что, я показывала, были собраны с нескольких свадеб и фотосессии, где я случайно оказалась. Так что это не значит, что на празднике несколько невест и женихов :-)
ИНДЕКС упоминаний о НИРАРТХЕ:
Танах-Лот Улувату Пура Панти Тимбра в Клункунге;