О ПУПЕ ВСЕЛЕННОЙ И ВЕРТИКАЛИ ВЛАСТИ (Храм Пусеринг Джагат-2)

Aug 10, 2012 02:50

"Снизошел бог Шива на гору Махамеру, а вослед за ним - другие боги, которые поселились: на (горе) Батука(р)у - Batara Maha Dewa, на Гунунг-Агунге - Batara Pasupati, на Лемпуянге - Batara Hyang Gni Jaya, в Гоа-Лавах - Batara Hyang Basuki, в Pusering Jagat - Batara Amangkurat, а на Улувату - Batara Agni Maha Jaya (Rudra)". Лонтаровая хроника Kusuma Dewa
Как видите, та же версия "главной шестерки" балийских храмов, что и в утвержденном PHDI КАНОНЕ) - хотя различных лонтаровых хроник с разными версиями решения этого вопроса на Бали насчитывается не менее девяти ("Врет, как летописец!" (с). Но версию Kusuma Dewa, оказывается, впервые поддержал своим авторитетом в проведенном еще в 1979 году специальном исследовании Институт Хинду Дхарма (ныне - Universitas Hindu Indonesia, UNHI), резонно обративший внимание энтузиастов на тот факт, что версии летописцев отдельных балийских княжеств нельзя считать применимыми ко всему острову.


Тем не менее, обратите внимание на центральное положение в древней хронике храма Пусеринг Джагат (который мы только что впервые посетили ЗДЕСЬ) - и если вы сейчас спросите любого жителя деревни Педженг: "Где центр мира?", то он вам с уверенностью ответит: "Здесь!" Ибо слова pusering jagat именно это и означают.


Как ни странно, некоторая логика в этом есть - судя по всему, именно деревня Педженг была более тысячелетия назад центром одного из исконно балийских (до завоевания Маджапахитом) царств.


Кстати, относительно происхождения самого названия Pejeng есть две версии:
1. от балийского pajeng = "зонт" (в смысле, что древние раджи "прикрывали, защищали" свой народ);
2. от старояванского pajang = "сияние" (в смысле, что горело оно здесь, а его лучи освещали весь мир).
Итак, центр мира. А в центре, как известно, на Бали пребывает Шива.
Но одновременно - и обитель и место поклонения Батаре Амангкурату. И как все это сочетается?
Судя по всему, так: в этом храме Шиве (который, в свою очередь, есть лишь воплощение верховного Бога Санхьянг Види Васы) поклоняются в его функции покровителя тех, кто вступает в должность, требующую организации жизни людей (собственно, Sang Amangkurat и означает: "правитель людей"). Хотя встреченный нами в храме его пеманку…


…вообще считает всех этих "амангкуратов" "яванскими штучками-дрючками" (а более грамотного собеседника по этому вопросу пока не попалось).
Не очень-то понятно? Мне тоже не до конца. Но я уже немного привык :-)
А в отсутствие более грамотного гида давайте в этом посте просто пройдемся ранним утром по храму, …


…основание которого обычно датируют XIV веком, но который буквально нашпигован мегалитами и фрагментами древних статуй (так что реальную дату его появления можно смело сдвигать на много веков назад). Они начинаются уже перед входом в него - прямо у дороги:






Входим в первый, внешний двор храма (где, собственно, мы и смотрели в первом посте о нем танцы):


Предупрежу заранее: я пропущу некоторые самые интересные интересности, чтобы сосредоточиться на них в последней части рассказа:




Вот и ворота, ведущие во второй двор:










Главные ворота закрыты, но мы пройдем сбоку:






Где-то среди статуй и мегалитов, которые вы увидите - и четыре ГАНЕШИ (сын Шивы), и СНОВА Дурга Mahisas(h)uramardini (супруга Шивы), и Бхайрава (санскр. - «ужасный», т.е. Шива в плохом настроении: в этом своем обличьи многорук и размахивает только что отсекшим двойственность оружием и отрубленной человеческой головой, что позволяет той выйти за пределы ограничений ума). Но я не буду заниматься догадками в стиле Who Is Who, а лучше как-нибудь вернусь сюда с кем-нибудь знающим…




Ворота в третий, самый священный двор - jeroan:


Зайдем и сюда:


Явно ОЧЕНЬ древняя статуя дварапалы - из времен, когда их еще не умели вырезать целиком:


Так и пойдем по часовой стрелке (но, напомню, многое пока пропустим):
















Но одну из главных интересностей храма, так и быть, покажу уже здесь - просто потому, что она нужна для понимания темы, о которой РЕЧЬ пойдет завтра.
Итак, в отдельном павильоне…


…стоит некогда расколотый на части, а ныне вновь собранный воедино каменный сосуд для священной воды Sangku Sudamala, барельефы на котором изображают технологический процесс пахтания богами Индонезийского (как порой выражаются у нас) океана с целью выработки живой воды Амерты (или, как выражаются в Индии, Амриты - о чем подробнее и пойдет речь завтра).


Среди изображений на сосуде - и дата "1251 год сака" (= 1329 год н.э.), которым его специалисты и датируют.


Уже не поэтому ли храм Пусеринг Джагат в полнолуния становится местом паломничества желающих увеличить свою силу балийских целителей и мечтающих о ребенке бездетных пар?


Ну, хватит для одного поста?




Окончание СЛЕДУЕТ

pura, bali, religion, history

Previous post Next post
Up