«Мы совсем не суеверны. Просто у нас очень много разных чудес». Из разговора с индонезийцем
m_tsyganov: Начавшая пугать нас
ЗДЕСЬ (об авторе см. там же) Марина Фролова продолжает (
НАЧАЛО) классификацию индонезийских призраков:
"Яванские «детские» призраки: Wewe Gombel и Thuyul
Говорят, имя Вэвэ Гомбел этот призрак получил, потому что произошло все в местечке Гомбел, недалеко от Семаранга.
Вэвэ Гомбел - яванская ханту-тетка, отмеченная трагической биографией при жизни и исправительными работами после.
Говорят, Вэвэ покончила с собой, загнанная в угол односельчанами, потому что она убила своего мужа, узнав про его измену. Несчастный оправдывался, как мог (он просто хотел детей, которых Вэвэ подарить ему не могла), но не помогло.
Социальная работа и общественная полезность призрака в том, чтобы постоянно служить напоминанием родителям о необходимости не спускать глаз со своих маленьких детей: существует поверье, что Вэвэ Гомбел похищает младенцев, за которыми не уследили незадачливые родители. Но, в отличие от своих кровожадных подруг (например, от той же Кунтиланак), Вэвэ Гомбел не причиняет вреда детям, и весь ее праведный гнев направлен лишь на взрослых, оставивших детей без присмотра - их-то Вэвэ и пугает!
А когда они осознают всю свою вину и ответственность, Вэвэ возвращает им напуганных потерявшихся чад.
Внешний вид призрака весьма непригляден: народ наделил Вэвэ Гомбел обликом морщинистой старухи с отвратительной обвисшей грудью.
*Источник - Hantu di 13 kota и
РАДИОПЕРЕДАЧА "Алло! Наш телефон 22322…" (с) Фрекен Бок)
А вот еще один герой нашего «хантуведения»: встречайте малютку туюла!
Туюл (thuyul) - яванский шаловливый дух, похожий на карлика или маленького ребенка, лысую голову которого венчают маленькие рожки. Туюла можно взрастить, как игрушку тамагочи (извините, но это первая ассоциация для тех, кто ходил в школу в 90х! - прим. М.Ф.), а по-серьезному - Гомункула (вспомните европейских алхимиков и Фауста) или даже Голема (человека из глины, которого оживил пражский средневековый каббалист Рабби Лев).
Вырастить туюла - не игрушки. Во-первых, для этого колдуну требуются мертвые эмбрионы. Во-вторых, с взрослеющим в некой емкости (кувшине или банке)…
…туюлом только одна морока - он постоянно требует «жертв» - (tumbal. - Например, хозяин туюла должен кормить его своей кровью и непременно в полнолуние).
Туюлу требуется личное пространство - свой закуток, кровать (причем даже с москитной сеткой для особо капризных). Зачем же нужно все это?
Туюл полезен в хозяйстве: он делает мелкие гадости соседям. Главным образом, ворует для своего хозяина деньги. Пруфлинк - вот «серьезный»
РЕПОРТАЖ про богорского туюла, обворовавшего граждан.
Для отвлечения туюла от его прямых обязанностей люди используют пресноводных крабов юю (yuyu). Синетронной (сериальной) звездой туюл стал благодаря шоу Tuyul dan Mbak Yul популярному в 90ые, и Tuyul Millennium в 2000ые.
А вот и ТА ПЕРЕДАЧА -
Dunia Lain - для особо заинтересовавшихся вопросом ;)
C туюлом, как и с другими призраками Нусантары, связано много историй о встрече с духами (cerita hantu), которых в фольклористике называют быличками.
Былички - это устные рассказы народа о встречах с духами, о вмешательстве в мир людей разных сверхъестественных сил из воображаемого мира народных верований. Быличками подтверждалось существование духов в природе и в быту. Существованием таинственных сил люди объясняли различные явления, настоящая причина которых была неизвестна.
Можно предположить, что быличка по времени возникновения стоит в одном ряду с заговорами и мифами. Чаще всего быличка встречается в виде рассказа о том, что произошло с рассказчиком или с кем-либо из его современников. Иногда же события в ней удалены от момента самого рассказа. Слушателями это воспринимается как достоверный факт встречи.
Многие народы Индонезии считают, что в лесу, в море, в реках, в горах, вулканах и т.п. живут различные демоны, которые могут причинять людям вред, поэтому следует избегать с ними встречи.
Один из сборников статей общества “Нусантара”, полностью посвященный яванской культуре, снабжен милым приложением. Это былички, записанные Р. Коригодским - одним из авторов легендарного
БИРС'а: Большого индонезийско-русского словаря.
"Сам я, естественно, в духов не верю, правда, иногда их побаиваюсь." (с) Коригодский
Вот для наглядности несколько быличек. Начнем как раз с туюла:
Рассказ командира корабля
"Много на свете удивительного. Есть такие чудеса, что другой человек не поверит, сколько его не убеждай. Ну, вот вы разве поверите, что у нас в Сурабае почти в каждом доме по вечерам, а бывает и днем, если никого нет дома, происходят удивительные вещи.
Что происходит? Трудно даже сказать. Всегда по-разному. То съедят что-нибудь, что не убрано со стола. То раскидают вещи по комнате. То разобьют посуду или украдут какую-нибудь безделушку. А бывает, что запонки не найдешь или заколку к галстуку. И все это их работа.
Чья работа? Да этих человечков. Мы, яванцы, называем их туюл-туюл. Маленькие такие, чёрненькие. Смешные они, но бывает до того надоедят, что хоть из дома беги.
Что вы сказали? Может, это не человечки? А кто же тогда? Крысы? Ну, нет. Какие же это крысы? Крысы само собой, а это туюл-туюл.
А впрочем, может быть действительно крысы… Но пожалуй, всё же туюл-туюл."
Гостеприимство прежде всего
"Недалеко от города Гресик, что около Сурабаи, есть деревня Кампунг-Кроман. Каждый год там отмечается праздник «Седеках Буми», во время которого любой житель деревни или случайный прохожий может зайти в любой дом, и он будет как желанный гость приглашен к праздничному столу.
Этим гостеприимством пользуются крокодилы-оборотни, которые ради дарового угощения принимают человеческий облик. Ходят они по поселку из дома в дом, одетые в яванскую праздничную одежду. А хозяин дома хоть и догадывается, что у него за гость, но виду не подает: гостеприимство прежде всего!"
Рассказ учителя
"Зря говорят глупые невежественные люди, будто человек-оборотень может превратиться в тигра. Вранье все это. Пустая болтовня. Все это от необразованности и бескультурья. Человек - и вдруг превращается в тигра! Чушь! Вот в кабана - другое дело. Это я сам видел."
Рассказ ночного сторожа
"Когда-то в молодости довелось побывать мне в Блитаре. Шел я туда пешком. Много деревень прошел, во многих местах побывал. И вот однажды заночевал в деревне Лудойо. Деревня как деревня. Народ приветливый, гостеприимный. Пустили меня в дом, ужином накормили. За ужином спрашивают: «Подливку к рису сладкую любите или кислую?» Сладкую, говорю. Кислую не люблю. Ну ладно, говорит хозяин, раз не любите, ешьте сладкую.
Поели мы, поговорили, и спать легли. А утром снова в путь.
А в Блитаре случайно узнал я, что в этой деревне все жители - оборотни. То-то они такие гостеприимные. И стоит какому-нибудь простаку сказать, что любит кислую подливку, как ночью приветливый хозяин обернется тигром, и гостя как не бывало."
Рассказ дежурного по военному городку
"Вас интересует, приходилось ли мне встречаться с привидениями? Конечно, приходилось. И не раз. Все больше в ночь с четверга на пятницу. И всегда неожиданно и когда больше всего их боишься.
Как они выглядят? Обыкновенно. Идет себе человек, туловище белое, а головы и ног нет. Бывают и другие, с головой, даже с ногами, но когда идут, то на землю не наступают. А иногда - одна голова.
Да вы их не бойтесь. Здесь-то их нет. Вот в городке Морокрембанган, где Военно-морская академия, частенько бывает. Вот сейчас уже двенадцать ночи, а все вокруг тихо, спокойно…"
…С этими словами дежурный офицер передернул затвор пистолета, дослав патрон в патронник.
Джаелангкунг
Каждому человеку любопытно узнать, что его ожидает в будущем. И узнать это не очень трудно. Нужно только заранее сделать некоторые приготовления: сходить на базар, купить большую деревянную кухонную ложку, детскую шапочку и распашонку и пару пакетиков ладана «дупо ратус».
Потом к черенку ложки прибивают поперечную планочку, на которую надевают распашонку. Вторую поперечную палочку прибивают пониже: это ручки, за которые медиум держит куклу.
На выпускной стороне черпака краской рисует глаза, нос и рот. На эту импровизированную голову надевают шапочку. Джаелангкунг почти готов. Остается только привязать ему на шею ключ от висячего замка, а в наклонное отверстие, просверленное в черенке, вставить заточенный карандаш.
О предстоящем сеансе спиритизма по секрету сообщите самым близким друзьям.
Они охотно примут ваше приглашение. Болтливых не приглашайте: не дай бог слух дойдет до полиции - неприятностей не оберешься.
В полночь с четверга на пятницу вы вместе с гостями запираетесь в комнате, что ближе к заднему двору, занавешиваете окна и начинаете курить анашу-фимиам. Потом садитесь за стол, берете в руки куклу, а ключ, что болтается на веревочке у нее на шее, опускаете в чашечку с крепким кофе. Ваша кукла жадно пьет, а вы читаете заклинание: «Джаелангкунг - джаелангсенг, ками адакан песта кечил, минта супайя датанг». И так долго, долго, до тех пор, пока…
…«трык»!!!...
…и вы почувствовали, что кукла потяжелела. Значит, в нее вселился дух умершего. Теперь не тяните время, а сразу задавайте первый вопрос. Вначале из вежливости спрашивают, как его зовут, кто он такой, где жил, когда умер. А потом, когда ваш гость разговорится, можно переходить к делу: он с готовностью ответит на все ваши вопросы.
Как он отвечает? Очень просто: в письменном виде, то есть пишет карандашом на листе бумаги, который вы положили перед собой на столе.
Единственная загвоздка, которая может случиться, это - языковой барьер: если ваш гость был яванцем, то он будет писать значками яванского письма «чаракан» примерно так:
Ну а если он был китайцем, то и того похуже.
И лишь изредка случается, что он вообще ничего не пишет: он был неграмотным. Значит, вам не повезло. До следующего четверга!"