Перпендикулярное 4

Aug 06, 2013 20:39

Именно так можно было бы озаглавить пост, посвященный продвижению типического имперского социума, которым была Российская империя, в сторону общества национального. Но, увы :-(

RUSSIANS, в смысле nationality, так и не состоялись.

Однако, о том, до чего дошла Российская империя на сем пути (по уже опробованной национальной «четырехчленке») и, возможно, почему не дотянула до финишной ленточки с надписью «Нация», можно и погутарить.


1. От «le Tiers État» к «le citoyen».
Здесь можно не растекаться мыслию, а просто констатировать, что в XIX веке Российская империя, с некоторым опозданием, но следовала в общем модерном строю превращения имперских обществ в нации. Как и Франция. И, добавим, США (точнее, наоборот, США все-таки были первыми).
Вот только в США и Франции это был процесс приведения состояния де-юре к состоянию де-факто. А в Российской империи де-юре так и не наступило.
Сословия отменил декрет ВЦИК от 10 ноября 1917 года (т.е. когда Российская империя почила в бозе). Цитирую: «Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы - княжеские, графские и пр.) и наименование гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики».

На этом вопрос можно было бы считать закрытым, но … Предвидя бурю недоумения и негодования, считаю своим долгом кратенько рассказать об общеизвестных, казалось бы, вещах.

К 1917 году население Российской империи делилось на природных подданных, инородцев и финляндских обывателей. Природные подданные подразделялись на дворян (которые, в свою очередь, делились на потомственных и личных), духовенство (разных вероисповеданий), городских обывателей (почетных граждан, купцов, мещан и цеховых) и сельских обывателей (к коим относились крестьяне, поселяне, казаки и башкиры). Каждая из упомянутых групп обладала особым правовым статусом, совокупностью прав и обязанностей, передающихся по наследству (что и есть определением сословия). Дабы не быть осмеянным по принципу: «Да ладно, это все несущественные пережитки», я напомню, что некоторые из означенных групп пользовались правом получения бессрочных паспортов для проживания на всей территории Российской империи, а некоторые - такими правами не обладали. Вспомните свой личный опыт хождения по бюрократическим мукам и представьте, что существовало еще великое множество подобных сословных закорючек.

Пойдем дальше. Если с финскими обывателями все по-скандинавски сухо и скучно, то, вот, с инородцами наоборот.

Инородцы подразделялись на: сибирских инородцев (а оные, в свою очередь, на бродячих, кочевых и оседлых), самоедов Архангельской губернии, кочевых инородцев Ставропольской губернии, калмыков, киргизов Внутренней Орды, инородцев Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченнской, Уральской и Тургайской областей, инородцев Туркестанского края, инородцев Закаспийской области, горцев Северного Кавказа и (фанфары!) иудеев.

Причем, у восточных инородцев перечисленными группами дело не ограничивалось. Особые правовые статусы имели и отдельные племенные группы. Например, киргиз-кайсаки Младшего Жуза администрировались по «Уставу об оренбургских киргизах», а Среднего - по «Уставу о сибирских киргизах» (специальное положение Бокеевской - Внутренней - Орды я уже отметил). И т.д., и т.п.

Маленькая изюминка. Принадлежность к еврейству обуславливалась происхождением и религией. Поэтому еврей, принявший христианство, переставал согласно закону, считаться евреем и инородцем. И, наоборот, принадлежность к восточным инородцам была обусловлена исключительно происхождением, и поэтому принятие восточными инородцами христианства не влекло за собой выхода из состояния инородцев..

Почему же я написал, что Российская империя «следовала в общем модерном строю»? Потому, что это очень стройная и компактная схема. Еще в первой половине XIX века (не говоря про предыдущие времена) многообразие было настолько цветущим, что сориентироваться в нем мог только какой-нибудь гоголевский Самосвистов.

Однако, благодаря экономической модернизации, по рельсам которой со свистом мчалась Российская империя, к началу XX века реальный социальный статус довольно-таки значительной, и что еще более важно - наиболее активной, части населения не соответствовал ее сословной принадлежности. Поскольку тема эта необъятна, то я отделаюсь ссылкой на историю развития самого показательного из сословий. Сказ о том, как дворяне сладострастно пили кровь из трудового народа.

2. «Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс … но умнице-Фортуне, ей-богу, не до вас».

Если в сословном вопросе (точнее, в вопросе его ликвидации) Российской империи особо похвастаться нечем, то в проблеме административно-территориального деления наблюдается прямо противоположная картина. Явно не в лидерах, но и задних не пасли. Крепкий середнячок-с.

Но начнем мы от царя Панька (в великорусском варианте - Гороха).

Точнее, от Ивана, прозванного за свою жестокость Васильевичем. Еще точнее, с царского титула, принятого Иваном IV. В период 1547-1721 годов официальным названием страны было «Российское царство». И рассматривалось оно как конгломерат различных государств, престол которых занимал единый монарх. И все эти государства были перечислены в царском титуле. В исторических документах достаточно часто встречается оборот «Московское государство Российского царства». По этому поводу академик С.Ф.Платонов писал: «В XVI и XVII вв. наши предки «государствами» называли те области, которые когда-то были самостоятельными политическими единицами и затем вошли в состав Московского государства. С этой точки зрения, тогда существовали «Новгородское государство», «Казанское государство», а «Московское государство» часто означало собственно Москву с её уездом. Если же хотели выразить понятие всего государства в нашем смысле, то говорили: «все великие государства Российского царствия» или просто «Российское царство» (конец цитаты).

Понятно, что это феодальное наследство досталось Ивану IV от тех времен, когда эффективные менеджеры Даниловичи, не мытьем, так катаньем (и при поддержке федерального Центра), отжимали бизнесА у менее креативных Рюриковичей.
Но именно Грозный пропахал межу между прежним удельно-кормленческим территорриальным делением страны и новым уездно-разрядным. Его дело со всем пылом и жаром продолжили первые Романовы. Как пишут авторы спецкурса «Территориальное управление в России: теория, история, современность, проблемы и перспективы»: «В течение Московского периода территориальное управление усложнялось, переходя от изначальной неструктурированности ко все более четкой, упорядоченной структуре. Такая рационализация территориального управления стала предпосылкой реформ, проводившихся на последующем этапе развития государства».

На мой вкус, преобразования Питера нашего Алексеевича (в любой сфере) заслуживают эпитетов «рациональные» и «целеустремленные» исключительно с о-о-очень большими оговорками, выворачивающими смысл этих слов наизнанку. Поэтому честь проведения действительно рациональной административной реформы, заложившей такой фундамент унифицированного территориального управления, который пережил и саму Российскую империю, принадлежит императрице, которой "писали учтиво Вольтер и Дидерот". Причем, верная идеям эпохи Просвещения, Екатерина II (и ее сотрудники, конечно), возводя в абсолют принцип регулярности, при нарезке губерний руководствовались прагматическими соображениями, весьма далекими от всякой романтики. Соответствие губерний друг другу по размеру территории, количеству населения и доступности коммуникаций занимало «екатерининских орлов» гораздо более исторических (в том числе этно-конфессиональных) традиций, которыми увлекался Павел Петрович, ревизовавший матушкино наследство.

Тем не менее, все это была административно-территориальная присказка. Сказка же про имперскость лишь сейчас начнется.

В результате деятельности поздних Рюриковичей, ранних Романовых и Голштейн-Готторпов наиболее унифицированной оказалась территория проживания так называемых «великороссиян». Я даже сделаю сейчас жуткое по степени своей еретичности заявление. Великороссы и стали результатом этой самой великокняжеско-царско-императорской унификации (по крайней мере, в территориальном смысле). Но вот дальше дело застопорилось. Вроде и добрая губернская сеть (с областями на приграничных и обильных туземцами землях) была наброшена на всю территорию Российской империи. Но процесс тормозила его как раз тщательно сохраняемая и лелеемая имперскость. Судите сами.

О таких украшениях короны Российской империи, как Царство Польское и Великое княжество Финляндское (и то, каким геморроем они стали) думаю, можно особо и не распространятся.

Но списочек-то можно продолжить. Эстляндская, Лифляндская и Курляндская губернии вплоть до 1917 года обладали особым правовым статусом и управлялись на основе «Свода местных узаконений губерний Остзейских». Крепостное право там, кстати, было отменено в 1816-1819 годах.

Губернии Северо-Западного и Юго-Западного краев (т.е. полученные по второму разделу Речи Посполитой 1793 года) до 1840 года жили по Литовским Статутам (!). Карамзину лично пришлось уговаривать Александра I не присоединять их к создаваемому Царству Польскому. Причем, главными аргументами послужили отнюдь не «русскость» и не «православность» этих территорий.

Более того, в малороссийских губерниях (Черниговской и Полтавской) до 1842 года тоже использовались Литовские Статуты (!!!). Так называемое «малороссийское право» состояло из Литовских Статутов, отдельных королевских привилегий, обычаев и иных партикулярных норм, в том числе гетманских наказов. Но и это еще не все!

В 1827 году Сенат в решении по частному случаю указал местному суду, что применять для споров горожан надлежит право магдебургское, а не Литовский Статут 1588 года. Однако, оказалось, что ни одно судебное место и даже губернское присутствие сборника магдебургского права найти не могут. Безуспешные розыскания действующего закона продолжались четыре года и закончились тем, что Высочайшим указом Сенату в 1831 году было повелено, что поскольку «закон под именем магдебургского права в Малороссийских городах введенный, с давних уже лет оставлен в бездействии, был заменяем в решении дел отчасти Литовским Статутом, отчасти общими Российскими законами: то согласно представлению Полтавского генерального суда и Малороссийского военного генерал-губернатора, в решении спорных дел между городскими обывателями поступать на том же основании, как до указа Правительствующего Сената 13-го ноября 1827 года было поступаемо». Таким образом, была произведена законодательная отмена действия в Малороссии магдебургского права.

Вообще же, мое первое смутное представление о том, что есть империя, стало складываться именно тогда, когда я познакомился с ситуацией в Малороссии по специальным работам, а не по украинским школьным учебникам. Империя - это когда правая рука не знает, что делает левая, а особый статус привилегией погоняет. Одна только эпическая борьба за первенство в юрисдикции между киевскими генерал-губернаторами и гетманами Малороссийскими по закрученности интриг и бюрократическим страстям сравнима (для ценителей, конечно) разве что с возьней за инвеституру.

Лишь первое польское восстание подтолкнуло николаевских столоначальников к неспешному, но основательному, утрамбовыванию цветущего юридического многообразия Сводом Законов Российской империи. Т.е. к развороту империи на национальный путь.

Однако, формат ЖЖ не безразмерен, а мы едва-едва поговорили о западных окраинах. А еще ведь существовали южные и восточные. Где открытий чудных могло бы быть никак не меньше. Но, в целом, мне кажется, что основной тезис проиллюстрирован достаточно наглядно и объяснено, почему, несмотря на стройную губернскую структуру, я обозвал Российскую империю середнячком в деле административно-территориальной унификации.

To be continued

To go back

нациопознавательное

Previous post Next post
Up