Скульптурная на этот раз - Дмитровского розлива.
В Дмитрове, у Успенского собора местного кремля тоже стоит памятник свв. равноап. Кириллу и Мефодию, славянским первоучителям. А после замечательного
памятника в Коломне я стал буквально охотником до скульптурных изображений этой пары, а особенно до наборов букв, которые Кирилл и Мефодий презентуют потомкам
;
Надо сказать, что дмитровский вариант выглядит каким-то более «человеческим», что ли:
Фигуры просветителей, однако, тут расположены несколько неканонически по отношению к подавляющему большинству иконописных, фресковых и скульптурных воспоминаний: обычно Кирилл (изображается в капюшоне и со свитком) находится справа от зрителя, а Мефодий (в епископского вида одеждах и с книгой) -
слева.
Итак, а что же у нас на свитке?
Занимательно: во-первых, свиток стыдливо развернут только своим нижним кусочком, начиная с буквы «ферт» (обычно свиток изображают либо полностью развернутым, либо развернутым сверху). Наверное, специально, чтобы избавиться от скользкого момента с буквой «ё». Во-вторых, автор этого памятника, в отличие от автора коломенского памятника, ваял буквы, видимо, «от руки», а не с помощью дурацкого компьютерного шрифта. В третьих! Автор знал про букву «ять»! - правда, исполнил ее как-то очень странно, первый раз вижу такое написание... В четвертых, еще и буква «а йотированное» явлена городу Дмитрову и миру в качестве буквы «я».
В общем, хрен редьки если и слаще, то несильно. Никогда не заканчивался кириллический алфавит а йотированным. А йотированное вообще исчезло из алфавита гораздо раньше, чем малый юс, и современное «я» как раз происходит из малого юса. Насчет написания буквы еры» путаница вечная, начавшаяся веке так в XV - а изначально первым ее элементом был не ерь (мягкий знак), а ер (твердый). Про отсутствие конца алфавита вообще промолчим.
И, кстати, найдите еще одну ошибку в показанном кусочке азбуки. Подсказываю: одной буквы не хватает!
На самом деле, после осмотра этого памятника я призадумался. Среди славистов распространено (верное, впрочем) мнение, что первоначального вида кириллического алфавита история для нас не сохранила. Как, впрочем, и его авторства, хотя абсолютное большинство считает Кирилла и Мефодия разработчиками глаголицы, а кириллицу приписывают кому-то из их учеников, в частности, св. Клименту Охридскому. А раз изначальный вариант алфавита неизвестен, то каждый художник, изображавший первоучителей, помещал на свиток известный ему вид кириллицы, или тот, который по каким-то причинам он (автор) считал «древним», «историческим». А поскольку прижизненных портретов Кирилла и Мефодия, позирующих со свежепридуманной азбукой, понятное дело, не сохранилось (иначе мы бы увидели там глаголицу, ИМХО), то и получился такой разброд с трактовках азбуки.
Вот фреска из
Зографского монастыря на Афоне:
Здесь кириллица, конечно, ближе к своим истокам, чем на современных памятниках, тем не менее конец алфавита тоже как-то скомкан: после ятя является какая-то украинского вида «е» (это остатки «э йотированного»?), это «е» и а йотированное стоят не на своих местах, совсем попутаны «омега» и «от»: в общей сложности нарисованы два «ота» и одна «омега», двое из этих троих вообще на непонятных местах.Почему-то большой юс идет перед малым. Последний знак, после ижицы, вообще загадочен - что это?
Все это, конечно, можно объяснить, во-первых, тем, что «живое» использование кириллицы несколько отличалось во времена создания фрески от изображенного автором алфавита, да и вряд ли автор знал точно, как там расположены буквы в конце алфавита (это и понятно, большинство букв первой начала и середины алфавита соответствовали цифровым значениям, а на конец цифр не хватило). То есть, автор изобразил древнюю кириллицу так, как он ее себе представлял. На самом деле, практически во всем, кроме этого непонятного последнего символа, такой вариант кириллицы совпадает со средневековыми церковнославянскими грамматиками:
Вот икона начала ХХ века:
Вроде бы автор иконы должен был знать стандартную дореволюционную кириллицу и изобразить ее, однако, он сделал это как-то странно: «омега», она же «от» идет после «о» но это не ее место; вместо кириллического «червя» использован то ли глаголический «червь», то ли кириллический «ук», конец алфавита вообще «замылен»: видна сиротливая «фита», тема ижицы вообще не раскрыта, да перед малым юсом откуда-то влез юс большой, совершенно неотличимый от буквы «Ж», давно к тому моменту в алфавите отстутствующий... Ну, про большой юс понятно: автор церковнославянские книжки и иконы старые видел, а там большой юс имеется, только вот как он точно рисуется, автор не запомнил.
В общем, вывод мой таков: в любую эпоху авторы художественных рендерингов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия рисуют на свитке СВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КИРИЛЛИЦЕ: обычно это современный им кириллический алфавит с добавлением известных или слабоизвестных автору исторических знаков кириллицы, или хотя бы с добавлением своих представлений об этих знаках. Так было и так есть. Правда, автор памятника в Коломне все же всех переплюнул, не став добавлять ничего к современной ему кириллице :-)
Ну, и напоследок - найденный в интернете образчик современной фрески на ту же тему:
Тут, чтобы не поскользнуться, авторы не стали разворачивать низ свитка, ибо там для авторов, видать, совсем потемки. Зато в верхней части радостно вспомнено о существовании «i десятеричного», но абсолютно забыто о существовании буквы «зело» (которая S). Использовано очень уж современное написание «У».
Впрочем, все это мелочи в сравнении с тем, что Кирилл и Мефодий просто перепутаны друг с другом по отношению к канонической традиции их изображения: около традиционного образа Мефодия написано «СВ. КИРИЛЛЪ» (одна ошибка в написании!), а возле традиционного образа Кирилла - «СВ. МЕФОДIЙ» (и здесь одна ошибка!). Между прочим, языком русской ПЦ до сих пор является церковнославянкий, а не русский - так что такая фреска никак не может быть признана годной! Хотя, при ближайшем рассмотрении оказывается, что первоучители славянские просто решили сыграть в переодевание: у подписанного Мефодием Кирилла все же лицо и борода Мефодия (я сравниваю с большинством более раниих икон и фресок), а у подписанного Кириллом Мефодия - лицо и борода Кирилла! Все смешалось: Кирилл - это Мефодий! Мефодий - это Кирилл! Практически "Гоголь переоделся Пушкиным" )))))
Я, конечно, понимаю, что связь утеряна, нить разорвана и все такое - но все же поосторожнее надо фрески-то писать, не мешало бы и матчасть слегка изучить.
27 июля 2009
UPD: И как я в первый раз не заметил-то! Оказывается, по окружности постамента, правда, почему-то преимущественно с задней его стороны, идут в ряд буквы кириллической азбуки! Они хоть и выполнены тем самым ужасным шрифтом Izhitsa, но зато практически все, даже «кси» и «пси» имеются - то есть полностью современный церковнославянский алфавит! (отсутствует «гервь» и, конечно же, «коппа», которые в церковнославянском не используются). Единственное невнятное место, когда, похоже, художник просто задумался о чем-то и «синтезировал» ер и еры, получилось «...Ш Щ Ъ I Ь Ѣ...» - но, по крайней мере, это говорит о том, что он планировал изобразить букву «еры» правильно, с ером, а не с ерем.
Еще один, неожиданный UPD от сентября 2011: Читал вчера пост про усадьбу Талицы под Москвой в журнале у
deadokey, откуда и с разрешения взял нижеследующее фото:
Такая вот скульптура стоит на территории усадьбы Талицы - причем утверждается, что скульптуре лет 15 всего, просто сделана так, что почти развалилась. Я не знаю, правда ли это - уж подозрительно хорош алфавит на свитке - ну, как минимум, лучше прочих виденных современных, да и не хуже многих вышеприведенных старых. Практически все буквы на месте! И на своем месте, что немаловажно! Единственное, что немного повеселило - присутствие двух графических вариантов написания одной и той же буквы "У" ("ук" она называется), идущих друг за другом. Как известно, современная буква "У" графически развилась из сочетания "О" и "ижицы" - затем в определенных пошибах кириллицы появилась лигатура, состоявшая из ижицы с удлиненным хвостиком, на который была "нанизана" буква "О" - а изображенная на свитке после "ОУ" загогулина представляет собой дальнейшее развитие этой лигатуры (вообще история очень красивая, хотя бы потому, что лигатура развивалась не "вдоль строки", а "по вертикали" - редкость в типографике!) Так что и тут не обошлось без собственных представлений о русском алфавите. Причем - именно о русском, хотя Кирилл с Мефодием создали алфавит для старославянского/церковнославянского, а там и йотированные юсы должны быть, и йотированная А...
Коллекция потихоньку растет - скоро надо будет делать более серьезный анализ!
_