Я обещал одному из своих корейских респондентов коротко объяснить, что же произошло с пуськами, поскольку, особенно из-за рубежа, картина видится довольно однобоко, и, не зная каких-то деталей, очень легко прийти к неверным выводам.
Вместо вступления: любая структура снаружи выглядит более единой и организованной, чем изнутри. Касается это и русской православной церкви, где есть и чиновники-коррупционеры, не сильно отличающиеся от светских, и «православные талибы», готовые ходить на врага в крестовые походы и не очень озабоченные тем, что православие, как они его понимают, включает в себя множество языческих элементов.
Также хочу напомнить, что в обществе глобализации религия вовсе не исполняет роль ведущего этического учения. «Оскорбление святынь» там выглядит по-другому. А большое внимание к религии соотносится с более отсталыми и фундаменталистскими типами общества. Кроме того, Запад уже привык к традиции разнообразных перформансов, которые, при всей их возможной внешней отвратности, воспринимаются как право художника на свободу самовыражения и требуют этической, а не юридической оценки (если, конечно, не оказываются оскорблением святого в новой версии).
Теперь про пусек. Как известно, в России нет свободы слова, и об этом можно прочитать где угодно. Особенно это касается ненасильственных мер протеста, в рамках которых над режимом можно издеваться, не особенно боясь последствий и маскируя это под перформанс. Изрядно преуспела в этом арт-группа «Война» (
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E9%ED%E0_(%E0%F0%F2-%E3%F0%F3%EF%EF%E0 ) , откуда вышла та девушка, которая стала лицом кампании, - Надежда Толоконникова. Список их акций довольно велик и известен, и про «групповой секс в Биологическом музее» даже есть статья в Википедии.
Наталья и ее муж покинули арт-группу, и одной из причин этого была излишняя провокативность их поведения даже для этого коллектива. Некоторые представители оппозиции даже записывали ее мужа в засланные казачки Кремля, но речь сейчас идет о жене и той организации, которую она представляет теперь. Радикальная женская панк-группа с английским названием, допускающим в русском языке довольно большой спектр интерпретаций. В принципе слово «pussy» можно перевести как «киска», в том числе и в значении, в котором оно используется в порнографии. Так что, возможно, наиболее верным был бы перевод названия группы как «Пиздатое буйство», а не «Котята-бунтари», «Бешенство матки» или «Гнойное бесчинство».
Акции группы (список основных можно увидеть на
http://ru.wikipedia.org/wiki/Pussy_Riot)
проходили по специфическому принципу, - маски на головах; клички вместо имен; мгновенное появление, действие и быстрый уход. Помимо действий чисто феминистской направленности (если считать таковыми налеты на модные бутики) группа ярко встала в оппозицию к власти и провела несколько акций, в том числе - с призывами превратить Красную площадь в площадь Тахрир (площадь в Египте, с которой там началась «арабская весна») или исполнение на Лобном месте песни «Путин зассал». Действия эти в целом оставались без жесткого ответа властей, хотя их антипутинский пафос был не меньшим, чем во время акции в храме. Этому можно дать несколько объяснений - от «на фоне массовых протестов власти не рискнули» до «власти было пофиг - собака лает, караван идет».
И здесь есть два важных момента. С одной стороны, нарывались на неприятности девушки долго и старательно, и потому в нашей стране, где судят не столько по букве закона, сколько по неким «понятиям», всю их предшествующую деятельность при определении меры наказания учли, и хотя это нигде не проговаривалось, всем это было очевидно. С другой стороны, удачно прошедшие предшествующие акции воспитывали в них головокружение от успехов и желание сделать что-то еще более вызывающее.
Здесь я снова сделаю паузу и поясню свое понимание терпимости. Оно предполагает определенное взаимное уважение к тому, что другая сторона считает для себя особо ценным, и воздержание от того, что может спровоцировать раскручивание маховика взаимного насилия. Условно говоря, фундаменталистская церковь и гей-сообщество могут сколь угодно клеймить друг друга в речах или на пикетах, но ни церковники не имеют право разгонять разрешенный гей-парад или врываться в их клубы, ни геи не имеют права нападать на крестный ход или врываться в церковь. В случае нарушения этого правила государство теоретически должно наказывать и тех, и других.
Теперь о собственно акции в храме. Не все знают, что за два дня до акции в ХХС, пуськи пытались сделать подобное в Елоховском соборе - втором по значению храме Москвы, но их вывели оттуда раньше, чем они успели сделать что-то серьезное. Не все помнят, что собственно клип «Прогони»
http://www.youtube.com/watch?v=GCasuaAczKY не тождественен тому, что собственно исполнялось в ХХС, и то, что девушки реально кричали там, - не текст, который все слышали. Да, они попытались расчехлить гитару и что-то прокричать в микрофон, но, судя по тексту обвинительного заключения, это было быстро пресечено. Однако для клипа нужна картинка, где исполнители что-то делают и открывают рот. И девушки начали орать на камеру, причем слышно, в основном, хоровое скандирование слов «срань, срань, срань господня». Тема Путина не слышна.
Есть видео, которое запечатлело собственно действо в храме, хотя слышно там далеко не все:
http://www.youtube.com/watch?v=FoJqzGG7u_k . Зато по нему видно, что участниц там пятеро; что охрана действует довольно корректно, но охранников не хватает - они их уводят, девушки возвращаются; что действо происходит не во время богослужения, и народу в храме мало.
Третий пункт довольно важен. С одной стороны, можно сказать, что пуськи не пытались оскорбить чувства рядовых верующих и потому выбрали такое время для акции. С другой, что если бы они решились сделать это при большом скоплении народа, им бы не дали что-либо сделать, а, возможно, и попытались бы их линчевать. С третьей стороны, медиа-эффект от акции был таким большим, что вообще не очень важно, были в храме в тот момент прихожане или нет.
И тут произошло то, что даже сами участницы акции обозвали «этической ошибкой», не оценив последствий своей выходки. Нацелив, по их словам, свое выступление против коррумпированной и провластной верхушки РПЦ, они задели гораздо большую массу верующих, для которых их поведение в храме было кощунством.
Я не раз писал о том, что наша правоохранительная машина работает плохо, и потому «нужному делу» часто обеспечивают должный уровень резонанса «со стороны возмущенной общественности», всякий раз - своей в зависимости от дела. В данном случае резонанс был так велик, что просто отпустить девушек было уже нельзя. Хотя можно обратить внимание, что никаких серьезных действий по поиску остальных двух участниц действа и всех тех, кто принимал участие в его организации, предпринято не было.
А дальше начался долгий процесс и замечательный медиа-повод, в котором все стороны вели себя довольно странно. Обвинение было представлено «православными талибами», некоторые из которых на полном серьезе объявляли девушек одержимыми, сатанистками или членами международной организации по дискредитации христианства во всем мире. Их странные ссылки на постановления древних церковных Соборов и общая линия поведения хорошо выставили РПЦ в неприглядном свете, а пришедшаяся вовремя парочка скандалов с ее представителями только разогревала страсти. Однако защита вела себя не менее неадекватно, сразу объявив процесс политическим и делая все, чтобы разозлить власти и судью. В целом, ее поведение очень напоминало «модного адвоката» из одноименного рассказа Тэффи (
http://www.vek-serebra.ru/teffi/modnyj_advokat.htm ).
Хотя нормальный адвокат мог бы строить свою защиту на сухом признании того, что в целом пуськи воспользовались дыркой в законах, поскольку из УК выкинули
http://www.zakonrf.info/koap/5.26/ за которую ранее давали два года, и в современном УК РФ под непосредственно данный случай статьи нет. Если для желающих повторить подобное в синагоге есть ст. 282 (ибо подобные действия мгновенно квалифицируют как антисемитизм), а «упражнения» с Мавзолеем или Вечным огнем могут быть сочтены надругательством над могилой, в случае с наскоком на православный храм власти оказалось вменить нарушительницам ничего кроме универсального «хулиганства». Причем, если судить по закону, а не по «понятиям», отягчающие обстоятельства, упомянутые в приговоре, были натянутыми и могут послужить поводом для апелляции.
Такая ситуация возникает не впервые. В свое время похожая проблема была с рэкетирами, которым или вменяли бандитизм, не адекватный составу их преступления, или не знали, что с ними делать, потому что понятие «вымогательство» тоже не совсем подходило для ситуации. В итоге в УК появилась статья «Похищение человека».
Между тем, власть оказалась в серьезной ловушке. Замять дело из-за высокого резонанса, раздутого обеими сторонами, нельзя. При этом надо учитывать то, что православное сообщество скорее лояльно, чем нелояльно, власти, и оттолкнуть его от себя власти крайне нежелательно, потому что «православные талибы» более многочисленны, чем кажется, и тоже могут выйти на улицы.
Но пойти у них на поводу полностью тоже нельзя, поскольку, во-первых, «православные талибы» со своим фундаментализмом тоже очень многих достали, и их союз с властью скорее тактический: «дашь много сейчас, в следующий раз они потребуют еще больше». Кроме того, такое неадекватное решение по громкому делу наложит серьезное пятно на репутацию власти, преследующей свободу самовыражения в целом и молодых, красивых женщин, в частности. Потому что плохо понимающий наши реалии Запад и так воспринимает эту ситуацию как «Женская панк-группа написала песню против Путина, а ее за это хотят посадить».
Можно задать вопрос: «А почему не оштрафовать и выпустить?». Проблема в том, что в нашем обществе штраф не воспринимается как серьезное наказание. Особенно, если у оштрафованного достаточно денег, чтобы авансом заплатить за три таких преступления. Поэтому массовым сознанием наказание штрафом воспринимается как «Откупились».
К тому же, неадекватно мягкий приговор не только разозлит верующих, но и создаст неприятный прецедент. Тогда можно будет безнаказанно глумиться над святым для какого-то социума объектом (не обязательно религиозным), раскачивая лодку и повышая социальное напряжение.
То есть, суд изначально оказался под влиянием политической конъюнктуры, хотя и Путин, и верхушка РПЦ высказались за то, чтобы строго девушек не судить.
Более того, у меня (
http://makkawity.livejournal.com/2190975.html) возникло ощущение, что власть учитывала вариант, при котором, если пуськи будут на свободе (после приговора или до - под подпиской о невыезде), желающие их линчевать довольно спокойно до них доберутся. И каким бы ни был приговор суда тем, кто убьет или искалечит девушек, это все равно будет выглядеть как «власть выдала протестующих на расправу фанатикам», которых, судя по блогосфере и действиям «талибов» против акций в поддержку пусек, достаточно.
Заметим и то, что условия содержания пусек под стражей (что до приговора, что - после) более, чем комфортны, и хотя защита пыталась доказать, что девущек мучают, эта тема не получила развития даже в либеральных кругах. Скорее, суд напоминал скандальное шоу в стиле «Окон», а девушки выглядели так, как будто с ними специально работают стилисты. На этом фоне интересна и информация о регистрации названия пусек как товарного знака, и слух о том, что их последние слова писали профессиональные спичрайтеры.
Возможно, во власти рассчитывали затянуть процесс, полагая, что страсти за это время улягутся, но и обвинение, и защита продолжали гнать свою волну. И если у меня при наблюдении возникало ощущение, что «игра была равна - сражались два говна», то в своей ленте я наблюдал постепенное закипание двух противоположных тенденций.
С одной стороны, те, кто относился к пуськам с неприязнью, перешли в лагерь их сторонников, хотя на самом деле таких правильнее было бы назвать противниками церковников, в политике которых они увидели угрозу свободомыслию вообще. Тем более, что если «православные талибы» добьются большей власти, страну ждет много неприятного, и активность депутата Милонова - тому пример, как и заявление протоиерея Смирнова о необходимости «деленинизации», а равно - переделанная в православном духе сказка Пушкина, в которой остался Балда, но попа больше нет.
С другой стороны, оголтелая кампания в защиту пусек и акции в их поддержку, все более и более эпатажные, отнесли в лагерь их противников довольно большое число людей, весьма критично относящихся и к Путину, и к патриарху. В основном, это те, кто считает, что у людей должны быть какие-то ценности, и что если сегодня объектом перформанса может быть православный храм, то завтра - что-то куда более ценное лично для тебя. Здесь же оказались те, кто считает, что окоротить пусек достаточно жестко значит сдержать тренд на дальнейшую эскалацию социального напряжения: "заплывая за буйки" каждая из сторон раздвигает границы допустимого для своих противников.
Между тем, в головы рядовых граждан активно вбивался ложный выбор: или ты за пусек, прогресс и против Путина; или - против пусек и за РПЦ, Милонова и фундаментализм. Все это только увеличивало общую социальную напряженность, накладываясь на внутриполитическую ситуацию.
В итоге суд вынес свой приговор и он был несколько жестче ожидаемого, но существенно мягче предполагаемых страшилок. 2 года колонии с учетом того, что полгода они уже отсидели, плюс высокий шанс на дальнейшие апелляции и пересмотр дела в сторону смягчения приговора.
Почему все-таки 2 года? Напомним, хулиганство - это преступление не против людей или собственности, а против общественного порядка, а «Мы намеренно нарушили категорический церковный запрет, чтобы выразить свою враждебность к нынешней церковной политике» с некоторой натяжкой может быть квалифицировано как мотив идеологической или политической вражды, особенно если ориентироваться на собственно действия пусек в храме.
Кстати, то, что наше государство не любит, когда прилюдно оскорбляют религии и верующих (даже если оскорбительность весьма спорна), видно по подборке, приведенной тут
http://boris-ivanov.livejournal.com/1451411.html, при том, что за исключением случая с Бреннером, все эти акции проходили «на своей», а не на чужой территории.
Понятно, что приговор был таким с учетом предыдущих подвигов девушек, но стоит обратить внимание и на
http://ryurikov.livejournal.com/373284.html - по ссылке некоторые рассуждения о том, что было бы с пуськами в СССР даже в мягкие 80-е. А также - а общественное мнение:
http://fom.ru/obshchestvo/10606.
Раскол в обществе, однако, все равно случился, поскольку всех удовлетворить нельзя. Особо отмороженные пуськолюбители начали валить кресты в поддержку своих кумиров и повторять их подвиги, а православные в ответ стали создавать свои дружины и разрабатывать жесткие сценарии противодействия будущему кощунству.
Тут, поняв, что случились перегибы, и они выглядят не лучшим образом, некоторые представители оппозиции попытались оказаться среди тех, кто и против пусек, и против Путина, объявив, что вся ситуация была спланирована властями. Дескать, именно власть захотела расколоть общество, а пуськи (сознательно или нет) сработали для этого. Хорошая подборка тех, у кого всё - провокация кровавого Путина тут:
http://vol1oleg.livejournal.com/1791404.html. А если не Путина, то Суркова или отражение любимой конспирологами войны Путина и Медведева.
Особенно когда случилось двойное убийство в Казани и написанным кровью жертв “Free Pussy Riot” (
http://www.lenta.ru/news/2012/08/30/what/) , потому что неважно, был убийца сторонником пусек, психом, у которого эта вола вызвала обострение, или желающим отвести следы (а выяснилось это (
http://www.kp.ru/online/news/1235728/) - , в массовом сознании он метку оставил.
Суммировать же это с моей точки зрения можно только цитатой «А что люди немирные и неблагоразумные навлекут на себя приключения - тому ни удивляться, ни особенно огорчаться не стоит». Геростратовой славы желавшие получили ее со всем прилагавшимся.
«Оба хуже», как говорил т. Сталин.
В качестве приложения - обвинительное заключение
http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%9D._%D0%90._%D0%B2_%D1%85%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5И статья про дело в википедии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE_Pussy_Riot#.D0.90.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.BA.D0.B0.D1.82.D1.8B_.D0.B0.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D1.85