Полагаю, что у Олди (равно, как, скажем, и у Стругацких) без плана никак именно потому, что они работают вдвоём. Один автор может держать всё в голове - но двоим уже надо обсуждать, что-то выстраивать, конструировать. Плюс - и Громов с Ладыженским, и Аркадий Натанович с Борисом Натановичем при всём желании не могли сидеть и писать вместе в режиме 24/7 - поневоле приходилось работать и поодиночке. А тут без плана, помогающего координировать действия, не обойтись.
Само собой, вдвоём надо и обсуждать, и конструировать, и выстраивать - так и одному надо. Только это - не план, это ровно то, что делает любой писатель, один или с кем-нибудь в альянсе. Живая работа с текстом, создание образов, мозговые штурмы, как нынче модно говорить - так и в одиночку же делаешь примерно то же самое. Ну, обсуждаешь потом не с соавтором, а с редактором, с консультантом, с товарищем... какая разница!
А чтоб Стругацкие составляли развёрнутые синопсисы или подробные планы выписывали - я никогда не слыхал. Наоборот, судя по черновикам, у них вполне себе живая работа шла: они что-то постоянно переделывали, перекраивали, куски монтировали, замыслы на ходу меняли... Вот вспомнить, какой был первоначальный замысел у ТББ и что в итоге вышло - так чем не аналог работы над "Анной Карениной"?)))
*Очень, очень смущённо* Ну дык, я же того-этого... от неё))) От идеи))) То есть, сначала, всё-таки, приходит идея, а потом уже проявляются мир и герои) И всё равно не получается ни план, ни даже чёткое представление о том, как будут развиваться события - во всяком случае, в самом начале работы)
Ты-то знаешь, бесценная Выдра, что у меня и сам замысел стопяццот раз меняется в процессе. Вот сейчас книга к концу идёт - а я только что понял, почему бельки такие белые и пушистые))) Суть рассматриваешь так медленно... иногда я тоже знаю конец к середине, а иногда и к концу не уверен, такие дела.
А держать в голове всю историю, в тонких частностях - это суперкруть, мне кажется. Это человек, получается, без всяких там эскизов, начерталок, линий построения, шпаргалок, в уме - целый мир выстраивает?! Ведь офигенно же! Даже завидно)) Я точно так не умею)
Кажется, мы не договорились о терминах. Вот давай сравним.
Олди, трилогия об Ойкумене. Написана от идеи - и идея легко вылущивается: коллективный гений. Команда разумных с разными, очень разными (это важно) способностями и умениями может сообща делать то, что под силу только гению.
Эта же идея - в "Четверт гения" Подольного. Только у Олди масштабы на пять порядков больше, чтоб увлекательнее и убедительнее. Поэтому и гений у них со сверхчеловеческими способностями - антис, и герои, собравшиеся в команду, обладают невероятными и очень сильно различающимися умениями, и мир, соответственно, расширен до множества планет-колоний, где бывшие земляне эволюционируют в разных направлениях.
Эту же идею можно воплотить и в других мирах с другими героями. Да в какой-то степени и в моих текстах мелькает нечто похожее - идея-то очень хороша :)
И Далин, "Искра". Какая в ней идея? Можно ли вычленить её из истории? В каком ещё мире и с каким другим героем её можно воплотить?
У меня планы никогда не срабатывают=) Начнешь писать героя одним, а он бац - и совсем другой получается. И сюжет уже тоже в другую сторону идет... Я только примерно представляю к чему все придет=)
Я уже почувствовала, как они могут уводить=))) Приходится отслеживать=) Самое сложное - это теперь (я написала больше половины)свести все линии воедино. Я уже четко вижу что произойдет, но еще не проявилось как...=(
Самое главное тут, ИМХО - не торопиться. Дать финалу созреть, проявиться самому, не начать надумывать и подтягивать концы. Лучше подождать, чем поспешить.
а у меня всегда так... посмотришь на него - а он фразой блеснул, эффектный жест под ноги шваркнул - и нет его. Другой приходит - и знаешь: из одного мира сволочи, рядом живут, в школе дрались-мирились... а вот как они СЕЙЧАС... Опять бриллиантовую искру бросил - и сиди думай, в каком кольце им рядом быть, какое сокровище оттенять... Вот так и получается - не цельный текст, не сплетение всего... а россыпь сверкающего песка, отдельные грани, которые только и ложатся на камень - а он дикий сидит, только-только парой граней сверкнуть согласен... Сами, мол, додумывайте, что в середине, а мне и так вкусно. Ну и сидишь...
Несколько раз риск соблазнял, ну же, вот-вот... И все равно - сидит глыбища, трещиной на меня ехидно щурится - а не огранишь, целиком, не покаааажешь)))
Да.... наверное... только у меня нее получается))) Мир сверкает искрой и просит - додумай остальное, приглашает к со-бытию, со-жизни... а в результате - получается драббл. Не умею отсекать нужное количество. Или торчат космы с колтунами - или свести все к дичайшему минимализму (в идеале - к пустоте с ее нереальностью возможностей)))
Comments 194
Reply
Reply
А чтоб Стругацкие составляли развёрнутые синопсисы или подробные планы выписывали - я никогда не слыхал. Наоборот, судя по черновикам, у них вполне себе живая работа шла: они что-то постоянно переделывали, перекраивали, куски монтировали, замыслы на ходу меняли... Вот вспомнить, какой был первоначальный замысел у ТББ и что в итоге вышло - так чем не аналог работы над "Анной Карениной"?)))
Reply
Reply
Ты-то знаешь, бесценная Выдра, что у меня и сам замысел стопяццот раз меняется в процессе. Вот сейчас книга к концу идёт - а я только что понял, почему бельки такие белые и пушистые))) Суть рассматриваешь так медленно... иногда я тоже знаю конец к середине, а иногда и к концу не уверен, такие дела.
А держать в голове всю историю, в тонких частностях - это суперкруть, мне кажется. Это человек, получается, без всяких там эскизов, начерталок, линий построения, шпаргалок, в уме - целый мир выстраивает?! Ведь офигенно же! Даже завидно)) Я точно так не умею)
Reply
Вот давай сравним.
Олди, трилогия об Ойкумене. Написана от идеи - и идея легко вылущивается: коллективный гений. Команда разумных с разными, очень разными (это важно) способностями и умениями может сообща делать то, что под силу только гению.
Эта же идея - в "Четверт гения" Подольного. Только у Олди масштабы на пять порядков больше, чтоб увлекательнее и убедительнее. Поэтому и гений у них со сверхчеловеческими способностями - антис, и герои, собравшиеся в команду, обладают невероятными и очень сильно различающимися умениями, и мир, соответственно, расширен до множества планет-колоний, где бывшие земляне эволюционируют в разных направлениях.
Эту же идею можно воплотить и в других мирах с другими героями. Да в какой-то степени и в моих текстах мелькает нечто похожее - идея-то очень хороша :)
И Далин, "Искра". Какая в ней идея? Можно ли вычленить её из истории? В каком ещё мире и с каким другим героем её можно воплотить?
Reply
Reply
Reply
Тут самое главное - следить, чтобы герой особенно не уводил от чёткости общей идеи. Потому что такое тоже случается, как ни печально.
Reply
Самое сложное - это теперь (я написала больше половины)свести все линии воедино. Я уже четко вижу что произойдет, но еще не проявилось как...=(
Reply
Самое главное тут, ИМХО - не торопиться. Дать финалу созреть, проявиться самому, не начать надумывать и подтягивать концы. Лучше подождать, чем поспешить.
Reply
Несколько раз риск соблазнял, ну же, вот-вот... И все равно - сидит глыбища, трещиной на меня ехидно щурится - а не огранишь, целиком, не покаааажешь)))
Reply
Можно только наблюдать за собой и ждать)
Reply
Reply
Постепенно начало оформляться.
Reply
Leave a comment