В
том посте - про общие принципы решения академических конфликтов. А сейчас - о конкретике.
I.Несправедливые оценки.
Первое правило после драки кулаками не машут. Уже получив плохую оценку на экзамене, шансов ее отменить практически нет. Поэтому надо такое предотвращать еще в семестре, когда видно, что преподаватель "проблемный". Последовательность:
1)Выяснить критерии оценок. Они бывают довольно необычными, но в большинстве ВУЗов преподаватель имеет право устанавливать их по своему усмотрению. Так что часто лучший выход - просто сделать то, что требует именно этот человек. Первый шаг к этому - на первой же паре прямо попросить озвучить "правила игры".
2)Сдать ВСЕ семестровые работы. Если что-то не сдано, студент априори считается виноватым. Если сдать что-то не получается из-за предвзятости преподавателя, это что-то надо иметь на руках в выполненном/выученном виде. Часто в таких ситуациях зовут другого преподавателя, и те, кто "готов к бою", получают халявную сдачу.
3)Заблаговременно сходит на кафедру/в деканат. Там обычно знают, с кем могут возникнуть проблемы, какого рода и как их решить - вплоть до замены экзаменатора.
Никогда не жалуйтесь на "сложность / необъективность". Это слишком труднодоказуемо. Надо предъявлять лишь то, что легко проверить. Обычно это "нарушения процедуры" нарушения, когда преподаватель не вовремя дал вопросы, не дал четкого задания, пропустил кучу занятий и т.п. Но увлекаться не стоит - нарушения можно найти и у студентов, причем сделать это гораздо проще.
II.Недопуски
Критерии допуска к зачету/экзамену по конкретному предмету обычно устанавливаются произвольно. Бывает и такое, что несдача хотя бы одного пункта из списка заданий на семестр (из 9-10) влечет недопуск. Отсюда правило - все, что предусмотрено планом, должно быть сдано, в крайнем случае - подготовлено к сдаче. И лучше сразу узнать этот список и зафиксировать его на бумаге, а то он может внезапно так вырасти :)
В конце семестра обычно устраивают что-то вроде ускоренного массового приема долгов, когда зачесть работу могут уже за то, что она есть. Так что тут плохая работа лучше, чем никакой!
Допуски к сессии/защите курсовых, дипломов и т.п. обычно, наоборот, формализованы. У нас неполучение хотя бы одного зачета влечет недопуск ко всей сессии со всеми вытекающими. Даже если в вашем ВУЗе это не так, все равно не стоит без крайней необходимости оставлять "хвосты" - это служит "отягчающим обстоятельством" при разборе конфликтов. Студент ведь не обезьяна, ему хвост не идет.
Бывает, декан или кто-то из его замов оформляют допуски в виде исключения, из симпатии к "положительным студентам". Обязательно воспользуйтесь шансом -если сможете убедить, что проблемы с учебой - ваша беда, а не вина, то этих проблем резко может стать меньше.
III.Плохой преподаватель
С плохими лекциями мало что можно поделать, а вот против плохого семинариста есть действенный прием - дробной рысью бежать на кафедру/в учебную часть и слезно просить поставить семинаристом того, кто читает лекции. Такое совпадение - практически всегда счастье для студентов, а уж если семинарист изначально был хреновый, то тем более.
Очень хорошо помогает общение со старшекурсниками - скорее всего, они тоже в свое время столкнулись с этой проблемой, но как-то решили (раз до сих пор учатся :) Деканат тоже часто бывает в курсе.
Если же замены нет и не предвидится, остается только выяснить, что именно человеку от студента нужно, и выполнить это не то что на 100, а на 150% - это почти у любого вызовет уважение. Также придется искать хорошие альтернативные источники информации по предмету - библиотека в помощь. Ведь то, что дано в семестре, и то, что надо знать, порой отличается раза в два.
IV.Путаница с программами
Это когда на экзамене вдруг спрашивают то, чего на лекциях не давали / не было на семинарах. Тога не надо возмущаться, а надо максимально деликатно объяснить, что при изучении предмета следовали за преподавателем как за человеком опытным. Хорошо, когда с собой есть все лекции. Но лучше до такого не доводить и готовиться не по лекциям, а по вопросам. Что-то недодано/неясно? Велкам ту консультация. Или лекции с семинарами не согласованы - забегают вперед или отстают. Тогда сразу надо просить синхронизировать это дело.
Очень важно сразу выяснить требования к сдаче семестровых работ и это записать, чтобы список не пополнялся из-за плохого настроения преподавателя. Да и сдавать лучше сразу, чтобы было время разобраться с путаницей, если она таки возникнет.
V.Проблемы личного характера
Это хуже всего, т.к. тут есть злой умысел, и опасней всего, т.к. всех студентов не репрессируешь, а вот отдельных - всегда можно. Лучше всего банальн не провоцировать акое к себе отношение:
1.Не надо умничать - преподаватель если не умнее, то опытнее.
2.Не надо "качать права" - у администрации ВУЗа прав все равно больше.
3.Не надо скандалить - ВУЗ не базар и это не одобряется
4.Не надо выделяться неправильным образом - это воспринимается как хамство
5.Не надо хамить и злословить - это недостойно
6.Не надо хитрить сверх меры - проходимцев не любят
7.Надо - просто учиться, не создавая шума вокруг своей персоны.
З.Ы.Маленькая обошлась и без этих хитростей - иногда достаточно просто усмирить свои эмоции и заняться делом, чтобы выйти победителем.