Уже несколько лет как нам стало ясно, что один из ключевых моментов в истории Канульского царства (одного из важнейших государств древних майя классической эпохи, создавшего в VI-VII вв. крупнейшую гегемонию в области Южных низменностей) была династическая война, разразившаяся между 626 и 640 гг. В ней бились Йукном-Ч'ен (будущий великий царь царей) и некий Вашаклахун-Убах-Чан, про которого раньше особо ничего известно не было. Детали можно послушать в
рассказе Сергея Вепрецкого на "Родине слонов" (хотя термин "гражданская война" я не приветствую).
После находки в 2016 г. в Шунантуниче
новых элементов из иероглифической лестницы, изначально установленной в Караколе (Белиз), стало ясно, что Вашаклахун-Убах-Чан правил в древней столице Кануля (на месте памятника Ц'ибанче) и был, очевидно, законным наследником
К'ак'-Ти-Ч'ич'а нашего Ах-Шакиля. А вот откуда взялся его соперник, до 636 г. скрывавшийся под непрочитанным пока именным иероглифом ("Йукном-Голова"), а в 636 г. принявший тронное имя Йукном-Ч'ен ("Сотрясатель Городов") и перенесший столицу из Кануля-Ц'ибанче в Чикнаб-Калакмуль, мы только догадывались.
Панель 3 из Шунантунича, упоминающая смерть "священного царя Кануля" Вашаклахун-Убах-Чана в июле 640 г. (фото Кристофа Хелмке).
И вот, разбираясь с надписью на стеле 33 из Калакмуля, Сергей Вепрецкий этот вопрос в общем-то решил. В этой надписи, созданной по поведению Йукном-Ч'ена, главные герои - канульский царь-завоеватель Ук'ай-Кан (конец VI - начало VII вв.) и ранее нам неизвестная женщина Иш-Бель, носящая титул "чикнабская царевна". Ук'ай-Кан там постоянно проводит ритуалы, а Иш-Бель прибывает и наблюдает Ук'ай-Кана. Нет сомнений, что Ук'ай-Кан - отец Йукном-Ч'ена, а Иш-Бель - его мать.
Стела 33 из Калакмуля (фото С.В. Вепрецкого, 2018)
Кстати, дочку свою, выданную замуж за царя Вака-Эль-Перу в 670-е годы, Йукном-Ч'ен назвал Иш-Бель в честь горячо любимой маменьки.
Иш-Бель канульская, дочь Йукном-Ч'ена, на стеле 34 из Эль-Перу (Кливлендский музей искусств)
Я, кстати, в своей диссертации с этой стелой 33 работал, но тогда в распоряжении была лишь прорисовка Саймона Мартина и казалось, что больше из этого текста ничего не вытащить. Ан нет, оказалось, что еще много интересного.
Так что все оказалось вполне банально и стандартно. Два царственных соперника, видимо, были сыновьями от разных жен (или вообще кузенами). Мама Йукном-Ч'ена была чикнабской царевной, посему он, начав борьбу за власть, опирался на сверстников детства из ее родного города (в надписи на блоке иероглифической лестницы из Караколя, найденной в Наранхо, сообщается, что в одной из битв его сопровождали "хуштетунские чикнабцы"). Ведь явно же он каждое лето к бабушке с дедушкой ездил. Ну а потом он решил вообще столицу перенести в мамин город, так как он ближе к центру земель майя и торговым путям, да и климат там получше, чем в "Змеевище" на юге Кинтана-Роо.
Красивая картиночка с видом Калакмуля от National Geographic