Не могу молчать, или почему вам стоит посмотреть "Slings&Arrows" (сильно восторженное)
Nov 01, 2014 05:55
Этот пост посвящен любимейшему моему канадскому многосерийному художественному фильму "Slings&Arrows" (на мой вкус, это именно многосерийный худож. фильм в лучших традициях жанра).
Ах, ну все, я не могу, кончилось мое терпение!
Очередной человек, которому я пиарю "Slings&Arrows". Так радостно, когда он смотрит и говорит: "Мне так понравилось! Там такой юмор - тонкий, неочевидный!.. Пошел смотреть вторую серию%)))". Через час пишет: "И правда, затягивает. Хочется смотреть дальше!" И ты сидишь, радуешься - ура! Понравилось! Ура-а-а, еще один человек познакомится сейчас с прекрасным! Поэтому.
Народы! В общем, вам стОит посмотреть этот великолепнейший сериал, потому что:
[1. Юмор.]1. Юмор. Лучше всего, на мой вкус, об этом юморе сказано вот в этой рецензии, цитата (выделение моё):
"При этом "Пращи и Стрелы" - очень европейское кино, если можно так сказать о канадском сериале, т.е. практически отсутствуют жесткие технологии манипуляций зрителем, и привыкшие к стандартам американского кино могут ощутить некое неудобство, словно исчезли какие-то подпорки, "рельсы", комфортно перемещающие зрителя от эпизода к эпизоду.
Отсутствие комфорта искупается зрительской свободой и богатством оттенков и интерпретаций. Как в британских сериалах, не стоит ожидать от этого кино сильных эмоциональных воздействий, смех в сериале негромкий, его нужно услышать, распознать, он не так легко дается, как в обычных ситкомах. Это сопротивление очень ценно, т.к. зритель освобождается от пассивного восприятия, ему приходится быть самостоятельным, он сам анализирует действие, не ожидая спасительных подсказок и заготовленных впрок гэгов."
Да. Тысячу раз - да. Уж на что я люблю, например, "Хауза" с его психологизмом, драмой - но даже там, как и в других американских сериалах, всё в большинстве случаев разложено по полочкам. Юмор зачастую очевиден, а то еще и озвучен закадровым смехом (при этом я люблю ситкомы, но это совершенно, совершенно иное). В "Пращах и стрелах" такого очевидного, плоского юмора нет. Нужно смотреть внимательно :) Нужно включать голову. От юмора здесь получаешь тонкое эстетическое удовольствие, как от хорошего вина.
В сочетании с драмой это вино и вовсе кружит голову. Иными словами, погрубее: тебя ШТЫРИТ.)))
Роль Джеффри сыграл актер Пол Гросс, очень известный в Канаде и за ее пределами благодаря роли констебля Бентона Фрейзера в сериале "Прямо на Юг" ("Due South"). Характерный ален-делоновский с сумасшедшинкой взгляд Пола Гросса трудно спутать, это настоящий режиссер, жрец древнего высокого искусства, хранящий его тайны. (с) Все фото взяты из ЖЖ _scally.
Начнем с того, что автор сериала Сюзан Коин (она сценарист и при этом играет одну из ролей), нежно любящая Шекспира с детства, сумела восхитительнейшим образом сплести стопицотраз нами виденные-читанные-слышанные но так и не понятые драмы Шекспира с жизнью героев сериала. И дело не только в прямых параллелях,- например, призрак отца Гамлета "рифмуется" с призраком бывшего худрука театра.
Вся соль в том, что, даже не зная пьес Шекспира, зритель сериала окажется захвачен его драмами - через героев на экране: живых людей, реальных людей, которые живут, любят, негодуют, борются, ищут ответы. Ведь писал-то Шекспир - про людей. И ты тоже смотришь - про людей. Ты, если раньше не, наконец-то начинаешь понимать Шекспира :))) (И еще понимаешь, постановку в каком виде ты хочешь теперь увидеть:)))
И чем дальше ты смотришь, тем глубже погружаешься в действо. Я вот не знаю, есть ли хоть один поклонник этого сериала, который способен не посмотреть стихийно все шесть серий любого сезона за ночь, если открывал какую-то одну на полчаса перед работой :))) Больше того: люди, вон, и вовсе на работу опаздывали, заглядевшись!
Это фото из великолепной сцены - боя на рапирах, где Джеффри (на фото) цитирует знаменитый отрывок из Гамлета:
If it be now, 'tis not to come; if it be not to come, it will be now; if it be not now, yet it will come: the readiness is all (с)
"Если теперь, так, значит, не потом; если не потом, так, значит, теперь; если не теперь, то все равно когда-нибудь; готовность - это все."
Боги, КАК он это произносит%))) Так, что у меня аж ёкает что-то каждый раз, как слышу и вижу. Агрррх!
...А ролик этот я вам не покажу, ибо не все сразу ;) а впрочем - вот он: я добрая, зачем лишать людей удовольствия ;)
Ох. Ох же. Ну, с чего начать? Начну, пожалуй, с того, что в сценарии нет ни единой лишней сцены. Ни единого диалога, который был бы "а зачем?". Здесь всё - зачем-то. Здесь любой герой или героиня - выпуклы, живы, ярки. Ты можешь увидеть их всего на несколько секунд, но все они с такой любовью прописаны и сыграны, что ты не можешь остаться равнодушным - да, за ПЯТЬ секунд.
Учитель танцев, появляющийся во 2-м сезоне (как раз секунд на десять и). Девочка и парень - практиканты, во втором сезоне. Большой парень в машине, а-ля Мерилин Мэнсон... ОК, нет, я не хочу спойлерить :)
Алсо: эффект "хорошего вина" продолжается. Кто бы ни появился в кадре - мы видим его, живого, настоящего, и запоминаем. Каждый герой - не просто так. И вы это увидите.
Сделаю небольшое отступление; хочется сказать, что, когда я пересматриваю (любой) отрывок из "Стрел", я каждый раз (каждый!) отмечаю еще какую-нибудь мастерскую деталь, которую не замечала раньше. Хотя, казалось бы - куда еще?! Но - тем не менее. Незамеченная ранее интонация. Взгляд. Постановка кадра. Ритм сцены. Музыка...
[4. Музыка.]4. Музыка. Я искренне считаю, что саундтрек здесь - один из самых лучших сериальных саундов, что я когда-либо слышала. Почему же?
Музыки в сериале совсем немного; и я даже не говорю о песнях в титрах (ибо это отдельный вопрос), я говорю именно о той музыке, что сопровождает само действие.
Вот эту сцену я смотрела уже, кажется, раз тридцать. Но каждый раз. Каждый. У меня мурашки ползут величиной с божью коровку. И великую роль в этом играет - музыка.
(АПД: Ах, лучше не смотрите ролик...))) Ибо если смотреть всё целиком, то вкусность этого отрывка возрастает многократно вкупе со знанием контекста. *вздыхает* Но, в общем, ладно, если вы любите спойлеры - посмотрите...)) Ибо - прекрасно жэ.
Ненавязчивая музыка. Негромкая. Неявная. Но всегда - в нужное время, в нужном месте. Всегда - оттеняющая действо, где-то еле слышна, где-то - захлестывает тебя, в особенно напряженных моментах.
Самый конец сериала, 3 сезон - 6 серию, я тоже пересматривала не единожды. Финал - всего-то 15 минут... Но, черт побери! Если вспоминать истинное значение слова "катарсис" (да, да, я перехожу на пафос!:)))) - то это он и есть. Катарсис. Потому что - гениальный "Король Лир". Гениальный. Я реву каждый раз, когда смотрю это. Реву и потом сморкаться хожу%%))) Я встаю потом от компьютера вдохновленной, окрыленной, еще более настоящей, чем была - потому что только что прикоснулась к очень настоящему, очень искреннему, просто к... ОЧЕНЬ. Мне, простите, в этом месте уже не хватает слов...
А еще понимаешь после этого, что идти в местную "Драму" как-то и не особо хочется, потому что - а зачем теперь? Но, хехехе, я все равно хожу :) Надеюсь на лучшее, чо!
И музыка в этом (во всем) действе играет очень важную, хоть и ненавязчивую совершенно, не бьющую зрителя своей очевидностью, а деликатно встраивающуюся в действо роль.
5. Магия ремесла.
Долго думала, как озаглавить этот пункт... Этот пункт для меня - очень личный. Потому что перекликается с важными ответами про Мир вообще. Для меня сериал - о построении реальности. Об умении привести в Мир то, что видишь - умении сделать, воплотить, создать. Где-то - несмотря на трудности, где-то - благодаря им. Об Игре как основе жизни.
Для меня он еще - о гибкости. О Ремесле в самом лучшем понимании этого слова: колдовском ремесле, жизненном, актерском, режиссерском, человеческом. О ремесле-мастерстве, о преданности (делу и людям). Об умении лепить свой Мир. Об умении делать. И всё это здесь - неразделимо с чисто человеческими "багами" и недостатками (и оттого-то - еще больше веришь).
Для меня он - ей-богу, обо всем :)
Я уже писала выше, что, пересматривая его - где-то кусочками, где-то целиком - я каждый раз нахожу что-то новое. Какой-то новый уровень мастерства, за который мне еще больше хочется уважать актеров, сценаристов, операторов... И вот сейчас задумалась: может, это просто потому, что я горячий поклонник?:))) Ну, бывает же так - что-то нравится настолько, что... И я честно размышляла об этом. Целую минуту :)))
Но. Вот что я вам скажу. Уж коли нечто вызывает столь цельное впечатление, уж коли нечто кажется тебе всё более цельным с каждым новым прикосновением к нему; уж коли это нечто заставляет тебя трепетать, быть вдохновленным, восхищаться, уж коли это нечто просто вопит из тебя "РАССКАЖИ ОБО МНЕ!" - и ты рассказываешь, взахлёб, чтобы никто не ушел обиженным, чтобы прикоснулся -
- черт побери, да все равно мне уже в таком случае, просчитано ли там всё "до муллиметра" или так "совпало"! Потому что не может что-то просто взять и совпасть вот так, настолько цельно, так - не бывает "само". Не может просто так, из ничего, родиться и вырасти счастливое детище, если только оно не обласкано любовью своих создателей.
А здесь - обласкано. И ты чувствуешь это - в каждом кадре, в каждой интонации, в каждой шутке, в каждом-каждом-каждом герое, которого ты видишь, - во всём ты видишь эту огромную любовь, с которой всё делалось. И, как это всегда бывает в таких случаях, то, что взращено с такой искренней любовью, продолжает жить само. Как говорит Оливер в финальной серии про окончание спектакля: "А что - конец? Конец уже сам о себе позаботится". Оно - живое. Оно - живет.
И это не может оставить равнодушным. Это то, что хочется пересматривать. Это то, что я каждый раз переживаю - взахлеб, в восторге. В огромной благодарности Миру, что когда-то (до сих пор не могу вспомнить, каким образом! магия, как она есть) этот крохотный, по сути, сериальчик завелся на моем жестком диске.%)) Тысячу раз уже я поблагодарила богов за то, что не удалила оное после первой серии (которая, как я уже писала выше, сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в американских сериалах) и таки села смотреть вторую. На третьей меня было не оторвать, и я "взасос", прости хосподи, досмотрела уже всё.
И, конечно же, - огромное спасибо Скалли. Это девушка, которая перевела сотоварищи на русский весь сериал. И это девушка, которой мысленно я каждый раз говорю спасибо. Ведь, если бы не она...))) Спасибо, дорогая! Вот таке-е-е-нное тебе спасибо.
(в частности, мурси за дополнительный прорыв в английском :))
П.С. Я точно не ограничусь одним этим постом; будет еще! Потому что сказать у меня еще есть, что, да и подискутировать кое о чем интересно, а в один пост все не запихаешь, а этот я позже подвешу наверх. Будем растягивать удовольствие :).