«Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окруженный племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную и цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла, не оставив никаких следов своего существования». В.В.Григорьев, русский востоковед (1816-1881) Научную" основу этой точки зрения заложил в 1876 году тюрколог В. В. Григорьев, известный своими юдофобскими воззрениями. - точно ли он был юдофобом?
Спасибо за цитату! Хазары предстают здесь в совершенно идеализированном виде, при этом ничего не сказано о том, какого же вероисповедания были эти веротерпимые благородные люди? про юдофобство Григорьева я читала у М. Кизилова в его "Крымской Иудее". Этот автор вызывает у меня доверие, его мнение подтверждено множеством источников. Но вообще надо дополнительно изучить вопрос, может юдофоба стоит убрать. )
Офф-топ У меня к Вам просьба: сейчас по немецкому муз.каналу Classic передают Страсти по Матфею. У нас в титрах что-то не то. Посмотрите, пожалуйста, кто дирижёр! Спасибо!
Очень интересный рассказ. Не будучи лингвистом, не тюркологом и не историком (или вы лингвист, тюрколог, этнолог?), перелопатили огромный материал! Это у вас хобби или что? В одном месте увидел нестыковку.
/// только зайдя в караимский молитвенный дом и увидев свитки Торы и еврейский семисвечник, посетитель караимского квартала начинал понимать, что перед ним не татары, а народ совсем иного вероисповедания и этнической принадлежности, столь по-татарски выглядели караимские дома, одежды, национальная кухня и обряды.///
Ожидал прочитать "столь не по-татарски выглядели караимские дома, одежды".
"Татары" --- имеется в виду крымские татары? "Татары" и "крымские татары" - разные понятия.
Нет, все правильно! Караимские дома, одежды, национальная кухня и обряды выглядели именно по-татарски, поэтому принадлежность караимов к иудаизму определялась, только когда увидишь свитки Торы и еврейский семисвечник. Внешне они порядком отатарились.) Крымские татары конечно, из всего контекста ясно, что речь только о них. Но можно вставить слово крымские для пущей ясности. Я филолог, кроме того специализировалась на иудаике, эта была область моей работы в Москве и теперь. Я даже в начале 90х литературно редактировала ужасно сложную книгу о иудео-хазарской переписке, в которой впрочем поняла мало что, да и никто кроме автора вряд ли понял, даже научный редактор))).
Текст вы писали? Выглядит несколько... дореволюционным, что ли, старомодным. :))) Прочитайте внимательно свой текст, и вы увидите его проблему. Семантика "столь" в таких построениях совсем иная. "Его принимали за немца, столь хорошо он говорил по-немецки". Вы же сейчас выражаетесь в том смысле, что "он не был немцем, столь хорошо говорил по-немецки". :))) Если смыслы именно те, что вы растолковали (совершенно понятно! :))), тогда, может, стоит отредактировать этот кусок? Написать что-нибудь вроде "несмотря на то, что дома, одежды, национальная кухня и обряды караимов были как у татар, лишь войдя в молитвенный дом караимов и увидев в нем свитки Торы и еврейский семисвечник, посетитель караимского квартала понимал, что перед ним не татары, а народ иного вероисповедания, иной этнической принадлежности"? Еще раз. Великолепный текст и замечательно подробное изложение теорий. А в Чуфут-кале я был. Мало что помню (это было примерно полвека назад), но впечатления --- и не только от Чуфут-кале -- остались...
Принимается. Я подумаю, как сделать этот фрагмент более легким для чтения. Мой главный редактор - отец - тоже отметил вчера, прочитав Ваш комментарий, что эта фраза тяжеловата. Хорошо, что в ЖЖ можно все поправить), Спасибо за внимательное и критическое чтение!
Читал не отрываясь, пока "умные часы" не порекомендовали встать на минутку.
Но какая история, фальсификации Фирковича сыграли свою роль спасении жизни караимов, а история с перстнем вообще сказочная (в хорошем смысле этого слова). Еще одно доказательство, как причудливо могут переплетаться судьбы людей и принадлежащих им артефактов!
Володя, я рада, что ты оценил! Такой материал интересный, разнообразный и непростой, что действительно получился настоящий трактат! Тот случай, когда реальность не уступит художественной литературе. Очень хотелось разобраться с этими караимами, потому что когда начинаешь читать разные источники, получается странная путаница. А хазары - вообще мои любимцы),
Я даже представляю как этот трактат получился, решили добавить фрагмент про караимов, потянули за одну ниточку, потом за другую, и остановиться уже не смогли. Читается как увлекательная книга, она вполне достойна публикации, как минимум в хорошем журнале.
Точно так, Володя, сначала Чуфут-Кале, потом захотелось распутать эту неразбериху с караимами, потом возник Фиркович, за ним сам Пушкин, потом хазары..... я еще хотела добавить про караимский язык и его диалекты, но папа уже меня остановил)
Чрезвычайно интересно. Тем более, что я, в свое время, очень интересовалась этой темой. Даже не знаю, почему она меня так "зацепила". С большим трудом приобрела "Крымскую иудею" Кизилова и добросовестно всю её "перелопатила". Кстати, еще одна тебе благодарность,- так как сейчас времени свободного масса - с удовольствием еще раз этого Кизилова перечитаю. Весьма занимательное чтение. А вот в Чуфут-Кале, при всем моем уважении к караимам, я так и не побывала, хотя в Успенском монастыре была множество раз. А именно оттуда всего около 2 км до Чуфут-Кале. Но все дело в том, что идти нужно все время в гору. И хотя вокруг виды живописнейшие, я эту дорогу не смогла осилить. Доходила где-то до мусульманского кладбища и возвращалась обратно - сердце не выдерживало. Спасибо, Мариночка! Ты, как всегда, на высоте. Папе поклон и пожелание благополучно пересидеть это невеселое время. Жду продолжения.
Галочка, я как раз сослалась на твои посты о кенасах в Киеве и Евпатории. И удивлялась, что ты не была в Чуфуте. Кизилова я нашла полный текст с картиночками на сайте, посвященном хазарам. У меня тоже в ссылках. Без этой книг вообще не разобраться с этим мутным вопросом о происхождении караимов. Насчет горы это печально, вообще в таких комплексах, тем более что это общий объект - бахчисарайский заповедник - должны бы ходить туристические трамвайчики из Бахчисарая через монастырь в Чуфут. Будет время, посмотри мой предыдущий пост, там как раз есть папины фото монастыря - вернее его руин - в 1966 году. Особенно меня поразило, что настенная фреска ( она сохранилась с 19 века) была другая - Богоматерь с младенцем в полный рост и два ангела тоже в полный рост, в то время как первоначальное изображение и современное - поясное. Интересно, почему так. Спасибо тебе за добрые пожелания, мы уже подходим к царским дворцам Крыма.
Comments 73
В.В.Григорьев, русский востоковед (1816-1881)
Научную" основу этой точки зрения заложил в 1876 году тюрколог В. В. Григорьев, известный своими юдофобскими воззрениями. -
точно ли он был юдофобом?
Reply
про юдофобство Григорьева я читала у М. Кизилова в его "Крымской Иудее". Этот автор вызывает у меня доверие, его мнение подтверждено множеством источников. Но вообще надо дополнительно изучить вопрос, может юдофоба стоит убрать. )
Reply
У меня к Вам просьба: сейчас по немецкому муз.каналу Classic передают Страсти по Матфею. У нас в титрах что-то не то. Посмотрите, пожалуйста, кто дирижёр! Спасибо!
Reply
Reply
В одном месте увидел нестыковку.
/// только зайдя в караимский молитвенный дом и увидев свитки Торы и еврейский семисвечник, посетитель караимского квартала начинал понимать, что перед ним не татары, а народ совсем иного вероисповедания и этнической принадлежности, столь по-татарски выглядели караимские дома, одежды, национальная кухня и обряды.///
Ожидал прочитать "столь не по-татарски выглядели караимские дома, одежды".
"Татары" --- имеется в виду крымские татары? "Татары" и "крымские татары" - разные понятия.
Reply
Крымские татары конечно, из всего контекста ясно, что речь только о них. Но можно вставить слово крымские для пущей ясности.
Я филолог, кроме того специализировалась на иудаике, эта была область моей работы в Москве и теперь. Я даже в начале 90х литературно редактировала ужасно сложную книгу о иудео-хазарской переписке, в которой впрочем поняла мало что, да и никто кроме автора вряд ли понял, даже научный редактор))).
Reply
Прочитайте внимательно свой текст, и вы увидите его проблему. Семантика "столь" в таких построениях совсем иная. "Его принимали за немца, столь хорошо он говорил по-немецки". Вы же сейчас выражаетесь в том смысле, что "он не был немцем, столь хорошо говорил по-немецки". :)))
Если смыслы именно те, что вы растолковали (совершенно понятно! :))), тогда, может, стоит отредактировать этот кусок? Написать что-нибудь вроде "несмотря на то, что дома, одежды, национальная кухня и обряды караимов были как у татар, лишь войдя в молитвенный дом караимов и увидев в нем свитки Торы и еврейский семисвечник, посетитель караимского квартала понимал, что перед ним не татары, а народ иного вероисповедания, иной этнической принадлежности"?
Еще раз. Великолепный текст и замечательно подробное изложение теорий.
А в Чуфут-кале я был. Мало что помню (это было примерно полвека назад), но впечатления --- и не только от Чуфут-кале -- остались...
Reply
Reply
Читал не отрываясь, пока "умные часы" не порекомендовали встать на минутку.
Но какая история, фальсификации Фирковича сыграли свою роль спасении жизни караимов, а история с перстнем вообще сказочная (в хорошем смысле этого слова). Еще одно доказательство, как причудливо могут переплетаться судьбы людей и принадлежащих им артефактов!
Reply
Reply
P.S. Коронавирус однако, его работа!
Reply
Reply
Reply
Reply
А вот в Чуфут-Кале, при всем моем уважении к караимам, я так и не побывала, хотя в Успенском монастыре была множество раз. А именно оттуда всего около 2 км до Чуфут-Кале. Но все дело в том, что идти нужно все время в гору. И хотя вокруг виды живописнейшие, я эту дорогу не смогла осилить. Доходила где-то до мусульманского кладбища и возвращалась обратно - сердце не выдерживало.
Спасибо, Мариночка! Ты, как всегда, на высоте. Папе поклон и пожелание благополучно пересидеть это невеселое время.
Жду продолжения.
Reply
Насчет горы это печально, вообще в таких комплексах, тем более что это общий объект - бахчисарайский заповедник - должны бы ходить туристические трамвайчики из Бахчисарая через монастырь в Чуфут. Будет время, посмотри мой предыдущий пост, там как раз есть папины фото монастыря - вернее его руин - в 1966 году. Особенно меня поразило, что настенная фреска ( она сохранилась с 19 века) была другая - Богоматерь с младенцем в полный рост и два ангела тоже в полный рост, в то время как первоначальное изображение и современное - поясное. Интересно, почему так. Спасибо тебе за добрые пожелания, мы уже подходим к царским дворцам Крыма.
Reply
Leave a comment