«Если однажды зимней ночью путник…» Итало Кальвино

Feb 08, 2017 00:40

«Если однажды зимней ночью путник…» - роман 1979 года, считающийся одним из образцов постмодернистского письма и соответствующей концепции реальности, то есть принципиальной неверифицируемости последней. Пересказывать сюжет не буду, отмечу лишь, что сюжетных линии две, вернее одна, поскольку вторая представляет собой скорее пунктир, чем ( Read more... )

Leave a comment

Comments 43

sa_t_i February 8 2017, 03:28:22 UTC
Привет, Наташ, запись под замком, открой, пожалуйста)

Reply


anny_mol February 8 2017, 12:16:13 UTC
yasinskaya_svet February 8 2017, 15:30:59 UTC
Я тоже определила бы роман как "сделанный". Но так, видимо, и должно быть: назвался постмодернистом - полезай в кузов.
Первую половину романа читала с удовольствием, потом просто дочитывала с интересом.

Reply

marlochka February 8 2017, 18:20:27 UTC
Про латиноамериканских писателей это Вы верно заметили, действительно) И про дневник соглашусь, что хороший. Да и первый зачин на станции хорош. И ход с читателем и читательницей хорош. Но всё равно в конечном итоге книга выглядит как упражнение в литературном письме, пусть и выполненное большим мастером.

Reply


bukvoedka February 8 2017, 14:43:16 UTC
Наталья, спасибо за рецензию! Мне не кажется роман "сделанным". Правда, я не считаю постмодернизм "мертворожденным".
Мне нравится игра в романе, размышления о чтении и книгах, продуманная фрагментарность. Современного читателя, конечно, уже многим не удивишь, но это ведь тоже одна из установок постмодернизма - "всё уже написано".

Жаль, что "Марковальдо" не переведен.

Reply

marlochka February 8 2017, 18:35:10 UTC
«Марковальдо» -- конечно, «совсем из другой оперы». И считается детским произведением. Его проходят в средних классах школы в Италии. Но поскольку я прочла эти две вещи Кальвино в одно время, невольно их сравниваю, и просто в глаза бросается, насколько «Путник» «головной», и насколько «М.» волшебный) После каждой главы «М.» ты именно не понимаешь, как это происходит, но начинаешь видеть мир в другом свете))

Reply


sibkron February 8 2017, 15:22:50 UTC
>>тупикового, с моей точки зрения, и даже, я бы сказала, мертворожденного

хех...ню-ню:)) интересно, что живо тогда?) Реализм с его вечно кочующими однообразными сюжетами, которые нескучно читать, если ты читаешь всего пять книжек в год?)) (если идет больше 30-40, то все это превращается в один какой-нибудь "Карточный домик" или "Санта-Барбару"). Постмодернисты по крайней мере неоднообразны в стилистике, что уже делает их нескучными (и в меру полезными для меня, а неполезное лучше заменить более короткими фильмами).

p.s. да, последняя фраза может показаться какой-то попыткой троллинга, но я действительно люблю постмодернистов больше реалистов:)

Reply

bukvoedka February 8 2017, 15:30:07 UTC
Реализм тоже бывает разный :-)))

Сергей, а роман-то прочитал?

Reply

sibkron February 8 2017, 15:34:20 UTC
К сожалению, не до конца) Получается я критикую клиповое сознание ниже, а сам веду себя также как на семинаре Лотарии (заканчиваю читать).

Reply

sibkron February 8 2017, 15:39:05 UTC
>>Реализм тоже бывает разный :-)))

согласен, но в большей степени меня цепляют олдскульные реалисты, которые писатели до середины 20-ого века (особенно с 60-х гг 19-ого века до 30-х 20-ого, причем как русские, так и зарубежные).

из реалистов нового века, сильно зацепивших разве что быстро на ум приходят две-три русских фамилий (Терехов, Гиголашвили и Алешковский).

Reply


sibkron February 8 2017, 15:32:29 UTC
К слову, роман очень актуален, в эпоху твит-сообщений и клипового сознания, когда события и вещи верифицируют по Вики и фразам коротким фразам вырванным из контекста (что, кстати, часто и приравнивают к постмодернизму, нивелируя хоть какую-то серьезность). Чего стоят один только семинары Лотарии, на которых разбираются не цельные тексты, а их фрагменты. Точно также ведет себя современный пользователь, у которого даже мысли не возникает изучить весь текст и возможные pro&contra.

Reply

bukvoedka February 8 2017, 15:36:05 UTC
"Чего стоят один только семинары Лотарии, на которых разбираются не цельные тексты, а их фрагменты".

Мне тоже запомнился этот эпизод.

Reply

sibkron February 8 2017, 15:46:34 UTC
Самое интересное, что я по отношению к чтению на стороне Лотарии (все-таки сказывается во мне больше программист, чем просто читатель), но меня всегда интересовала и картина в целом тоже, поэтому выбрал бы средний вариант: и получить удовольствие от цельного текста, и попытаться осмыслить и извлечь (отрефлексировать) что-то полезное о себе/обществе/для себя)

Reply

bukvoedka February 8 2017, 15:50:39 UTC
В романе показаны разные стратегии чтения. Для одних читателей важен сюжет, для других - глубокое погружение, рефлексия и т.д.

Reply


Leave a comment

Up