(Michel № 1190 B с надпечаткой - марка на конверте первого дня)
Помимо космического корабля Зенгера, на марке Йеменской Арабской Республики изображена космическая станция-шестиугольник.
Иллюстрация NASA
В начале 1960-х научно-исследовательский центр Лэнгли занялся исследованиями, связанными с разработкой космических станций. Рассматривалось несколько конфигураций, остановились на шестиугольном «колесе», соединённом спицами-переходами с центральной частью. Для создания искусственной силы тяжести «колесо» должно было вращаться со скоростью 4 оборота в минуту. Предполагалось, что на станции смогут разместиться от 24 до 36 астронавтов (в некоторых источниках указано, что экипаж станции - 21 человек). Предполагалось, что со станцией смогут одновременно стыковаться до 7 космических кораблей «Аполлон». Вверху показана иллюстрация NASA, выполненная Дэвидом Афтоном Уиллментом в 1962 году.
Для облегчения вывода станции на орбиту предполагалось сделать её складной. Конструкцию такой станции разработал инженер Рене Берглунд, а с компанией «North American Aviation» был заключён контракт на исследовательские работы по этой теме.
Первые исследования Лэнгли были обобщены на симпозиуме, прошедшем в июле 1962 года.
Иллюстрация NASA
Много интересного об этой станции можно узнать из патента США, полученного Рене Берглундом. 24 мая 1962 года он подал заявку в патентное бюро Соединённых Штатов - объектом его изобретения стала раздвижная модульная космическая станция диаметром от 100 до 150 футов. 16 февраля 1965 года Берглунду выдан патент США № 3169725. Патент находится в свободном доступе и любой желающий может ознакомиться с ним, поэтому приведу лишь основные моменты из него.
Изобретение Берглунда относится к пилотируемой космической станции с жесткими жилыми отсеками, способными полностью складываться и храниться в ступени полезной нагрузки многоступенчатой ракеты-носителя, запущенной на планетарную орбиту, и которые затем самоустанавливаются в рабочую конфигурацию.
Берглунд предложил использовать надувные структуры, которые можно складывать для облегчения их доставки в космос, а затем раскладывать для формирования космической станции. Изобретение обеспечивает компактность надувных развёртываемых конструкций. Это достигается использованием жёстких цилиндрических секций (оборудованных для поддержания жизни и экспериментов перед запуском), объединённых гибкими вставками. Эти секции связаны с центральным узлом и, после достижения нужной орбиты, расправляются в жёсткий трубчатый шестиугольник, соединённый с центральной частью. Существующие средства стартового ускорителя позволяют разместить на орбите станцию диаметром от 100 до 150 футов, обеспечивающую необходимую массу и объем, чтобы легко создать искусственную силу тяжести. Жёсткий отсек может быть разработан таким, чтобы противостоять микрометеоритной угрозе.
В изобретении рассматривается космическая станция с жесткими отсеками, которые складываются для облегчения запуска в космос, а затем раздвигаются для формирования космической станции. Эти отсеки (секции) ещё до запуска могут быть оснащены системами жизнеобеспечения. После доставки на орбиту, секции раскладываются в станцию - шестиугольную трубчатую конструкцию, соединённую переходами с центральной частью, и обладающую достаточной массой и объемом для создания искусственной силы тяжести. Между жёсткими секциями расположены гибкие вставки, что облегчает монтажные работы в космосе. С внешней стороны шестиугольника установлены солнечные батареи, обеспечивающие энергией экипаж космической станции. Центральная часть космической станции предназначена для проведения экспериментов в условиях невесомости и оснащена доками.
На рис. 1 показана космическая станция 10 в установленном положении.
Космическая станция содержит центральный узел, являющийся ядром станции, и соединёнными с ним жилыми секциями, образующими шестиугольную конструкцию вокруг центрального узла. Центральный узел содержит лабораторию, работающую в невесомости, которая установлена на воздушном подшипнике. Центральный узел также содержит устройство для стыковки космических аппаратов с космической станцией. Отходящие от центрального узла проходы соединяются с жёсткими секциями (отсеками) жилых помещений. Телескопические проходы (или, по-другому, трубы доступа) после окончания установки образуют жёсткую конструкцию. Концы жёстких цилиндрических отсеков соединены шарнирами. Такое расположение облегчает сворачивание космической станции и позволяет станции раскладываться в конструкцию, в которой шесть жёстких цилиндрических секций образуют трубчатое кольцо шестиугольной формы вокруг центрального узла.
Ракеты вращения 60 расположенные на жилых секциях 39-44. Эти ракеты имеют обычный тип реакции и используются для вращения космической станции, чтобы создать искусственную силу тяжести. У ракет есть симметричное сопло, поэтому они также могут использоваться для прекращения вращения или для вращения станции в обратном направлении. Жилые отсеки снабжены рядом солнечных батарей 62. Солнечные батареи 62 используются, чтобы собрать энергию Солнца, которая затем преобразуется в электроэнергию. На рис. 1 солнечные батареи 62 показаны в развёрнутом положении, однако они могут быть сложены на жилых секциях во время запуска или, в качестве возможного конструкторского решения, свёрнуты.
На рис. 2. в небольшом увеличении показана космическая станция в сложенном положении и показывается, каким образом жесткие отсеки соединены друг с другом.
На рис. 3 показано поперечное сечение по линии разреза III-III на рис. 2.
На рис. 4 показан вид сбоку центра космической станции, частично в разрезе, сделанном для показа интерьера центра. Корпус 13 центрального узла выполнен в форме канистры с куполообразной верхней частью 14 и основанием 16 в виде перевернутой пирамиды. Купол 14 снабжён стыковочными люками 15, которые размещены на равных расстояниях по периметру центрального узла. Стыковочный люк 15 также размещён в вершине купола 14, как показано на рис. 4. В центральном узле 12 также есть подобная коническому обтекателю часть, включающая палубу 18, которая подвешена к куполу 14 центрального узла. Снаружи палубы 18 имеются отверстия 17, расположенные по периферии на равных расстояниях друг от друга. Отверстия 17 обеспечивают связи между центральным узлом 12 и трубами доступа 27, что будет более подробно описано ниже.
Воздушный подшипник 22 (схематично), расположенный в основании 16, поддерживает лабораторию 20, работающую в невесомости, в корпусе 13 центрального узла. Воздушный подшипник 22 имеет обычную конструкцию, как показано в патенте США № 2695198. Лаборатория невесомости 20 снабжено входом 21, что позволяет членам экипажа перемещаться из центрального узла в лабораторию.
У палубы 18 есть дверь 19 (рис. 4), которая выровнена с входом в лабораторию невесомости 20. Дверь изолирует лабораторию невесомости от других частей корпуса 13 центрального узла.
Вокруг нижней части корпуса 13 центрального узла расположен обтекатель 23 (рис. 4). Для улучшения аэродинамических свойств космической станции во время запуска обтекатель 23 выполнен в виде усеченного конуса.
Стыковочный пандус 24 прикреплён к куполу 14 центрального узла и используется для приёма космических аппаратов. Стыковочный пандус 24 выполнен с возможностью стыковки космического аппарата со стыковочными люками 15.
Трубы доступа 27 показаны взаимно соединёнными между центральным узлом 12 и жилыми отсеками 39-44 как показано на рис. 1. Трубы доступа 27 являются телескопическими элементами, имеющими трубы внутреннего доступа 28, которые соединены с отверстиями 17 центрального узла. У каждой трубы внутреннего доступа 28 есть сцепление 29, которое позволяет поворачивать и укладывать трубы для облегчения складывания космической станции.
Трубы внешнего доступа 30, с возможностью скольжения на одном конце в пределах труб внутреннего доступа 28, шарнирно закреплены на другом конце с соответствующими жесткими жилыми секциями 40, 42, и 44. На рис. 1 показано шарнирное устройство 31, которое используется, чтобы соединить трубу внешнего доступа 30 с жилой секцией 44. Каждая из других труб внешнего доступа таким же образом шарнирно соединена с другими жилыми секциями. Шарнирное устройство облегчает складывание космической станции во время запуска, а также выполняет телескопическое складывание труб внешнего доступа в трубы внутреннего доступа.
Жилые секции 39, 40, 41, 42, 43, и 44 расположены в виде шестиугольной конструкции вокруг центрального узла 12, как показано на рис. 1. В жилых секциях 40, 42, и 44 есть отверстия (показаны в одном месте на рис. 1 частичным разрезом трубы внешнего доступа), которые ведут в трубы внешнего доступа 30. Таким образом, астронавт в состоянии перемещаться из жилых секций через трубы доступа в центральный узел.
Жилые отсеки 39-44 соединены друг с другом стержнями 50. Стержни 50 расположены поочередно в верхней и нижней стороне каждого соединения между концами жилых отсеков, что хорошо видно на рис. 1 и 2. Это позволяет жёстким жилым секциям собираться в гармошку, как показано на рис. 6A.
Рис. 5 показывает другой вариант космической станции, которая обозначена номером 70.
Космическая станция 70 по конструкции в основном подобна космической станции 10 и имеет центральный узел 72, который может быть чрезвычайно похож на центральный узел 12. Ввиду сходства между центральными узлами 12 и 72, дальнейшее описание центрального узла 72 представляется излишним.
Космическая станция 70 отличается тем, что телескопические распорки 75 связаны с центральным узлом 72 и направлены от него, подобно спицам в колесе. Телескопические распорки 75 оснащены механизмом для их удлинения. Внешние распорки 75 связаны с жёсткими жилыми отсеками или секциями 85-89.
Жилые секции 85-90 связаны между собой гибкими соединителями 79-83. Гибкий соединитель 79 соединяет жилых секции 85 и 86, соединитель 80 соединяет жилые секции 86 и 87, соединитель 81 соединяет жилые секции 87 и 88, соединитель 82 соединяет жилые секции 88 и 89, соединитель 83 присоединяется к жилым секциям 89 и 90, и соединитель 78 соединяет жилые секции 90 и 85. У соединителей 78, 80, и 82 есть кольцеобразная центральная часть, в которую заводятся внешние концы гибких проходов доступа 77. Внутренние концы гибких проходов доступа 77 установлены в центральном узле 72. Гибкие соединители 78 и гибкие проходы доступа 77 обеспечивают подвижность, благодаря чему космическая станция может быть сложена, чтобы облегчить запуск, как показано в фиг. 6a и 6b.
На рис. 6 (а) - 6 (e) показана последовательность развёртывания космической станции: сложенная станция на ракете-носителе; на начальном этапе раскрытия; промежуточный этап частичного раскрытия; этап полного раскрытия перед заполнением воздухом; полностью надутая космическая станция.
ФРГ, 1965 год
(Маркированная почтовая карточка)
Помимо марок Йеменской Арабской Республики, космическая станция Берглунда ещё несколько раз появлялась на знаках почтовой оплаты. Так, в 1965 году почтовое ведомство ФРГ выпустило несколько маркированных почтовых карточек, посвящённых первой Всемирной выставке транспорта, проходившей в Мюнхене с 25 июня по 3 октября 1965 года. На одной из карточек изображён макет космической станции, выполненный по проекту Берглунда и имеющему небольшие конструктивные отличия. На рисунке показан макет, закреплённый на неподвижном основании. Это один из проектов крепления, на самом же деле макет станции удерживался в воздухе с помощью тросов.
На фотографии Вилли Праера, сделанной во время выставки, хорошо видны элементы станции и способ крепления макета.
Монголия, 1965 год
(Michel block № 10 A)
Через несколько месяцев после появления карточки ФРГ, 20 декабря 1965 года, в Монголии была введена в почтовое обращение серия, посвящённая 100-летию Международного союза электросвязи. На блоке (Michel block 10) изображена ретрансляционная космическая станция, принимающая сигналы из Азии и передающая их в Северную Америку. Рисунок условен и выполнен по мотивам иллюстрации к проекту Берглунда. В нижней части станции изображён состыкованный с ней космический корабль или модуль.
Монголия, 1965 год
(Michel block № 10 B)
Блоки выпущены в зубцовом и беззубцовом вариантах.
Манама, 1970 год
(Michel № 293 A - 294 A)
В июле 1970 года (каталог «Lollini» указывает 2 августа 1970) появилась серия марок Манамы, посвящённая экспедиции «Аполлон-13» на Луну. Рисунок авиапочтовой марки номиналом 75 дирхамов (Michel № 294) выполнен по мотивам иллюстрации Уиллмента 1962 года к проекту Берглунда. Над рисунком марки надпись: «Конструкции для будущего лунного исследования».
Манама, 1970 год
(Michel № 293 B - 294 B)
Марка выпущена с перфорацией и в беззубцом варианте, в марочных листах 2x4, в паре с маркой Michel № 293.
Манама, 1970 год
(Michel einzelblock № 294)
Также выпущены люкс-блоки с новым номиналом 3 риала, указанным на поле (Michel einzelblock № 294). Блоки без перфорации, зубцовка напечатана золотой краской.
Нужно отметить, что не только Лэсих изображал станцию-шестиугольник и другие американские космические проекты. Например, станцию Берглунда можно увидеть на иллюстрации германского художника Клауса Бюргле, которую тот выполнил для 80-го ежегодника «Das Neue Universum», выпущенного в 1963 году.
Иллюстрации к проекту Берглунда вдохновляли и советских художников. Так, москвич Юрий Макаров позаимствовал американский «шестиугольник» для иллюстрации к научно-фантастической повести Е. Войскунского и И. Лукодьянова «Плеск звёздных морей» (Искатель (М.). - 1969. - № 5).