Американские индейцы - это сила
Ситуация с государственным финансированием в американской науке нынче крайне плохая - денег резко не хватает.
В настоящий момент финансируется примерно 5-8% заявок на гранты, а хороший уровень - 15%. Значит, куча народу сидит без денег на исследования, а в результате резко возрастает конкуренция, в которой побеждают уже не только умнейшие-сильнейшие ученые, но еще и самые выдающиеся мерзавцы, вроде Кейтса, которые не стесняются в средствах, занимаются подтасовками и организуют сообщества с круговой порукой из себе подобных. И им периодически приходит в голову, что если нового пирога не хватает на всех, то можно попытаться переделить старый. В результате такой попытки передела несколько лет назад наш Центр попытались закрыть на полпути, отняв вторую часть финансирования. Механизм для этого был отработан: oбъявить, что мы недостаточно хорошо дело делаем, однако комиссия, которая нас каждый год навещает и ревизует, ничего плохого найти не смогла. Но ведь, как говаривал Сандро из Чегема, "любой женщине можно сказать, что при ее-то характере она могла бы быть покрасивее", так и нам, сообщили, что за такие-то деньги могли бы сделать побольше, оставить после себя немеркнущее научное наследие, сотворить, так сказать, нетленку.
Все еще не понимая, мы попросили привести пример подобного наследия, что-нибудь конкретное. Пример нас поразил: "Один из наших центров участвовал в создании лазика: лазерной хирургии глаза, которой сейчас лечат близорукость и дальнозоркость, да и кучу других глазных проблем. Получилось так, центр делал лазеры, а один из студентов по ошибке направил лазер себе в глаз. Глаз студента пришлось срочно чинить хирургическим путем, а в процессе операции хирурги сообразили, что лазер оказывается может быть крайне полезен вместе скальпеля". Повинуясь подобной логике, нам оставалось только попробовать утопить всех наших студентов в реке Колумбия из расчета, что в процессе они на дне найдут чего-нибудь интересненькое для создания нетленки...А комиссия постановила наш Центр закрыть. Наш Директор, умный и хитрый португалец Антонио, решил бороться до конца. И тут на помощь ему, как в вестернах, пришли добрые индейцы Северо-запада, которые спасли своего белого друга и его Центр - нас не закрыли, грант продлили еще на 5 лет, причем решение было принято на каком-то необыкновенно высоком уровне (во время последнего, третьего этапа аппеляции). Может и еще были защитники, не только индейцы, однако же их роль преуменьшать не стоит. А все это заставило задуматься о том, насколько изменилось положение индейцев в этой стране за последние сто лет...
В детстве мы росли на книжках об индейцах, их героической борьбе за свои права против белых. В Штатах эту историю подают гораздо более сбалансировано, ибо многие индейские племена занимались откровенным и неспровоцированным бандитизмом по отношению к белым поселенцам. Которые однако победили, превзойдя кровавостью самих индейцев, и нынче остро ощущают свою вину за резню, отнятие детей, одеяла, инфицированные оспой и розданные мирным индейцам, и т.д. Многие истории крайне неприглядны: например, индейцам запрещали разговаривать на своих языках, детей увозили в интернаты. Однако когда во время Второй Мировой на Тихоокеанском театре военных действий потребовался не поддающийся взлому шифр, мобилизовали самое многочисленное из оставшихся племен, навахо, чтобы они передавали закодированную информацию на своем языке. Японцам так и не удалось самим разобраться, им уже после победы объяснили, в чем было дело. Впрочем, заслуги навахо никто особенно не афишировал, благодарность они получили через довольно много лет. Однако племя это оказалось исключительно разумным, им удалось заработать много денег разработкой природных ресурсов, а деньги потом были инвестированы с высокой прибылью, так что нынче навахи очень богаты. В нынешние времена много и других богатых племен, зарабатывающих деньги с помощью казино. Азартные игры запрещены в большинстве штатов, а индейские резервации законам штатов неподвластны, поэтому чего хотят, то и строят, и сильно наживаются на пороках белых людей. Причем сами индейцы обычно только деньги получают, все строительство и эксплуатация с обслуживанием организуются контрактниками. А деньги распределяются внутри племен, однако же стать членом какого-нибудь племени человеку со стороны практически невозможно, надо либо родиться в резервации, либо чтобы тебя племя признало за какие-то важные заслуги. Наличие индейской крови само по себе не помогает, здесь слишком у многих эта кровь наличествует, на всех денег не напасешься.
Индейцы нашего Северо-запада всегда сильно отличались от племен Восточного побережья своей мирностью и ненавязчивостью. Дело в основе местных культур - лососе, ежегодные миграции которого составляли до 10-15 миллионов рыб только в одной реке Колумбии. Вся эта благодать могла прокормить большое население, но надо было не воевать, а ловить рыбу. Миграция лососей начинается уже в марте и длится до ноября (разные виды в разное время), рыбу надо ловить, разделывать, квасить, коптить, дел много, иначе зиму не проживешь. На каждой речушке существовало свое индейское племя, со своей культурой, и даже иногда - отдельным языком. Делить им было нечего, лосось - везде лосось. Встречались племена друг с другом редко, раз в год на фестивалях пау-вау. Поэтому Северо-запад был населен бесконечным числом мирных лососевых народов, в настоящее время они образуют ассоциации по 15-20 племен, типа Якама (Якима), или Салиш. Белые обошлись с ними плохо - загнали в резервации, но не было планомерного физического уничтожения, и в силу индейской численности и мирности резервации оказались большими по территории (да и земли свободной было много). К сожалению, в результате хозяйственной деятельности сильно уменьшилось поголовье лососей, примерно в 10 раз, и несмотря на все усилия, его пока не удается толком восстановить, хотя конечно и 1.5-2 миллиона рыб в нашей любимой Колумбии - совсем неплохо, всю осень можно есть вкусную рыбку. И индейцы по-прежнему ловят лосося, хотя конечно старая культура уже сильно утрачена.
Долгие десятилетия северо-западные индейцы сидели тихо и не высовывались, пока наконец белые, замученные чувством вины, не стали предпринимать многочисленные попытки как-то извиниться, компенсировать, объяснить и просветить. Тут-то и выяснилось, что все эти попытки индейцев в основном раздражают, и что вообще иметь с ними дело неудобно: у них свой специфический взгляд на проблемы. Несколько крупных ассоциаций племен категорически отказались от огромных, миллиардных компенсаций за отобраную территорию и оскверненные памятники старины, сообщив, что они своей культурой-предками не торгуют и никакие деньги брать не будут. Всевозможные программы по обучению и просвещению тоже раздражают индейцев: вы опять пытаетесь забрать у нас детей, вырвать их из нашей культуры, вместо того, чтобы дать нам спокойно сидеть на речке и ловить лосося. Изучать себя индейцы тоже не хотят позволять, и вообще разговаривают только со своими, пытаются обходиться без белых. Единственно, что индейцы захотели, это возможность участвовать в принятии решений по природопользованию. С одним условием - права вето, и с главной целью - блокировать эти решения. Например, принять решение о строительстве плотины теперь без индейцев нельзя, на заседания они не являются, разговаривать отказываются, и все дело пробуксовывает. Очень неудобно получается...Однако же если индейцам надо, то они разбивают свои вигвамы в столицах штата и страны, голос их слышен на любом уровне, ибо чувство вины белых не оставляет, и легко откупиться не удалось. Надо теперь вечно терпеть своего непонятного и странного соседа, и пытаться прислушаться к его тихому голосу, иначе так и будешь по уши виноват.
Наш же Директор с самого начала одной из целей Центра поставил диалог с индейцами. И построил его очень умно: если гора не идет к Магомету... мы сами к вам придем. Мы придем к вам учиться, мы будем слушать вас, а не заставлять вас слушать нас. И бывало ужасно забавно. Идет, например, ежегодная конференция нашего центра, первый доклад о математическом моделировании шлейфа реки Колумбия в Тихом океане, второй - об образе Бога-Лосося и его роли у ассоциации племен Якама, третий - о микробах в эстуарии, а четвертый - о преподавании традиционной культуры в индейских школах, пятый - о водорослях, а шестой - о традиционном индейском питании (как лосося лучше готовить). Сидишь, слушаешь и радуешься. Так и вышло, что теперь индейцы индейцы наш Центр зауважали... Впрочем радикально помочь нам уже ничего не может. Финансирование уже окончательно заканчивается летом 2017 (как и планировалось изначально), новых грантов нам не дали, и мы все ищем работу.
А живут индейцы очень неприхотливо, нигде не встретишь такой свалки мусора и грязи, как в резервации. Похоже, что сама идея что-то как-то убрать-выкинуть их не греет. И лучше они будут жить тесно, друг у друга на головах, чем что-то строить и напрягаться. Мы постоянно заезжаем в резервацию за лососем, и довольно очевидно, что индейцам не хочется напрягаться ни по какому поводу. Например, нужно им 20 долларов, и столько примерно стоит средних размеров лосось-нерка. И ловят они одного лосося, тут же продают, и отбывают восвояси, им совершенно не хочется упереться, поймать-продать 2-х лососей и получить уже 40 долларов, зачем? Но в конце концов, каждый живет, как хочет.
А я индейцам завидую белой завистью. Люблю я рыбу ловить и есть, люблю жить в лесу, грибы и ягоды собирать. И в общем могу обходиться без цивилизации, вот только надо как-то на жизнь зарабатывать, а не будучи индейцем, лосося как следует не половишь...вот чего нет в моей мешанине - это индейской крови. А внучка моя Ланочка поимела немножко, около 1/128 части индейской крови от своего папы. У него в родословной даже задокументирована пра-пра-...бабка из племени Черноногих, одна примесь в засилии англо-саксов, которые приехали в Америку минимум лет 150 назад.
Предыдущие посты:
глава 1
http://mary-spiri.livejournal.com/65732.htmlФотографии
http://mary-spiri.livejournal.com/65970.htmlглава 2
http://mary-spiri.livejournal.com/66110.htmlглава 3.1
http://mary-spiri.livejournal.com/66321.htmlглава 3.2
http://mary-spiri.livejournal.com/66718.htmlглава 4
http://mary-spiri.livejournal.com/66930.htmlглава 5
http://mary-spiri.livejournal.com/67296.htmlглава 6
http://mary-spiri.livejournal.com/67484.htmlглава 7.1
http://mary-spiri.livejournal.com/67797.htmlглава 7.2
http://mary-spiri.livejournal.com/67957.htmlглава 8
http://mary-spiri.livejournal.com/68143.htmlглава 9
http://mary-spiri.livejournal.com/68410.htmlглава 10
http://mary-spiri.livejournal.com/68729.htmlглава 11
http://mary-spiri.livejournal.com/68901.htmlглава 12
http://mary-spiri.livejournal.com/69120.htmlглава 13
http://mary-spiri.livejournal.com/69630.htmlглава 14
http://mary-spiri.livejournal.com/69831.htmlглава 15
http://mary-spiri.livejournal.com/70361.htmlглава 16
http://mary-spiri.livejournal.com/70456.htmlглава 17
http://mary-spiri.livejournal.com/70787.htmlглава 18
http://mary-spiri.livejournal.com/71162.htmlглава 19
http://mary-spiri.livejournal.com/71279.htmlглава 20
http://mary-spiri.livejournal.com/71444.htmlглава 21
http://mary-spiri.livejournal.com/71864.htmlглава 22
http://mary-spiri.livejournal.com/71983.htmlглава 23
http://mary-spiri.livejournal.com/72377.htmlглава 24
http://mary-spiri.livejournal.com/72557.htmlглава 25
http://mary-spiri.livejournal.com/72888.htmlглава 26
http://mary-spiri.livejournal.com/73164.htmlглава 27
http://mary-spiri.livejournal.com/73290.htmlглава 28
http://mary-spiri.livejournal.com/73847.htmlглава 29
http://mary-spiri.livejournal.com/74033.htmlглава 30
http://mary-spiri.livejournal.com/74352.html