Старица и тверские усадьбы

Jun 12, 2017 11:53


Давно пообещала я себе написать про наш короткий, но впечатляющий вояж по Тверской области - но отвлеклась за московской суетою, а теперь вот наверстываю.
Перво-наперво оказались мы в Старице, про которую известна мне была лишь фотография Прокудина-Горского. Но это, вообще-то,  отнюдь не главная интересная деталь в ее многовековой истории.
Городу-то, оказывается, чуть не девятьсот лет. Ну, то есть монастырю.



Вид через Волгу.

«... именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Так в книгах Успенкого монастыря записано. Срубили они себе келью в лесу, выше по реке, и стали там жить. А вокруг них начала кучковаться боголюбивая братия. До 1127 году скончался Трифон, в 1157-м - Никандр, а в 1165 инок Феодор поставил храм Успения Богородицы, на освящение его сам Андрей Боголюбский приезжал. Вокруг монастыря росло селение, рос и монастырь. В начале  13 века там числилось уже 154 монаха. В 1272 году тверской епископ решил открыть вторую кафедру в Старице, жизнь забурлила - но ненадолго. В  1292 году татаро-монголы перебили почти всех иноков монастыря, да и жителей селения. По легенде, уцелела блаженная старушка, «старица», которая спряталась в пещерах (катакомбах?), начинающихся прямо у тогдашнего монастыря. Для того, чтобы подержать старицу, Господь  открыл ключ, и воды хватило, чтобы переждать нашествие. Впоследствии этот ключ пробуждался «в пору лихой годины народной».

А в 1297 году впервые упоминается город Старица - холмы городища возвышаются напротив нынешнего монастыря. Деревянные постройки горели, на их месте возводились новые. Даже белокаменный храм был выстроен в 1390-х годах. Вообще с белым камнем тут хорошо было, катакомбы-то - это ж разработки известняка, который тут добывался в изобилии. Сейчас, говорят, кончился.

Дальше до 1485 года город и монастырь переходили из рук в руки - то Московское, то Тверское княжества все делили и не могли наделиться. Даже Дмитрий Донской город брал как-то.

А уж в 1485 году его приписали к Москве, и началась тут жиииизнь. В 1504 году Иван III отписал Старицу своему сыну Андрею, который принял титул Старицкого.  Деятельный хозяин оказался. Перенес монастырь к Волге, начал там каменное строительство, организовал кремль на другом берегу. Правда, не угодил чем-то Елене Глинской, матери будущего монарха, бежал, воевал Новгород, проиграл и в 1537-м сгинул где-то в застенках.

Сын его Владимир Андреич сначала сидел в опале, потом был приближен к Грозному, своему двоюродному брату. Но в 1553 году бояре чуть его на трон не водрузили, во время болезни действующего царя, а потом в 1564 году Курбский, брат жены Владимира Старицкого, в Литву сбежал.. В общем, кончилась дружба, и в 1569 году  Иван Грозный, пригласивши кузена в гости, отравил его и половину семейства неподалеку от Александровской своей слободы.   Похоронили их в монастырях Москвы, а плиты надгробные ставить не велено было. Так что захоронения эти только в 1909 году нашли случайно.

А город Старицу царь Иван Четвертый в опричнину взял. В 1570 году выстроил Введенскую церковь в монастыре. В 1579 году даже крепость там выстроил и в ней жил пару лет, пока со Стефаном Баторием воевал.
А позже поляки с литовцами повадились город разорять. В 1609 году всего 64 человека в посаде осталось.

Зато потом город опять стал потихоньку обустраиваться, в 1630-х каменная стена по периметру кремля появилась. Старинные постройки эти горожане потом, три века спустя, на кирпич разобрали.

С петровских времен монастырь потихоньку в запустение начал приходить, Анна Иоанновна туда селила воинов-инвалидов, чтоб место не пропадало. Правда, строительные работы велись все время, церкви возводились, келейные корпуса.
И тем не менее, при Екатерине II Успенский монастырь отнесли к третьей категории, которой положен игумен в начальство и братии 12 человек. И только в 1798 году все-таки настоятель обители смог получать сан архимандрита.

Город же не дремал, тоже храмы строил, не только рынки. В 1750-м году заложена Пятницкая церковь - у рыночной площади, возле старого городища.  А через 70 лет к ней еще приделы пристроили.



Пятницкая церковь. Вот Вавилон-то, а.

19 век - новая страница в истории монастыря - а город, он тесно с монастырем связан. Открывается духовное училище, в 1824 году император Александр I приезжает монатсырь навестить, генерал-аншеф Тутомлин строит на свои средства в монастыре новую церковь, Троицкую. А город отвечает тем, что на месте старого Борисоглебского храма, еще Владимиров Старицким построенного, строит новый храм - прямо на вершине холма.



Борисоглебский храм.

Ну, а потом - революции, закрытие обители, оккупация, освобождение. Реставрация зданий монастыря, начавшаяся после войны. Возобновление монашеской жизни в 1997  году. А в 21 веке решили разрушенную ранее Троицкую церковь  в обители восстановить - ту, что Тутомлин построил. И когда ее восстановили, и патриарх приехал ее освящать - и тут, дети, начинается совсем другая сказка.

Монастырь тихий, чистенький. Бегают детишки - бежим, бежим, видел, там черепушки? И правда, в сводчатой полуподземной палате на подвесных полочках аккуратно сложены черепа, и на полке ниже - бедренные кости. Говорят, их нашли во время реставрации - да и выложили во Введенкой церкви, построенной при Иване Грозном.

А прямо перед входом в Успенский собор - усыпальница богатая некоторого безымянного сенатора и генерал-аншефа. Желто-белая, виньеточная, как кремовый торт. А в качестве  главного украшения  - лепной толстощекий улыбающийся черепок и скрещенные кости праотца Адама.



"Здесь опочивает вечным сном родившийся лета 1717 мес\ца февраля 20 дня преставившийся лета 1774 месяца июня 13 дня генерал-аншефом сенатором святых апостолов Андрея Первозваного и Александра Невского кавалером". Как вам нравятся падежи?

И вот интересно - все его регалии усопшего перечислены в лепной надписи, а  имени там нет. Оказывается, это некто Иван Федорович Глебов там лежит, если интернет не врет.

И так занятно выглядит триада храмов, стоящих плечом к плечу - колокольня 17-го, кажется, века, классицистская часовня патриарха Иова с колоннадой и портиком, Успенский собор 16 века с кокошниками и закомарами, еще Андреем Старицким построенный, Троицкая церковь, реконструированная в 2010-х годах. На первом этаже этого храма, кстати, тоже усыпальница - тут лежит все семейство Тутомлиных, целое скопище каменных  монументов разнокалиберных. А второй-то этаж, с иконостасами и настенной росписью - галерея вокруг обелисков. Нашла там, на колоннах, римских мучеников Татьяну и Виктора. Вот ведь, даже не знала, что такие где-то числятся.



Троицкая церковь, Успенский собор,колокольня в Успенском монастыре.

Мы почти не увидели прочей Старицы, к сожалению. Говорят, что здесь снимали фильм «Чучело», и обветшалые домишки, и парк. Мы их не нашли. Обошли только нарядный монастырь, перебрались через Волгу к Пятницкой церкви, поднялись по холму городища, обошли Борисоглебский собор. Церкви закрыты и облуплены, между ними - руины старинных торговых рядов, кажется, а рядом - каких-то гаражей периода застоя. И сквозь кирпич, и сквозь бетон растут одни и те же деревца, а за ними, за рекою, сияет праздничной белизною отремонтированный к приезду Кирилла монастырь.



Вид с моста на холм древнего городища.

А кроме этого видели мы в Старице только пиццу. А, ну и страничку в интернете, где было   сказано, что неподалеку от Старицы есть усадьбы Красное, Братково, Берново, Глухово, Млевичи, Грузины. А в усадьбах-то - архитектурные шедевры.
Ну, мы и поехали.

Село Красное находится в 4 км. от трассы Старица - Торжок. Еще подо Ржевом на заправке мы обратили внимание на 5-литровые ведра, на которых было написано «АСФАЛЬТ ДЛЯ  ЯМ». Только потом мы поняли, что без пары таких ведер выдвигаться на тверские дороги себе дороже. Потому что ям на эти 4 км.,  было потрачено не меньше пары сотен. Изобретательно-разнокалиберных. А Красное - да и что? Село как село, большое. Магазин есть, речка. А на пригорке высится храм ярко-розового цвета,  с белокаменной отделкой, решенный в стиле «бред кондитера».



Вооот!

С пинаклями. Со скульптурками на фасаде. С пилястрами и чем там еще полагается. Запертый, по обыкновению, поэтому внутрь мы не попали, есть ли там аркбутаны, не знаем.
А через два сарая от храма разваливается усадебный дом - простой, не помпезный, спокойно-классический.

Здесь в своей время дали вотчину Марку Федоровичу Полторацкому. Был он малоросский певчий, талант, попавшийся на глаза графу Разумовскому, который  и притащил юношу в Петербург,  в Придворный хор.
  Там Марк развернулся вовсю. В 1750-м дебютировал в итальянской опере в качестве бас-баритона Атлант в «Беллерофоне». Двадцать лет он пел в спектаклях и работал регентом в Придворном хоре, с 1763 года - как его директор (причем тут же переименовал хор в Императорскую придворную Хоровую капеллу).  Еще в 1753 году Елизавета Петровна пожаловала ему дворянство и чин статского советника, Екатерина тоже относилась к нему благосклонно.
Потемкин, правда, отказался признавать в нем равного; ходит анекдот, якобы, у Пушкина где-то упомянутый: сказал князь Марку Федоровичу - мол, какой ты генерал, ты бас, и кланятся тебе я не буду.

Ну, насчет поклонов - неизвестно, а вот вотчин ему надавали достаточно.  И оной из них было село Красное как раз. Он тут бывал нечасто, жил в Грузинах, в поместье жены Агафоклеи Шишковой. А здесь, в Красном, но вот только и решил церковь построить - копию Чесменской церкви в Петербурге. И архитектора того же нанял - Юрия Фельтена. И в 1792 году церковь освятили.  А жилой дом уже потом, в 19 веке,  пристроили наследники. Братья Полторацкие были приятелями Пушкина по Кишиневу. Так что А.С. сюда ездил в 1826 году. Погостить. Тут же и Анна Петровна Керн бывала - Марк Полторацкий ей дедом приходился. Эх, узок круг этих людей…

Видно, мельком, походя погостил тут Александр Сергеич - никакой мемориальной ценности у этой усадьбе не замечено. В главном доме работала школа - но сейчас и она куда-то делась, крыша почти провалилась, зато стены держатся…

В Братково уцелела от усадьбы только церковь Спаса, построенная в 1804 году по проекту архитектора Н. Львова помещицей Ермолаевой. Потом усадьбой владели Головины, потом Образцовы, а потом никто, лес да трава. Уже в 1915 году большой дом был заброшен, а деревянном доме управляющего был музей. Сейчас, говорят, там библиотека и клуб, парк зарос, и осыпается каменная резьба на церковных стенах.

Продолжение - в следующей записи))
Previous post Next post
Up