Весной 1983 года президент США Рональд Рейган оповестил мир о планах размещения на околоземной орбите спутников-перехватчиков. Они предназначались для уничтожения на начальном участке траектории полёта советских межконтинентальных баллистических ракет. Программа получила название «Стратегическая оборонная инициатива», или, сокращённо, СОИ.
Советские средства массовой информации принялись дружно клеймить милитаристские планы Вашингтона, обвиняя его в нагнетании очередного витка гонки вооружений.
Между тем в СССР уже несколько лет велись активные работы по созданию космического вооружения, в том числе орбитальных лазерных установок.
За семидесятые-восьмидесятые годы в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек Их разрабатывали для уничтожения на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были «завязаны» на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса - полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания.
Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах, «мощную силовую установку» (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-Морской Флот.
Опытное судно ОС-90
Тема «Форос»
В 1976 году Сергей Горшков, главком ВМФ СССР, для ЦКБ «Черноморец» утвердил специальное задание на переоборудование десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно, которое получило обозначение проект 10030 «Форос». На «Форосе» планировалось испытывать лазерный комплекс «Аквилон», в задачи которого входило поражение оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Процесс переоборудования затянулся на восемь лет, масса и приличные габариты «Аквилона» потребовали значительного усиления корпуса корабля и увеличения надстройки. И вот в конце сентября 1984 года судно под обозначением ОС-90 «Форос» вступило в состав Черноморского флота СССР.
Корпус корабля подвергся действительно большим изменениям. Аппарели заменили форштевнем и носовой секцией. Были сформированы бортовые були шириной до 1,5 метра. Надстройка корабля была смонтирована единым модулем с полным оснащением постов и помещений, был установлен кран грузоподъемностью сто тонн. Для снижения шумности все жилые и служебные помещения судна были обработаны звукопоглощающей изоляцией, для этих же целей на корабле появились коффердамы (узкий горизонтальный или вертикальный отсек на судне для разделения соседних помещений).
С особой точностью монтировались все агрегаты комплекса «Аквилон», особо повышенные требования предъявлялись к проектированию их опорных поверхностей.
На создание компонентов «мощной силовой установки» и перестройку бывшего десантника потребовалось почти 8 лет. Наконец в сентябре 1984 г. судно вошло в строй Черноморского флота. А в октябре того же года на Феодосийском морском полигоне состоялись первые стрельбы лазерным «Аквилоном». «Северо-восточный ветер» взял на сопровождение и сбил своим лучом на малой высоте ракету-мишень. Однако подготовка к этому выстрелу, занявшему несколько секунд, потребовала более суток. Испытания еще раз подтвердили, что сильная влажность атмосферы над морем значительно уменьшает КПД луча. Ученым пришлось немало потрудиться, чтобы снизить влияние этого негативного фактора.
Но при этом обнаружился ряд недостатков - атака длилась всего несколько секунд, а вот подготовка к стрельбам заняла более суток, КПД был очень низок, всего лишь пять процентов. Несомненным успехом было то, что в ходе испытаний ученым удалось приобрести опыт в боевом применении лазеров, но развал СССР и последовавший за ним экономический кризис остановили опытные работы, не дав довести начатое до конца.
Тема "Айдар"
«Форос» не был единственным кораблем ВМФ СССР, на котором испытывались лазерные установки.
В это же время, параллельно с переоборудованием «Фороса», в Севастополе по проекту Невского ПКБ началась модернизация сухогруза вспомогательного флота. Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота «Диксон». Судно имело водоизмещение 5,5 тысячи тонн, длину150 метров и скорость 12 узлов. Эти характеристики, а также конструктивные особенности судна отлично подходили для монтажа нового оборудования и проведения испытаний. К тому же за кораблём были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. Чтобы на Западе не волновались.
Работы по модернизации «Диксона» начались в 1978 года. Одновременно с началом переоборудования корабля на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной установки. Все работы по созданию новой лазерной пушки были засекречены, она должна была стать самой мощной советской боевой лазерной установкой, проект получил название «Айдар».
Работа над модернизацией «Диксона» требовала огромного количества ресурсов и денежных средств. Кроме этого, в ходе работ конструкторы постоянно сталкивались с проблемами научного и технического характера. Так, например, для того, чтобы оборудовать корабль баллонами для сжатого воздуха в количестве 400 штук, пришлось с обоих бортов полностью снять металлическую обшивку. Потом выяснилось, что сопутствующий стрельбе водород может скопиться в закрытых пространствах и ненароком взорваться, пришлось монтировать усиленную вентиляцию. Специально под лазерную установку верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она имела возможность раскрываться на две части. В результате пришлось укреплять потерявший прочность корпус. Для усиления силовой установки корабля на нем были установлены три реактивных двигателя от Ту-154.
В конце 1979 года «Диксон» был переведен в Крым, в Феодосию, на Черное море. Здесь на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе корабль был оборудован лазерной пушкой и системами управления. Здесь же на корабль заселился экипаж.
Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота «Диксон». Судно имело водоизмещение 5,5 тысячи тонн, длину150 метров и скорость 12 узлов. Эти характеристики, а также конструктивные особенности судна отлично подходили для монтажа нового оборудования и проведения испытаний. К тому же за кораблём были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. Чтобы на Западе не волновались.
В начале 1978 года «Диксон» прибыл на судостроительный завод в Ленинграде. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро «Невское». Параллельно на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки. Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название «Тема «Айдар».
Золотая рыбка
Об истории уникального лазерного корабля корреспонденту «Версии» рассказали непосредственные участники этого проекта. Участвующие в работе над системой специалисты окрестили «Диксон» «золотой рыбкой». Проект стоил бешеных денег - счёт шёл на сотни миллионов советских рублей.
Но работы постоянно спотыкались о серьёзные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов.
Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.
Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолёта Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять компоновку трюма.
Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (такой «медный тазик» диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на цель) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Отражатель день за днём вручную обрабатывали труженицы предприятия. Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона. Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикреплённые к днищу отражателя 48 «кулачков» начинали молотить по «тазику» и выправлять его поверхность. Опять же с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка. Сделана она была из бесценного бериллия. В подкладке были высверлены тончайшие капилляры, по которым, на радость морякам, перекачивался сорокаградусный раствор спирта. За один опытный выстрел уходило 400 литров. Правда, как рассказывают участники проекта, после лекции на тему «Влияние бериллия на организм человека» количество расходуемого спирта на «Диксоне» сократилось.
В конце 1979 года «Диксон» перешёл на Чёрное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведён окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж - моряки и шесть сотрудников КГБ.
Под грифом «особой важности»
Вопреки старой морской традиции новое место базирования - Севастополь встречал «Диксона» без оркестра и застолья. «Сухогруз» поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Несколькими днями раньше подходы к пирсу обнесли бетонным забором высотой четыре метра. Натянули проволоку. Пустили ток. Установили строжайший пропускной режим.
С моряков и гражданских специалистов взяли подписку о «неразглашении». На всякий случай: если кому интересно, то срок действия подписки закончился в 1992 году.
Ворошиловские стрелки
Первый свой лазерный залп «Диксон» произвёл летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик. Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря. Тем не менее, результаты стрельб были признаны отличными. Ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум.
Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова, который мечтал установить «гиперболоиды» чуть ли не на каждый корабль. Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, учёные придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления. В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолёта, но на дистанции всего лишь 400 метров.
Испытания лазера были завершены к 1985 году.
Двусторонний блеф
Несмотря на то, что испытания были успешно завершены, конструкторы и военные смотрели на своё детище скептически. Все прекрасно понимали, что вывести такую систему на орбиту в ближайшие 20-30 лет не удастся. Об этом было осведомлено и высшее партийное руководство страны. Руководство не устраивали сроки и грядущая перспектива гигантских расходов. Конструкторы предлагали более экономичные разработки. Например, запуск на орбиту так называемых беспилотных спутников - камикадзе. В случае войны они, по замыслу учёных, должны были приближаться к американским перехватчикам и взрываться. Наиболее вероятной представлялась идея по созданию специальных орбитальных систем, распыляющих на орбите угольную пыль. Облака из такой пыли должны были блокировать боевые лазеры противника. Но всё это, несмотря на кажущуюся простоту, опять же требовало огромнейших материальных затрат.
С такими же проблемами столкнулись и за океаном. Итогом так и не состоявшейся гонки космических вооружений стали переговоры «По обороне и космосу», которые стартовали в марте 1985 года. Они послужили толчком к двустороннему свёртыванию военных космических программ.
Опытовый корабль «Диксон» на Черном море. Перед ходовым мостиком хорошо видна большая платформа, на которой стояла лазерная установка МСУ.
Есть мнение, что на самом деле выводить боевые спутники на орбиту никто и не собирался. Разрабатывая космические вооружения, Москва и Вашингтон попросту блефовали, чтобы подорвать экономику друг друга. Для большей правдоподобности не скупились на большие расходы.
После переговоров в доказательство благих намерений Советский Союз демонстративно прекратил работы сразу по нескольким космическим программам. В 1985 году была свернута и тема «Айдар». О «Диксоне» забыли.
Официальными данными о дальнейшей судьбе этого уникального корабля редакция не располагает. Но по последним сообщениям, во время раздела Черноморского флота лазерный корабль «Диксон» достался Украине.
От редакции сайта «Отвага»: по данным альманаха «Тайфун» опытовый корабль «Диксон» проекта 59610, на котором удачно испытали флотское лазерное оружие, был подозрительно быстро списан Украиной. Общая неразбериха 1990-х годов, наступившая с развалом СССР, стала причиной многочисленных махинаций, в том числе и на самом высоком уровне. При списании корабля произошел «тихий» скандал: сверхсекретная документация по проведению испытаний бесследно исчезла (!!!), хотя можно легко догадаться кому достались плоды многолетних трудов. Более того, сам по себе корабль был в отличном техническом состоянии, имел пять исправных дизель-генераторов, но был продан в Индию частной фирме по цене металлолома! Без санкции «сверху» такие дела практически исключены, а нашей стране был нанесен урон, возможно, в миллиарды долларов.
Корабль (МАК-11 пр.12081) не списывали, его передали МЧПВ. Более того, сейчас он единственный из «живых» пр.1208 (с 1995 г. носит наименование «Вьюга»)
Уменьшенную и упрощенную версию «Аквилона» установили на малый артиллерийский корабль МАК-11 «Вьюга» проекта 12081. Его лазерный излучатель предназначен для вывода из строя оптико-электронных средств и поражения органов зрения личного состава противодесантной обороны противника.
Эпоха перестройки и последовавший вскоре развал Советского Союза закрыли тему создания лазерного оружия в нашей стране. В 90-х годах прошлого века «Диксон» и ОС-90, доставшиеся после раздела Черноморского флота Украине, были отправлены на слом. По данным ряда источников, часть металла тогда же была куплена Пентагоном. Американцы среди прочего обнаружили «мощные генераторы, особые поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и иное оборудование, которое позволило предположить использование данного судна рамках программы испытания лазерного оружия». Но, может быть, эта информация - всего лишь миф, хотя и имеющий под собой какую-то «почву».
Сейчас, по сообщению СМИ, в России возобновились исследования по лазерному оружию. На ТАНТК имени Бериева ведется модернизация летающей лаборатории А-60 на базе транспортного самолета Ил-76, использовавшегося до распада СССР для отработки военных лазерных технологий. Очевидно, следует вернуться и к аналогичным корабельным системам. Иначе можем и отстать, причем навсегда.
Американские разработки в области корабельных лазеров
В ближайшее время американский военно-морской флот может получить на вооружение боевые лазеры. Согласно докладу Исследовательской службы Конгресса США готовые для боевого применения образцы лазерного высокоэнергетического оружия будут подготовлены к эксплуатации в ближайшие годы. На первом этапе боевые лазеры смогут уничтожать летательные аппараты, ракеты и маломерные суда на расстоянии до 1,5-2 км. Постепенно радиус их поражения вырастет до 15-20 км. В свою очередь контр-адмирал Мэтью Кландер начальник Управления военно-морских исследований ВМС США не так давно уточнил: на боевых кораблях лазерное оружие появится уже через 2 года. При этом это будут не опытные модели, а прототипы боевых лазеров, на основе которых в скором времени начнется выпуск серийных образцов. По словам Мэтью Кландера, американские ученые готовы создать лазерную пушку за счет интеграции уже имеющихся технологий, которые являются достаточно совершенными, для того чтобы применяться на боевых кораблях.
Установка LaWS на полигоне
Американские корпорации Northrop Grumman и Raytheon специализируются на создании твердотельных лазеров. Данным компаниям удалось добиться существенных успехов. 6 апреля 2011 года опытный американский корабль (бывший эсминец Paul F. Foster типа Spruance), оснащенный лазерной пушкой компании Northrop Grumman, на испытаниях успешно поджег маленький катер, который находился на удалении в одну милю (1853 м.) от корабля. В 2012 году луч другого боевого лазера той же компании успешно поразил головную часть BQM-74 - беспилотной мишени, имитировавшей противокорабельную ракету.
В 2012 году также прошли испытания опытного образца боевого лазера, созданного компанией Raytheon, он был смонтирован на борту новейшего ракетного эсминца Dewey (DDG 105), относящегося к типу Arleigh Burke. Достаточно большую лазерную пушку LaWS - Laser Weapon System, мощностью в 33 кВт вместе с электрогенераторами в специальных контейнерах установили на вертолетной площадке эсминца. Таким образом, эсминец Dewey стал первым боевым кораблем из состава ВМС США, который был оснащен лазерным оружием, пусть и экспериментальным, при этом корабль лишился возможности принимать на своем борту вертолеты. Ранее установка LaWS испытывалась на острове Сент-Николас и на полигоне Уайт Сэндс, где успешно поражала беспилотные-аппараты мишени, о ее морских испытаниях ничего не сообщается.
В настоящее время корпорация Raytheon вместе с компаниями L-3 Communications и IPG Photonics, а также Управлением по оружию направленной энергии ВМС США и Электронно-оптическим центром штата Пенсильвания создают на базе LaWS боевую лазерную установку, которая предназначена для отражения атак маломерных судов, а также противокорабельных ракет на ближнем рубеже оброны. Сегодня прорабатывается несколько различных вариантов установки лазерной пушки, к примеру, она может монтироваться в башне шестиствольной 20-мм зенитно-артиллерийской установки Mk 15 Phalanx. Помимо этого рассматривается вариант спаренного размещения лазерной установки с данной артиллерийской установкой.
Установка LaWS на вертолетной площадке эсминца Dewey
В то же время корпорация Boeing для установки собственной лазерной установки готова использовать 25-мм артустановку Mk 38 Mod 2 производства компании BAE Systems. При этом ее установка на свободных электронах будет обладать больше мощностью порядка 100 кВт, а это значит, что и дальность ее стрельбы будет выше. Но, если на атомных авианосцах проблем с подачей энергии быть не должно, то на обычных кораблях они могут проявиться. Именно поэтому ВМС США активно работают над разработкой гибридной энергетической установки, предназначенной для эсминцев.
В настоящее время работы над созданием собственных боевых лазерных установок идут и в Западной Европе, Китае и Израиле. Так во Франции компании Thales и Nexter осуществляют долгосрочную программу по разработке лучевых средств поражения. На 1-м этапе они собираются создать твердотельную лазерную установку мощностью до 10 кВт, которая должна будет поражать малоразмерные цели на удалении до 5 километров. На 2-м этапе создать лазер мощностью в 100-150 кВт, для поражения объектов типа ракета, катер на удалении в 5-10 километров. К 2020 году во Франции надеются создать 300-кВт лазер, который можно будет устанавливать на кораблях класса фрегат и эсминец, для выполнения оборонительных и ударных работ с дальностью поражения в 10-15 километров.
Современные лазеры в России
В 2020 году в России собираются запустить самую мощную в мире лазерную установку. Она будет установлена в Саровском технопарке. По словам Сергея Гаранина генерального конструктора по лазерным системам Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, установка под индексом УФЛ-2м будет иметь 192 лазерных канала, ее площадь будет составлять примерно 2 футбольных поля, а в самой высокой точке ее высота будет сравнима с 10-этажным домом. Предполагается, что с помощью данного уникального оборудования можно будет проводить фундаментальные исследования высокотемпературной плотной плазмы, при этом на комплексе смогут работать не только российские, но и иностранные ученые.
Лазерная установка будет смонтирована на территории технопарка «Саров», который расположен недалеко от Федерального ядерного центра и города ядерщиков. Разработкой системы управления лазерной установкой займется нижегородское предприятие НИИИС им. Седакова. Помимо этого, в Саровском технопарке планируется создать национальный центр лазерных систем и технологий. В 1-м квартале 2013 года будут закончены работы по проектированию данного центра, в котором кроме фундаментальных исследований, планируется разрабатывать опытные образцы продукции и производить их серийно.
По словам Гаранина, в центре будет создано порядка 360 высокотехнологичных рабочих мест для молодых российских ученых. Первую продукцию в центре рассчитывают получить уже в конце 2014 года. Стоимость работы по строительству мощнейшей лазерной установки в технопарке «Саров» оценивается в 45 млрд. рублей (1,16 млрд. евро). Сообщается, что длина мощного лазерного комплекса будет равна 360 метрам, высота - более 30 метров, мощность - 2,8 МДж. При создании данного комплекса будут применяться лишь отечественные технологии, при этом мощность лазера превзойдет установку, которая строится международными силами во Франции (ее мощность составит около 2 МДж).
Построенный в Сарове лазер будет применяться для термоядерного синтеза. Лучи всех используемых лазеров будут сходиться в одной точке, где и будет проходить процесс создания плазмы. За последние 40 лет в городе Сарове была создана необходимая научная база по разработке мощных лазеров. Данное направление стало одним из профильных для образованного в 2004 году Саровского технопарка. В настоящее время на его территории общей площадью в 60 га уже развернули свое высокотехнологичное производство более 30 компаний-резидентов.