Вело-Корея 2024 (10)

Feb 01, 2025 10:53


День 7. 26 сентября, четверг (продолжение). Анчжунып - Мёнчхонмён - Хэмимён.

Проезжая административный центр волости Унсанмён (운산면), оттормозился у совершенно очаровательного в своей простоте здания частной мануфактуры по производству крафтового макколли (막걸리) - рисовой бражки (N36.81024° E126.58454°). Те, кому слово «бражка» не нравится, могут говорить «рисовое вино». Как бы то ни было, это один из самых употребляемых алкогольных напитков в Южной Корее.





Как вы, наверное, уже поняли, внешнее очарование обусловлено монументальной живописью на стенах. Ах, какие фрески!



Доставка макколли



Макколлишки, всего чашечку...



За Унсан!

Последняя картина в стиле народной живописи минхва изображает таверну чумак. В стародавние времена передвигаться ночью было опасно из-за диких зверей и разбойников. Для путешествующих чиновников существовали государственные гостевые палаты, но вот где остановиться лицу не официальному? Или тому, кто не может позволить себе хорошие частные комнаты внаём. Торговцу, паломнику или идущему в соседний город навестить родственников. Прибежищем могло стать небольшое частное заведение - чумак (주막, 酒幕), «винная палатка», которое можно было отыскать в селениях, вдоль дорог или возле пристаней. Они были распространены в период Чосон вдоль торговых путей по всей стране, и как раз несли функцию ночлежки для странников. Помимо постоя, предлагали общепит и, разумеется, выпивку. Наверное, стоило «выпивку» поместить на первое место, ведь алкоголь - бессменный спутник человека, а в прежние времена ещё и важное средство, так сказать, внутреорганизменной гигиены.

На представленной жанровой сцене мы видим трёх янбан (дворян), расположившихся на мару под крышей и беседующих за едой. В отдалении от них, на внешнем помосте, пьют и закусывают двое простолюдинов, наливают друг другу. Ачжума хлопочет на открытой кухне, а парень следит за очагом. Ещё один подросток пришёл, видать, с отцом, но ему неймётся, хочется сбежать. Вот пришёл путник - мужчина в трауре по умершему, под соломенной шляпой, скрывающей лицо. Очевидно, сценка отсылает нас ко времени заката Чосон: в ходе реформ 1894 года простолюдинам разрешили носить головные уборы - смотрите, они восседают в соломенных шляпках. А вот янбане носят шляпы с уменьшенными полями: те же реформы ограничили их размер.



Окошко бродильни - портал между мирами, ведь оно - настоящее



Современная музейная реконструкция подобной таверны

А вот как изобразил таверну чумак в XVIII веке художник Ким Хондо на одноимённой картине:



На стенах деревни есть и другие художественные муралы - это новое явление распространилось почти повсеместно в Корее.

Насмотревшись, покрутил педали дальше, и через минуту увидел расселённые трёхэтажные «хрущёвки» «паковки». Их стены не расписаны живописью. Эх, «наш урбанист», иноагент Илья Варламов был бы от этого вида в неописуемом восторге!



Дальше был участок с почти тосканским, нетипичным для Кореи покатым холмистыми пейзажем:









Обогнув небольшой горный массив с севера, преодолел апхилл и достиг храма «Открытого [к просветлению] сердца» - Кэсимса (개심사, 開心寺)  - одной из наиболее значимых буддийских обителей ордена Чоге в провинции Чхунчхоннамдо (N36.74691° E126.58976°).



Первые врата с названием обители

Пруд, что перед храмом, по преданию был обустроен ещё при первом строительстве, во времена Корё.



Информационный щит у входа гласит, что храм был основан начальником над сангхой государства (кукса) - монахом по имени Хегам (혜감국사) в 654 году, на закате Пэкче. Главный зал, посвящённый просветлению Будды, сгорел ещё в 1475-м, но спустя несколько лет был восстановлен на старом фундаменте. В 1740 году его перестроили, а после много раз ремонтировали. Зал пережил все нашествия и разрушительную Корейскую войну, после которой его привели в порядок в 1955 году. Обычно в залах Тэунчжон устанавливаются статуи Шакъямуни, но здесь - Амитабха в окружении бодхисатв Авалокитешвары и Кшитагарбхи. «Троица» признана национальным сокровищем, и по-подлому, украдкой, я не стал её фотографировать.



Сложилось впечатление, что некоторые постройки храма намеренно сделали несколько архаичными, дабы подчеркнуть его возраст. Я погладил столбы пристройки к павильону Симкомдан - они из довольно старого дерева сделаны.



Павильон Анъянну . В нём можно посидеть, и даже не на полу, поскольку имеются стулья. В храме стояла тишина, я воспользовался этим, присел и помедитировал.



Колокольный павильон построили в 1970-х годах. Строители постарались и его привести к уже реализованному тут стилю, смастерив столбы из изогнутых стволов. А вот нынешний колокол подарен японцами в качестве извинений за то, что во время колониального периода металл из монастыря был конфискован для целей японской военщины.



Скатившись с горы и проехав ещё чуток, приметил указатель на конфуцианскую школу, дорогу к которой охраняли два старинных дерева. Заехал посмотреть, но на дверях висел замок. Обязательная для таких мест «информашка» сообщила, что главный зал, основанной в 1407 году школы, недавно сгорел и был заново отстроен. Среди сохранившихся сокровищ - подлинные списки обучавшихся периода Чосон. Дзельквам же, что растут перед фасадом, более 300 лет.





Ещё через несколько минут я прибыл к финальной точке дневного велопробега - крепости Хэмиыпсон (해미읍성). Ещё один городок-крепость на равнинной местности, находящийся ещё ближе к морю (N36.71146° E126.54737°). В виду важного в оборонительном плане положения, новая династия Ли (государство Чосон) в спешном порядке стала укреплять прибрежные крепости, которые должны были обеспечить защиту от постоянных набегов (вернее сказать - «наплывов») японских пиратов с Цусимы, грабивших эту плодородную равнинную местность в средние века. В 1439 году эту крепость построили всего за 10 месяцев. Для того времени это было очень быстрое строительство, на которое были мобилизованы мужики из 50-ти уездов со всей провинции.



В городах-крепостях стена защищала не только правительственные постройки и военный гарнизон, но и хибары простых жителей. Здесь внутри периметра крепости разбит исторический парк, в котором приятно прогуляться, пофотографироваться, посидеть на травке.



План-схема парка

Здесь не стали завлекать народ становиться музейными жителями, как, например, в крепость Наганыпсон в Чолланамдо (N34.90578° E127.34202°), которая выглядит довольно похоже на то, как оно было в период Чосон. Теперь там фольклорная деревня. Разница лишь в плотности застройки: если бы сделали так же плотно, как было встарь, то туристам не осталось бы места. Я побывал в ней, было дело, сфотографировал с дрона. Вот, посмотрите, как это там выглядит:



Крепость Наганыпсон

А вот старая фотография, что демонстрирует реальную плотность строений в городе-крепости Наганыпсон и, без преувеличения, высоту фотографического дела начала XX века. Просто примером, как выглядели прежде города-крепости:



В парке трудился рой монтажников, возводились палатки, шёл монтаж осветительного оборудования и сцены: к выходным готовился фестиваль. После праздника Чхусок в Корее традиционно начинается пора фестивалей на разные темы. Бывало, приедешь в какой-нибудь уездный городок, а там нежданно-негаданно гулянка.



В глубине построек виден колодец, восстановленный на своём историческом месте

Я прогулялся там, где народу поменьше, по «музейной» части парка. Вот, например, выставка реплик оружия периода Чосон:



Орудие класса «небо», чхончжачхонтхон (천자총통, 天字銃筒) - одно из самых дальнобойных тогда:



«Огненная повозка» хвачха (화차, 火車) - предтеча современных орудий залпового огня. Конкретно такая заряжалась стрелами, примотанными к пороховым ракетам.



Особо муссируемая тема - пытки и казни преследовавшихся в государстве Чосон католиков, о чём я уже писал чуть раньше. За сто лет, начиная с 1790 года, в местных тюрьмах было замучено немало из них, поэтому в крепости установлены небольшие обелиски в память о христианах-мучениках.



Реконструирована и сама тюрьма. Желающие могут сфотографироваться как в роли обвинителей, так и в роли обвиняемых.







Растущее перед входом в тюрьму дерево (софора японская) до сих пор несёт на себе следы от проволоки, которой католиков приматывали к его ветвям за волосы. За историческим деревом бережно ухаживают, и даже «прооперировали», чтобы оно не гнило изнутри.





Несмотря на возраст, дерево даёт поросль, а та активно плодоносит.



В крепости вообще много старинных деревьев, которые огорожены и снабжены информационными табличками об их биологическом виде и возрасте. Вкупе с репликами исторических построек, они создают фотогеничные виды.





Реконструкция кэкса - гостевой палаты для официальных лиц

Реконструкция управы, где заседало гражданское и военное начальство, которому подчинялись 12 окружающих уездов провинции:







На холме построен высокий павильон, к которому ведёт длинная дорожка с лестницей. Я поднялся, ведь оттуда должен был открываться вид на крепость. Однако из-за зарослей ничего особенно-то не видно.





Лишь дальние ворота крепости хороши видны в телеобъектив



Причудливая сосна на холме



Погуляв, направился к выходу

Поужинал в небольшом заведении, специализирующимся на кашах - какая удача встретить такое! Меню очень обширное, но вечером далеко не всё доступно для заказа.



Взял острую рисовую кашку с кимчхи и каракатицей - накчи кимчхичук (낙지김치죽). Она и впрямь оказалась острой, но очень вкусной. Подобное ризотто я частенько готовлю дома, но всё же обхожусь без такой остроты.



₩11000

На потолке сфотографировал любопытное приспособление к кондиционеру, «размешивающее» холодный воздух, чтобы он потоком не струился мне за шиворот. Хочу такое! Интересно, как оно может называться на Aliexpress?



С местом для ночлега вышел вот какой казус: все места в немногочисленных мотелях городка оказались занятыми, несмотря на будний день. Видимо, это всё устроители фестиваля и их приезжие работники. Последняя комната за ₩40000 нашлась лишь в крохотном ёгване (여관, 旅館 - это простенькая старая гостиница, унаследовавшая этот термин от постоялых дворов прошлого) у суровой бабуси, которая долго и въедливо втолковывала мне правила проживания: в номере не курить (курить во дворе), не шуметь, ключ не забирать, велосипед приковать. В отличие от старых таверн, в большинстве нынешних ночлежек вина не наливают, а жаль...



Пробег 78 км. Рельеф слегка холмистый.

<--- предыдущий пост <--- <оглавление> ---> продолжение --->

Вело-Корея 2024, корейская кухня, #уличноеискусство, на велосипеде по Корее, Корея

Previous post
Up