Брошюра от «Научи хорошему»
Это уникальная брошюра от проекта Научи хорошему не только является путеводителем по миру современных мультфильмов, но и позволяет самостоятельно научиться отличать хорошие мультфильмы от плохих и понять механизм воздействия мультфильмов на детей…
Сделать предзаказ Материал: мелованая бумага средней плотности
Размер: А4 (в раскрытом виде), А5 (в закрытом виде)
Объём: 76 страниц.
Скачать брошюру .PDF (60 Мб, RGB).
Скачать брошюру PDF с отдельными страницами (62 Мб, RGB) (При желании вы можете её скачать, самостоятельно напечатать и распространять без предварительного согласования с редакцией Научи хорошему)
Заказать брошюру по почте Детство под угрозой: вредные мультфильмы
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………………………
1. Воспитание телевизором………………………………………………………………
2. Психолого-педагогическая экспертиза некоторых наиболее популярных мультфильмов…………………………………………………………………………….
Телепузики…………………………………………………………………………………….
Покемоны ……………………………………………………………………………………..
Губка Боб………………………………………………………………………………………
Маша и Медведь………………………………………………………………………………
Шрек…………………………………………………………………………………………….
Японские мультфильмы «Аниме»………………………………………………………….
Симпсоны………………………………………………………………………………………
Гриффины……………………………………………………………………………………..
Футурама……………………………………………………………………………………….
Южный парк……………………………………………………………………………………
Мультфильмы Уолта Диснея………………………………………………………………..
Клуб Винкс……………………………………………………………………………………..
Три богатыря………………………………………………………………………………….
Куклы Барби………………………………………………………………………………….
Мультфильм и куклы Монстер Хай………………………………………………………..
3. Классификация признаков вредного мультфильма…………………………..
4. Роль мультфильмов в развитии ребёнка………………………………………..
5. Основные механизмы отрицательного влияния мультфильмов…………………………………………………………………………..
6. Как уберечь детей от вредного влияния мультфильмов: рекомендации родителям…………………………………………………………………………………
7. Как бороться с засильем вредной мультипликации: что может сделать каждый из нас……………………………………………………………………………
- Предупредите об опасности……………………………………………………………
- Напишите письмо-обращение…………………………………………………………
- Необходимые контакты………………………………………………………………..
Брошюра «Детство под угрозой: вредные мультфильмы» подготовлена проектом «Научи хорошему» путём перевода, адаптации и дополнения украинской брошюры Византийского патриархата «Мультфiльмi - загроза для наших дiтей».
Аннотация
Мультфильмы занимают важное место в жизни современных детей. Далеко не всегда их качество и смысловое содержание соответствует возможностям их понимания и задачам развития ребёнка, поэтому и возникает потребность в психолого-педагогической экспертизе детских мультфильмов. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников. В брошюре приводятся критерии оценки и рекомендации по выбору мультфильмов для детей на разных этапах дошкольного детства и не только.
Глава 1. Воспитание телевизором
Как чаще всего происходит сегодняшнее воспитание? Родители заняты своими делами, а ребенка, чтобы не путался под ногами, усаживают перед телевизором. И смотрит ребенок всё подряд с утра до вечера. А через несколько месяцев дитя уже не может прожить без ежедневной дозы яркой мультипликации. Кроме того, появились телеканалы, которые круглые сутки транслируют мультфильмы. Конечно, они настроены на определенного потребителя, а это - наши дети в возрасте от 3 до 15 лет. В перерывах между мультфильмами идет реклама фаст-фуда, игрушек-трансформеров и мультипликационных персонажей, жвачки и Кока-Колы. Это, кстати, еще одна проблема, ведь, кроме благосклонности к любимому герою, который зачастую является антигероем, детей подсаживают еще и на вредные для здоровья продукты.
Психолог Ирина Медведева рассказывает:
«Не знаю, как вам, а мне в последние годы нередко попадаются четырех-пятилетние дети, которые выглядят … нет, конечно, не умственно отсталыми, это было бы слишком сильно сказано, но все-таки заметно недоразвитыми. Они не понимают простых вопросов, а в ответ или молчат, или несут какую-то бессмыслицу. Для них проблематично даже разыграть вместе с мамой несложную сценку или рассказать сказку».
Эти дети очень застенчивые, полные страхов и в то же время невероятно конкурентные, показывают из себя «крутых». Стыдясь проявить себя с лучшей стороны (например, рассказать о том, что они сегодня сделали приятного маме), такие ребята без каких-либо проблем кривляются в присутствии малознакомых взрослых, не боятся задевать других детей на глазах у родителей, дразнятся, громко хохочут, демонстративно повторяя разные бессмыслицы, а иногда и непристойности. И наотрез отказываются придерживаться каких-то правил и преодолевать трудности. Даже минимальные. А это, конечно, пугает родителей. «Сможет ли мой ребенок дальше учиться? « - с тревогой спрашивают они и начинают водить его к психологам и врачам, дают лекарства, нанимают репетиторов. Но прежде всего, необходимо ответить на следующий вопрос: у кого ребенок перенял такие модели поведения? А потом - поставить заслон плохому влиянию.
И здесь начинается самое интересное. Если спросить родителей, что, по их мнению, могло так «развинтить» ребенка, одни в ответ пожимают плечами, а другие говорят о плохой наследственности (чаще не своей, а второй половины) или о плохом влиянии детского сада. И потом выясняется, что эти дети с раннего возраста играют в компьютерные игры или смотрят мультфильмы западного образца. В чем же дело? Может, малыши стали жертвой какого-то широкомасштабного социального эксперимента? Но какого?
Еще в 70-е годы XX столетия психологи установили, что модели поведения, которые демонстрируют герои экрана, имеют огромную привлекательность. Особенно для молодых зрителей с неустойчивой психикой и еще не сформированной системой ценностей. Поэтому, когда хулиганское или извращенное поведение на экране никак не наказывается и не осуждается, очень высока вероятность, что дети будут ему подражать. Известный канадский психолог Альберт Бандура, который исследовал влияние экрана на массового зрителя, утверждал, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания для миллионов. Это было многократно подтверждено экспериментами и жизненной практикой. В следующих разделах на примере мультфильмов мы рассмотрим, какие же установки передают нашим детям и молодежи популярные мультфильмы. И перед этим предлагаем вам ознакомиться с результатами опроса.
Одно из Интернет-изданийв 2011 году опросило детей младшего школьного возраста, какие мультфильмы они смотрят и что им в них нравится.
Предлагаем вам прочитать ответы и спросить то же самое у ваших детей и их друзей:
Саша, 11 лет: “Я смотрю «Ну, погоди!», «Звездные воины», «Футураму» и «Лунтик», только о последнем мультфильме никому не говорите. «Футураму» смотрю, потому что там есть одноглазый циклоп, и еще один чудак без мозгов. Они там все вот такие (крутит возле виска) - ненормальные! И совершают смешные поступки. А матюки я стараюсь не слушать. Их там, вообще-то, мало.”
Дима, 6,5 лет: “Мне нравятся японские мультики. Там много крутых потасовок. А вида крови я совсем не боюсь. Вот когда только появился «Бакуган» (японское аниме, - Авт.), я сразу его посмотрел. Он очень интересный и яркий. Там хорошие герои.”
Кирилл, 11 лет: “Мне нравится «Футурама», «Боб Губка», «Лунтик», «Ну, погоди!», «Маша и Медведь» и «Симпсоны». Первый мультик я смотрю, потому что там интересные герои - замороженный мальчик, робот. Они часто поражают меня своей тупостью, от этого смешно. Этот мультфильм меня ничему не учит, я просто смотрю его ради своего удовлетворения. А «Симпсоны» и «Губка Боб» - просто веселые, яркие, мне нравятся.”
Галя, 6 лет: “Мне нравятся японские мультики. Они такие яркие! А еще там красивые девочки в красивых костюмах. Это очень интересно! А крови я не люблю, просто перематываю, когда ее показывают. Часто смотрю еще «Чип и Дейл» и «Винкс».”
Вика, 11 лет: “Дома я смотрю диснеевские мультики и японские. В японских мультиках, например, хорошие и интересные персонажи, а еще истинные потасовки. Страшно ли мне от вида крови? Нет, а что там такого? Я не боюсь.”
Павлик, 10 лет: “Из всех мультиков я отдаю предпочтение «Футураме», японскому мультику «Наруто» и «Спанч Бобу». В последнем - все герои будто сошли из ума и совершают смешные поступки. Этот мультик учит тому, что не надо быть, как этот Спанч Боб, надо любить работать. Японские мультики - это вообще класс! Видно, что режиссеры хорошо их обработали. Особенно мне нравятся герои - они хорошо созданы. «Футурама» - тоже очень хороший мультик. Там можно найти много интересного. А матюки я стараюсь не слушать, смотрю только смешные моменты.”
Следующую главу мы хотим посвятить анализу упомянутых детьми в опросе, а также других, не менее популярных в нашей стране мультфильмов.
Глава 2. Психолого-педагогическая экспертиза некоторых наиболее популярных мультфильмов
Телепузики
Сейчас увидеть этот сериал на российском ТВ нельзя т.к. якобы (информация до конца не подтверждена) сами создатели сняли его с производства под давлением критики общественности после ряда громких скандалов и разоблачений. Некоторые считают, что «Телепузиков» просто запретили показывать по телевидению, однако имеется не опровергнутая информация, что решение о закрытии программы было принято на уровне самого руководства этой программы.
Мы приводим анализ этого мультфильма, чтобы на его примере продемонстрировать, как именно действуют механизмы подрыва психического благополучия наших детей через экраны.
Гипнотическое влияние на подсознание
Известный мультсериал «Телепузики» (Teletubbies) рассчитан на детей до трех лет и включает 365 серий. Главные герои действа - четыре существа с большими пузами, в которых размещены телеэкраны, и антеннами (или поросячьими хвостами) на голове. Имена у телепузиков не менее странные, чем их внешний вид: Тинки-Винки - мальчик, который ходит с женской сумочкой, Дипси, Ляля и Во. Сами телепузики живут якобы весело и беззаботно, не обременяя себя ничем, кроме танцев и еды. При этом постоянно повторяют фразу: «Мы очень-очень счастливые».
Взрослые, которые смотрели этот сериал, обращали внимание на чудачества, которых раньше никогда не было в мультфильмах. Во-первых, некоторые игровые эпизоды идут два раза подряд. А еще есть вставки, которые почему-то повторялись несколько раз в неделю. Например, три корабля медленно, один за другим проплывают по экрану. Никаких действий при этом не происходит, с сюжетом «заплыв» никак не связан. Корабли просто разрезают носом волну, проходят по кругу и оставляют страну. Или другой пример. На дерево, которое стоит посреди поля, прилетают поочередно пятнадцать (!) птиц. Каждая слегка крутит хвостом, садится на ветку и замирает, полностью повторяя движения предыдущих. Это растягивается на три-четыре минуты. Для экрана - это очень продолжительное время, а он, как известно, стоит дорого. Зачем выбрасывать деньги на ветер?
Смысл подобных приемов - в приучении детей к экрану. Его мерцающий свет, ритмичность экранного действа и специально подобранные шумы гипнотически влияют на детскую психику. В результате ребенок впадает в состояние, подобное трансу, и некритически воспринимает все, что подается с экрана. Такая зависимость похожа на наркотическую. Именно поэтому многие дети, особенно со слабой психикой, не могут сами оторваться от телевизора. А когда родители стараются выключить телепередачу, впадают в истерику.
Кроме того, поражает и заявление бывшего продюсера детского телеканала BBC (Children’s BBC) Сарры Грем, которая заявила, что «Телепузики» и другой «обучающий» сериал «Маззи» были созданы под влиянием тяжелых наркотиков. Да и вообще большинство детских телепередач на канале были порождением наркотических фантазий их творцов, а руководство компании не только прекрасно знало о практике употребления наркотиков на рабочем месте, а и поощряло к этому, выплачивая премии за «нестандартное мышление».
Из детей формируют неудачников
Психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, считают, что «Телепузики» приучают наших детей к моделированию рискованного поведения как нормы и формируют из них неудачников. Скажем, телепузик с женским именем Ляля качается на качелях. Диктор за кадром говорит: «Ляля качается». «Ляля» два раза пошатнулся и упал. Встал, снова сел на качели. Снова голос диктора: «Ляля качается». Телепузик снова падает. И так раз шесть! Ребенку втемяшивается связь понятий: «качели» и «падать». Потом телепузик немного покачается нормально, но то, что катание на качелях связано с падением, у ребенка останется, и когда он сам сядет на качели, то будет повторять эту связь. Только для него это не пройдет без последствий, как для телегероя.
Кроме того, на протяжении всех трехсот шестидесяти пяти серий телепузики на призыв «пора спать!» прыгают в люк, который расположен в холме. Однако же для маленьких зрителей этот люк ассоциируется с уютным домом, в котором живут телегерои. Значит, образ люка становится положительно окрашенным, и часть предрасположенных к рискованному поведению ребятишек целиком может подражать примеру любимых персонажей.
Также, когда телепузики играют в мяч, постоянно акцентируется внимание на их промахах, неудачах. Подражая любимым героям, дети, конечно, будут копировать и эти модели поведения. Таким образом, сызмальства формируется психология неудачников.
Кроме бестолкового сюжета сериала «Телепузики», удивляет еще и воспитательно-моральная сторона мультфильма. В одной из серий телепузики собрались поесть пузиблинчик. Напомним, что телепузиков четверо. Припомните сюжет из отечественного мультфильма: «Мы делили апельсин, много нас, он один». Там без своей части остался только негативный персонаж - волк, а все остальные получили свою частичку. Мораль отечественного мультфильма - зло должно быть наказано, ведёшь себя плохо - останешься ни с чем. Что же происходит в «Телепузиках»? Герои не додумались до того, что пузиблинчик можно разделить на четыре части: Ляля сожрал его сам. А другие три персонажа, которые остались голодными, улыбаются, обнимают и поздравляют Лялю как самого находчивого телепузика, при этом проговаривают: «Мы очень-очень счастливые!». Итак, вырастет ли таким же эгоистичным и ваш ребенок, зависит только от вас.
...
Окончание статьи здесь:
http://bytdobru.info/statya/4623-broshyura-detstvo-pod-ugrozoi-vrednye-multfilmy