В этот пост я попытался собрать основные исторические памятники города Еревана. Их осталось не так уж много. Также сюда я добавил старые фотографии уже не существующих строений.
Специально описывать историю Еревана я не стал, чтобы не расстраивать некоторых из моих читателей. Решил ограничиться лишь описанием истории отдельных сооружений, а не города в целом. Пусть тайна истории Еревана останется неразгаданной)
Голубая мечеть - единственная уцелевшая мечеть города.
Эта главная соборная мечеть города была возведена в середине 18 века. Она построена в характерном иранском стиле с обилием поливных изразцов на фасадах.
В советский период она становилась то музеем Еревана, то планетарием, а сейчас опять стала мечетью. В в 90-ых годах Голубую мечеть реставрировали иранцы и превратили ее в какой-то новодел. Сейчас реставрация все продолжается, когда я там был, многие помещения были недоступны для осмотра.
Входной портал мечети.
Главный молельный зал.
Сейчас остался только один минарет, раньше их было четыре - в каждом углу.
Мечеть находится внутри жилого квартала, обнаружить ее не так просто. Когда-то она была местной высотной доминантой, а сейчас вокруг стоят многоэтажные дома - весь старый Ереван был снесен в 1925 году.
Так выглядел город в 1827 году, когда его взяла русская армия. К сожалению, от всего этого восточного колорита уже ничего не осталось.
Караван-сарай в Ереване. Картина Григория Гагарина.
На окраине Еревана уцелел еще один мусульманский памятник, намного более древний, чем Голубая мечеть.
Это мавзолей эмиров кочевого туркменского союза Кара-Коюнлу. Построил его Пир-Хусейн, сын эмира Саада в 1413 году.
Можно даже предположить, что где-то в районе современного Еревана была ставка Кара-Коюнлу, так как здесь наблюдается скопление их мавзолеев, мне известны руины еще двух подобных сооружений к западу от города, возможно есть и еще.
Найти этот мавзолей дело нетривиальное. Хотя он находится недалеко от шоссе Ереван-Эчмиадзин, в 7-8 км от города, здешняя местность не располагает к поискам, вокруг одни промзоны, заправки и прочий пейзаж без опознавательных ориентиров, но он находится недалеко от руин урартской крепости
Тейшебаини, о которой я писал ранее.
Мавзолей сейчас окружен металлическим забором и закрыт (во всяком случае, во время моего посещения это было так) - попасть внутрь огороженной территории нельзя. Видимо власти не без оснований опасаются вандализма.
Этот башенный мавзолей относится к иранскому типу, подобные сооружение встречаются еще на территории Азербайджана. Более западные тюркские мавзолеи сельджуков не имели такой вытянутой формы (за редким исключением), к тому же здесь прослеживается купольное завершение, тоже более характерное для Ирана и Азербайджана.
Надпись, повествующая о своем создателе - эмире Пир Хусейне. Приставка Пир означает, что человек имел высокое положение среди суфиев, он мог быть одним из руководителей суфийского братства.
Рядом с мавзолеем стоит небольшое каменное изваяние барана, видимо, это надгробие туркмен кара-коюнлу, название их союза переводится как "черные бараны". Существовали еще "белые бараны" - ак-коюнлу, они длительно конкурировали в этих краях с кара-коюнлу. В связи с этим, подобных надгробий в виде баранов много в Восточной Турции, Азербайджане и Иране.
Но больше всего мусульманских памятников осталось в виде макетов, фотографий и прочих изображений, так как при модернизации страны в 20 веке, сопровождавшейся ростом армянского национализма, они всячески уничтожались.
Вместе со Старым городом в Ереване была снесена старая персидско-турецкая крепость - Ереванская цитадель, с находившимся в ней дворцом сардара, правителя Эриванского ханства.
На фото макет Эриванской цитадели из Музея истории Еревана.
Первая крепость была возведена здесь еще Сефевидами в 1510 году, но в 1582 году она была перестроена взявшими город турками-османами.
Сейчас на ее месте находится винно-водочный завод "Ной". Кстати, стоит признать здесь у армян определенное чувство юмора, ведь на месте дворца мусульманского правителя построили не лишь бы что, а завод, производящий алкогольную продукцию.
От цитадели Еревана не осталось абсолютно ничего... Фото не мое, взято из сети.
А так руины вместе с дворцом сардара выглядели в конце 19 века.
Зеркальный зал дворца сардара на рисунке Григория Гагарина.
Фото дворца конца 19 века (кликабельно).
Разрушению подверглись и многие церкви Еревана. В СССР религия была не в моде, поэтому христианские церкви сносились и в национальных республиках.
Например, была снесена старейшая церковь Еревана - Св.Павла и Петра. Она датировалась 5-6 вв., хотя речь здесь скорее может идти о храме, на месте которого была построена эта церковь, а ее возвели где-то в 17 веке. На фото видно, что это была достаточно простая базилика. Теперь ее датировку не проверишь, так как на месте церкви стоит ереванский кинотеатр "Москва".
Но не все церкви города были снесены. Недалеко от бывшей церкви Св.Павла и Петра, т.е. кинотеатра "Москва", находится небольшая церковь - Св. Катогике или Сурб Аствацацин, посвящена она Святой Богородице, и датируется в википедии тоже непонятно почему аж
13 веком.
Сейчас рядом с этой церковью возводят какой-то огромный современный собор, который, по моему мнению, полностью поглащает ее зрительно.
Выглядит Св. Катогике хорошо - весьма старым уважаемым сооружением. Правда, при ближайшем ее рассмотрении и выяснении на официальном сайте
мэрии Еревана, можно догадаться, что церковь эта все же поздняя, примерно конца 17 - начала 18 вв.. Причем на сайте мэрии можно именно только"догадаться", так как несмотря на то, что небольшой текст написан на русском языке, понять его не так-то просто:)
Но я постарался осознать тайну происхождения Св. Катогике. Оказывается, что рядом с нынешней церковью-часовней стояла еще одна церковь, несколько больших размеров, и она тоже называлась Св. Катогике, и была она возведена после 1693 года. Эту церковь снесли в 1936 году, но во время ее сноса обнаружили, что она находится на месте более древней церкви, которая, соответственно, тоже была посвящена Богородице - Сурб Аствацацин. И от этого более древнего храма остались две стены, где были надписи, свидетельствующие, что их сделали в 13 веке. А нынешняя церковь Св. Катогике была возведена рядом, предположительно одновременно с той, которую снесли в 1936 году, т.е. после 1693 года.
Естественно, написатели википедии не смогли справиться с официальным текстом про церковь Св. Катогике, а скорее всего не очень то и хотели, поэтому храбро датировали ее 13 веком)
Некоторые камни - хачкары, оставшиеся от прежних строений, находятся внутри этой небольшой церкви. Судя по всему, слева на фото, это они и есть.
В Армении, как и в России сейчас, стало много верующих. Поэтому в церкви можно увидеть, как молодых девочек, так и старшего офицера армянской армии.
Не совсем понятны вот эти пулевые выбоины на главке Св. Катогике. Интересно при каких обстоятельствах они здесь появились...
Но на севере Еревана, в районе Аван, есть памятник, древность которого не подлежит никакому сомнению. Это руины кафедрального собора в Аване, возведенного в конце 6 века. Здесь находился центр провизантийского халкидонитского католикосата, созданного при поддержке императора Маврикия. Этот религиозный центр был создан на землях, принадлежащих в то время Византии, в противовес армянскому монофизитскому католикосату, который находился в городе Двине, на территориях подчиненных сасанидскому Ирану. Католикосат просуществовал здесь недолго, в начале 7 века персы захватили эту часть Армении, и провизантийский центр был упразднен.
Возведен Аванский собор был стараниями единственного его католикоса - Иоанна Багаранского.
Это был один из первых пятиглавых соборов в Армении. Правда сейчас от него остался только периметр стен, возможно купола и своды храма обвалились во время землетрясения 1679 года.
Но даже то, что осталось от храма, выглядит внушительно, к тому же у руин собора есть какая-то притягательная аура, возможно это связано с зримым возрастом этих руин, ведь собор в Аване является почти ровесником Св.Софии в Константинополе.
Западный портал собора.
Вся земля вокруг наполнена обломками камней храма, старыми могильными плитами и чем-то еще, здесь чувствуется богатый культурный слой. Раскопки в Аване проводились, но видимо уже давно, сейчас уже все опять заросло. К северу от собора раскопали развалины дворца католикоса, но сейчас он опять слился с поверхностью.
Заросшие руины дворца.
Некоторые обломки камней весьма интересные, как вот это нечто, похожее на доисторический вишап.
Западная стена сохранилась лучше всего
Южная стена собора.
Собор в Аване до сих пор выполняет свои ритуальные функции. Сюда приходят верующие и создают самодельные алтари, очень характерные для Закавказья в целом. И в Армении, и в Грузии - в каждой, даже почти полностью разрушенной церкви, есть христианские алтари, созданные местными жителями. Подобное явление встречается и в России, но в русских церквях я не видел такого разнообразия религиозных изображений и прочих культовых предметов, порой я находил здесь очень неожиданные вещи. Все это свидетельства, так называемого, "народного христианства", которое кое-где переходит в явное язычество.
Самодельные алтари в Аванском соборе не локализуются в каком-то одном месте, а распространены по всему периметру руин церкви.
Один из частично сохранившихся приделов собора.
В Аванской базилике самое большое количество изображений и предметов, из всех виденных мной в старых церквях Армении. Наверно здесь сказывается то, что руины расположены сейчас в густонаселенном городском районе.
Северный вход в собор.
В Аване есть руины еще пары небольших церквей, но они находятся на приличном расстоянии от кафедрального собора, поэтому искать их проблематично. Непосредственно на поиск самого Аванского собора у меня ушло минут 40 блужданий по частному сектору северных окраин Еревана. Вокруг стоят только одно и двухэтажные дома с собственными огороженными территориями, что существенно затрудняет поиск, так как из-за наличия заборов местность плохо просматривается.
Можно предположить, что раньше здесь было приличное поселение, не зря здесь организовали резиденцию католикоса. От холма где стояла Эриванская цитадель, это место удалено примерно на 7 км.
Как всегда при осмотре крупных армянских религиозных центров у меня возникал вопрос о фортификации оных, вернее о ее полном отсутствии. Эта тенденция прослеживается почти повсеместно - ранние княжеские и епископские резиденции практически никак не укреплены, во всяком случае следов фортификации сейчас нет.
Укрепления в данном регионе у подобных объектов начинают появляться только начиная с позднего средневековья, как у монастыря Хор Вирап или поздние стены вокруг церквей в Эчмиадзине.
Возможно это могли быть стены из необожженного кирпича, и со временем они исчезли, хотя при этом известны многочисленные примеры подобных укреплений в Средней Азии и Китае, которые, пусть и в руинированном виде, но дошли до нашего времени. Поэтому этот вопрос остается.
Камни дворца католикоса.
Очень типичное для армян надгробие в виде схематичного силуэта человека. Территория Аванского католикосата в дальнейшем использовалась под кладбище, как и все подобные прицерковные земли в Армении.
Мои посты, посвященные Закавказью:
Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни Армяно-грузинские зарисовки Армения - страна камней