Казахстан. Как много в этом слове.
Если Белоруссию можно считать утрированным воплощением европейских черт в России (европейские по типу города, городская среда, более-менее равномерное благоустройство), то Казахстан - это утрированная ипостась азиатской России. Бескрайние, однообразные просторы,
4.
Местами даже бескрайнее российских.
Классическое казахстанское in the middle of nowhere - невольная ассоциация с Диким Западом из американских фильмов:
5.
6.
Дикие, неосвоенные, в основном чистые пространства - но с ядовитыми индустриальными гигантами моногородов, ядерным полигоном, разбросанными тут и там отработанными ступенями байконурских ракет...
7.
С азиатским облагораживанием фасадов и центров и пренебрежением дворами и окраинами, с культом вождя, с произволом власти, коррупцией, неважным сервисом за большие деньги, плохими дорогами, в конце концов.
8.
Это всё, конечно, не как в Узбекистане, но переходная ступень в сторону Средней Азии. Казахстан - это российское евразийство, но с перекосом в сторону Азии, а не в сторону Европы, как в России.
Если россиянин хочет почувствовать себя живущим в дикой азиатской стране, то ему стоит поехать в
Калининградскую область и сокрушаться об утерянном немецком уровне жизни, архитектуры и инфраструктуры. А если россиянин хочет порадоваться тому, что он живёт в Европе, то он должен поехать в Казахстан, ведь тут можно услышать от жителей приграничных с Россией регионов что-нибудь вроде "а вот мы ездили в аквапарк к вам в Алтайский край, так у вас там и обслуживание лучше, и цены ниже". И ещё просто приезжаешь в Северный Казахстан, а там большая часть товаров в магазинах - российская, и маленький стеллаж с гордой надписью "сделано в Казахстане" - совсем как у нас, но в плане европейских товаров.
9.
Казахстан ещё не так давно был одним из островков Великой Степи между русской Сибирью и древними землями Средней Азией. Когда в 1920-е годы создали Казахскую ССР, то на степных-полупустынных-пустынных просторах было так мало настоящих городов, что казахстанской столицей несколько лет был русский Оренбург. Лишь в 1929 г. столицей Казахстана стала довольно скромная тогда Алма-Ата.
Другой крупный город, к которому тяготели и тяготеют казахстанские просторы - он тоже за пределами Казахстана, это Омск; в его непосредственных окрестностях и сейчас живёт немало казахов.
Более-менее сплошное освоение этих мест началось только в 1950-е годы, с освоением целины и местных месторождений полезных ископаемых.
10.
Но и сейчас Казахстан остаётся, по сути, переходной зоной между Россией и государствами Средней Азии. Полупустынный и пустынный центр страны мало населён, почти всё население сосредоточено ближе к окраинам. Эти окраины - юго-восточная среднеазиатская, западная каспийская нефтяная, северная русскоязычная степная - очень непохожи друг на друга, и во многом определяют социокультурные контрасты страны.
11.
Север, несмотря на то, что много русских уехало - русифицированный и очень цивилизованный регион. Все крупные города, русско-казахские компании на улицах и двуязычные указатели заставляют поверить в такое абстрактное понятие, как "дружба народов".
12.
Некоторые северные города - прежде всего с работающей и успешной промышленностью - не очень отличимы от России. Впрочем, и почти все опустевшие мрачные моногорода - это Север. Хотя есть, конечно, и успешные - тот же Экибастуз с самой высокой в мире дымовой трубой:
13.
Юг, который начинается за пустынями и полупустынями центрального Казахстана - тёплые и довольно экзотические места.
14.
15.
Русификации и русских надписей здесь гораздо меньше, как и городов привычного нам облика - всё больше хаотичных улочек частного сектора. Население здесь растёт быстрее всего; Чимкент даже обогнал по темпам удельного роста стольную Астану. Особняком стоит единственный, несмотря на все астанинские усилия, казахстанский мегаполис Алма-Ата - огромный, расползшийся и серый город, расположенный на северном склоне хребтов Заилийского Алатау.
16.
Неожиданно напомнил Китай - смогом, пробками, какой-то безлиокстью, живописным рельефом и даже самой атмосферой.
17.
Алма-Ата показалась мне беспорядочным и удивительно безликим городом - совсем не сложилось образа.
18.
Запад я знаю гораздо хуже, могу сказать, что это казахстанская Западная Сибирь - отсюда происходит большая часть наиболее доходных казахстанских ресурсов (нефть, газ).
19.
Здешние города по темпам роста уступают только Чимкенту, Алма-Ате и Астане, а по доходу, на душу населения кое-где и опережают эти три казахстанские столицы.
Ещё на западе есть Уральск - самый старый город Казахстана, некогда русский и казачий, место действия пушкинской "Капитанской дочки".
20.
В принципе, русские и сейчас составляют заметную часть населения в крупнейших городах страны.
21.
Но уже очень мало где русских большинство - собственно, это только Петропавловск, Усть-Каменогорск, Павлодар, Караганда и Кустанай. Распространение русского языка в Казахстане явно не меньше, а то и больше, чем где-нибудь у нас в Дагестане, и встретить не знающего этот язык можно, кажется, только в южноказахстанской глубинке. Фактически, в стране проще прожить без казахского, чем без русского; но, с другой стороны, без казахского гораздо сложнее добиться карьерных успехов.
22.
Казахский народ, сильнее всех пострадавший в результате коллективизации и последовавшего за ним голода в 1930-е годы (многие ушли в китайский Синьцзян, ещё больше умерло), сильно потеснённый ссылками репрессированных народов в 1940-е и славянской в основном миграцией в 1950-е - 1970-е, к моменту развала СССР составлял менее половины населения страны. Сейчас казахи в силу эмиграции почти всех европейских нацменьшинств и высокой рождаемости вполне вернули себе утраченные позиции - сейчас их 60% от общего населения республики.
23.
Казахстан всерьёз осваивался позже, чем Урал или Сибирь, и больше половины казахстанских городов - это типичные советские моногорода со всем спектром присущих им проблем. в 1990-е годы отдельные районы Казахстана были на грани гуманитарной катастрофы - в условиях развала всего, дефицита квалифицированных кадров и электрических мощностей производство останавливалось, жилые районы оставались без электричества и тёплой воды; подобно тому, как это происходило в Грузии. Многие города так и не оправились - это в основном моногорода со вставшим градообразующим производством. Они превратились в полувымершие города признаки; на просторах бывшего Союза столько населения потеряли, наверно, ещё только города Крайнего Севера.
24.
Вообще, казахстанские города малоинтересны для нормального человека (а не маньяка-урбаниста). Многие монотонны и мрачны просто потому, что это построенные с нуля моногорода; другие неинтересны потому, что это, по сути дела, степные пыльные посёлки, где никогда ничего значительного не строилось. Ещё есть ощущение, что это тоже азиатская сущность Казахстана - ведь в Азии города больше, но проще, городская среда незамысловатее, городская структура однообразнее.
Наверно, самые интересные казахстанские города - это приграничные русскоязычные: Петропавловск, Уральск, Павлодар, Усть-Каменогорск.
25.
26.
Там тоже непросто найти значимые достопримечательности, Курган по сравнению с ними может показаться если не Петербургом, то Екатеринбургом.
27.
Но эти города сами по себе интереснее и сложнее устроены, и какая-то старина там всё же иногда есть. Старина по-казахстански - это часто просто соцгород послевоенных десятилетий:
28.
29.
Всё более-менее благоустроено, есть городская среда.
Нельзя, конечно, не сказать о градостроительном чуде Великой Степи - об Астане, куда, кажется, уходит значительная часть республиканского бюджета;
30.
К ней у меня отношение двойственное.
Грандиозно, впечатляет, но в плане эстетики так себе; хотя тут меньше откровенной лажи, как где-нибудь в Казани, но после проведённых в Китае 8 месяцев при взгляде на гордую казахстанскую столицу мне вспоминается уездный город средних размеров в богатой приморской провинции Поднебесной.
32.
Для маньяков вроде меня привлекательны и мрачные индустриальные города с их промышленными гигантами, но это утомительно, и, как говорится, на любителя.
Видимой национальной экзотики в Казахстане немного.
33.
Всё же казахи до последнего были преимущественно кочевниками, и добровольно-принудительно переселяться в более-менее однообразные города и посёлки они стали недавно.
34.
Мне запомнились роскошные, масштабные казахские кладбища - не египетские пирамиды, конечно, но вполне себе посёлки частных мавзолеев.
35.
Про причину таких прекрасных загробных сооружений мне приходилось слышать самые разные версии - от "мы хотим, чтобы наши предки после смерти жили лучше, чем при жизни" до "вот в буран пастух с баранами сбивается с пути, идти невозможно - так он и прячется в такой мавзолей".
И ещё Казахстан - страна столбов.
36.
Как справедливо заметил некогда
Артемий Лебедев, "если в Казахстане закончатся все источники дохода, он сможет существовать ещё сто лет экспортируя столбы".
Циклопические флаги - такое очень любят в тюркских и арабских государствах:
37.
38.
Немного о национальном лидере. В Казахстане Нурсултан Назарбаев больше национальный и больше лидер, чем в России - всё-таки всё постсоветское время у власти. Я бы не сказал, что его портреты на каждом углу, такое видел только в 10 году в Уральске (наверно, выборы были на носу), но пару больших плакатов с изречениями вождя вы найдёте в каждом городе. Здесь, как и у нас, тоже любят всякие громкие программы и планы, только ещё больше любят.
39.
Словосочетание "Нурлы жол" ("светлый путь") в 15 году можно было видеть как вместе с национальным лидером, так и отдельно от него.
40.
Надо сказать, что Казахстан если не обогнал Россию, то по темпам модернизации экономики он явно впереди - впрочем, страна изначально была более сырьевой и на более низком старте. Но, так или иначе, успехи значительные, и многие казахстанцы связывают их с личностью Назарбаева. Даже важнее, наверное, что с Нурсултаном Абишевичем связывают и редкий по современным меркам межэтнический мир в стране - не раз мне приходилось слышать, что "он уйдёт - все попрут друг на друга, всё развалится".
Теперь о моём любимом транспорте. Как и в России, основа транспортной системы Казахстана - железные дороги.
41.
Тут эта российская евразийская особенность выражена даже больше - тут похуже с автомобильными дорогами, плотность населения меньше (что значит, что выше средняя дальность поездки); кроме того, в отличие от России, здесь продолжает развиваться железнодорожная сеть.
42.
43.
В условиях казахстанской бедности архитектурным наследием старые железнодорожные вокзалы (особенно на старейшей железной дороге Оренбург - Ташкент) примечательны и запоминающиеся:
44.
Железная дорога востребована, особенно это заметно в казахстанской глубинке:
45.
Во многом из-за того, что Казахстан географически - это "прослойка" между Россией и Средней Азией, железные дороги здесь никогда не развивались как единая система; казахстанские просторы пересекали линии, связывающие Поволжье и Узбекистан, Урал и Узбекистан, Урал и Алтай, Сибирь и Узбекистан. В постсоветское время для увеличения связности сети было построено несколько сотен километров линий, прежде всего для между сегментами вдоль границ.
46.
Несмотря на то, что Казахстан входит в десятку стран мира по длине железнодорожной сети, и отдельные магистрали очень загружены и имеют международное значение, электрификация здесь не очень распространена.
47.
На западе электрифицированных железных дорог нет совсем; на юге они появились сравнительно недавно; почти все электровозы и, кажется, все немногочисленные электрички страны бороздят целинные земли казахстанского Севера.
48.
На железные дороги работает тот факт, что состояние большей части автомобильных дорог Казахстана (в том числе и магистральных), прямо скажем, так себе. По моим наблюдениям, если в России плохие дороги идут трещинами, то в Казахстане они вздымаются волнами, как бурное море в осенний день.
49.
Возможно, эта специфика связана с более континентальным и суровым климатом, большими перепадами температуры.
Но с автодорогами в Казахстане та же азиатская контрастность, как и между центром и периферией городов; в стране уже имеются сотни километров первоклассных автострад. Часть из них строится от китайской границы мимо Алма-Аты на запад, на севере четыре частично построенные автострады сходятся в Астане; одну из них тянут до Алма-Аты. Немногочисленные автострады очень крутые и производят (особенно на Севере) совершенно космическое ощущение.
50.
Их строительство осуществляется с невиданным в России размахом: федеральная казахстанская трасса демонтируется полностью, фуры, автобусы и легковушки отправляются на параллельную грунтовку с кучей ухабов и поворотов,
51.
а на месте старого асфальта специальная машина кладёт толстые бетонные плиты, достойные международного аэропорта.
Впрочем, в большинстве крупных городов (по крайней мере, в их центральной части) дороги вполне приличные; при этом между городами дороги не очень, какая бы это ни была федеральная трасса - ещё одно отличие от России, где нынче важные дороги часто в лучшем состоянии, чем улично-дорожная сеть внутри региональных центров, через которые проходят эти важные дороги.
В моих глазах некоторая деградация, упрощение общественной жизни в постсоветском Казахстане, как и почти везде в бывшем Союзе, выражается в частности как в упадке пригородного железнодорожного транспорта, так и в ликвидации многих систем городского электротранспорта.
Из 10 казахстанских троллейбусных систем осталась одна, в Алма-Ате, трамваи после закрытия алматинской системы остались только в русских северных городах (Усть-Каменогорск, Павлодар, Темиртау).
52.
Почти во всех случаях система электротранспорта долго-долго влачила жалкое существование, под конец вселяя в жителей и гостей города ужас, но есть и исключения - так, в Петропавловске была закрыта относительно успешная и крупная троллейбусная сеть. Как и в России, очень часто проблема в отсутствии грамотной и координированной транспортной политики на уровне города. Уцелевшие системы очень разные по состоянию, такое ощущение, что это сильно зависит даже не от города, а от какой-то более мелкой специфики; долго полуживой, а потом закрытый алматинский трамвай
53.
и современный алматинский троллейбус с кучей маршрутов;
54.
медленный и дребезжащий трамвай в Усть-Каменогорске и процветающая павлодарская трамвайная система.
Зато есть алматинское метро, наконец достроенное в 2011 году.
55.
Алматинский метрополитен - один из самых красивых в бывшем Союзе (а значит и в мире),
56.
но обладающий всеми пороками транспортного планирования - совершенно не продумана интеграция с другими видами транспорта и вообще интеграция с городом.
В результате какой-нибудь пассажиропоток достигается только за счёт больших интервалов.
57.
Скажу теперь ещё немного приятного.
О природе.
58.
Как и Россия, Казахстан - это в основном равнина, и только на окраинах страны можно встретить настоящие горы.
59.
Впрочем, равнина далеко не такая плоская - центральную часть страны занимают пологие древние горы Казахского мелкосопочника, на западе маячат Мугоджары - низкие южные предгорья невысокого Урала.
Мелкосопочник сохранился не сплошняком, тут и там среди степи высится одна или несколько гор.
60.
Из-за невысокой плотности населения расстояния в Казахстане кажутся больше, чем в России, и когда ты сутками тащишься по старой дороге через бескрайнюю степь в окружении полузасохших тополей и видишь эти горы, и лес на них - это просто именины сердца.
61.
Между гор часто и озёра, что в засушливой степи совсем не лишнее. Хотя почти весь казахстанский Север имеет сток в бассейн Оби, речная сеть здесь уже довольно редкая; на остальном пространстве Казахстана рек немного - это либо Сырдарья, либо Семиречье, либо теряющиеся в песках Муюнкумов киргизские реки, либо Урал, либо другие еле-еле дотягивающие до Каспийского моря реки.
Такие вот горы с зеленью и водой посреди жёлто-буро-зелёной августовской степи - наверно, моё самое яркое впечатление от Казахстана.
62.
Боровое прекраснее всего (или известнее), но в Казахстане можно найти ещё не один десяток таких мест.
63.
Вот и всё про прекрасный Казахстан, наверно, не обессудьте.
Про открывшиеся мне города и веси - в следующих сериях.
Не переключайтесь.