4.
Новые индустриальные города, которые Союз строил по всей своей необъятной территории, были опорными пунктами социалистической державы. Там формировался пролетариат, официально самый главный класс в государстве, перемешивались рабочие и инженеры со всех концов страны - прибывшие по своей воле или по распределению; тот интернациональный житель, который получался таким образом, был ближе всего к понятию "советский человек".
Но бóльшая часть прибывших были русскими или другими представителями восточно-славянских народов; так что подобным образом шло расселение государствообразующего этноса в том числе и по национальным республикам, скрепляя огромную страну воедино.
Очень мало примеров, где новоиспечённый моногород не становился бы источником всего советского, более русским, чем окружающие города и районы; как правило, так происходило в самых "титульных" республиках Союза - таких, как Армения и Литва.
Но встретить такой город в Карелии, ничем (кроме разве что местами нерусской природы и цивильного Петрозаводска) неотличимой от среднего северо-западного региона - это довольно неожиданно.
Железорудный горно-обогатительный комбинат и строившийся вместе с ним город Костомукша были совместным советско-финским проектом.
5.
И получилось нечто похожее на позднесоветские наукограды - много зелени, открытых и общественных пространств, продуманная планировка с учётом рельефа.
6.
Называется "что было бы, если бы
Карело-Финская ССР была бы не прикрытием для готовящегося насильственного захвата соседнего государства, а тем, чем она провозглашалась".
Поселение, которое начали возводить в 1970-е, одновременно с сооружением горно-обогатительного комбината, уже в 1977 году стал посёлком городского типа, а в 1983 году получил статус города.
Костомукша выросла в глубине Карелии - и очень близко к финской границе; и многие дома в городе имеют откровенно "нерусский" облик.
7.
Чего стоят только эти фонарные столбы без проводов:
8.
Причём не только на улицах, но и во дворах:
9.
А кое-где город выглядит более привычно, но как какая-то улучшенная версия самого себя.
10.
Но, так или иначе, богатая и промышленная Костомукша, один из локомотивов, которые вытягивают северную глубинку, оставляет впечатление не острова советского мира, как это бывает с многими индустриальными городами.
11.
А чего-то современного, а иногда почти иностранного и чуть ли не инородного.
12.
Лучшие (без иронии) проявления позднесоветского градостроительства соединяются здесь с финским подходом к устройству города.
13.
Ведь Финляндия
славится своими успехами по гармоничному сосуществованию природы и человека.
14.
Микрорайонная застройка, которую у урбанистов сейчас принято ругать, проявляется здесь, как правило, в лучшем виде: на обширных пространствах между домами практически нет пустырей и не всё заставлено машинами.
15.
Зато много зелени и даже общественных пространств, а карельские склоны и скалы придают атмосферности.
16.
И много пешеходных зон, что даже сейчас в небольшом городе смотрится необычно, а уж как это смотрелось в 1970-е годы - можно себе представить.
17.
И почти всё в прекрасном состоянии, и газоны.
18.
И спортплощадки:
19.
Когда я поражался такому уровню благоустройства, то местные рассказывали мне, что всему виной День республики, не так давно проводившийся в Костомукше.
Дескать, после него всё так классно выглядит; вот в Суоярви годом ранее тоже проходил этот праздник, и там та-акую набережную сделали, такую набережную.
Но вот попал я в Суоярви - и почувствовал такую тоску, заброшенность, безвременность, которых не испытывал, кажется, даже в Тверской, Тульской или Архангельской области.
Так что дело всё-таки в самой Костомукше, наверное.
20.
Архитектура подкачала, конечно - не классицизм, не модерн, не неоклассицизм и даже не авангард.
21.
Но откровенно уродливых зданий я в Костомукше тоже не припомню. А финские жилые многоэтажки - их тут до половины всего жилого фонда - смотрятся чуть ли не эстетично.
22.
Жилая часть города компактна; не больше пары километров в диаметре, по форме это что-то среднее между квадратом и кругом.
23.
Интересно, что микрорайоны в Костомукше называются "блоками", нумерация которых идёт по спирали, начинающейся у центральной площади - от "А" до "И".
24.
Стоит ли говорить, что частного сектора в Костомукше, городе северном и новом, совсем немного - но всё же гораздо больше, чем в городах
Мурманской области. Но здесь малоэтажные дома - это не сельские окраины, как в среднерусских и южных городах, а дачи и даже настоящие коттеджные посёлки.
25.
На западе город выходит на небольшое озеро Контокки.
26.
Хотя в этих изобилующих водой местах сложнее построить что-то не на озере, чем на озере.
27.
Как и положено по правильному территориальному зонированию, жилая застройка отделена от промзоны чуть ли не десятком километров леса.
28.
Вообще, лес в Костомукше везде.
29.
Тем более что северокарельская природа не лучшим образом подходит для земледелия.
30.
Так что почти все 30 тысяч городского населения умещаются на такой небольшой площади.
31.
Убыль населения в Костомукше, конечно, имела место в постсоветские годы.
32.
Но она приобрела здесь какие-то совсем незначительные по северным меркам (да и просто по меркам российской провинции) размеры.
33.
За последние 25 лет костомукшан стало меньше лишь на 5%.
34.
А сейчас, по некоторым данным, городской округ остаётся единственным местом во всей Карелии, где наблюдается естественный положительный прирост населения; с 2012 года численность населения в Костомукше растёт.
35.
Карел тут всего 8% населения - но это несколько больше, чем в среднем по региону.
36.
И больше, чем почти в любом другом городе республики (за исключением Олонца) - даже в Петрозаводске, который является "компактным местом проживания" этого народа, карел 5% - хотя в абсолютном выражении это значительно больше, чем в Костомукше.
Между индустриальной и жилой зоной, чуть ближе к последней, проходит железная дорога.
Она была подведена сюда в конце 1970-х - начале 1980-х годов, одновременно со строительством комбината; железная дорога здесь обслуживает прежде всего нужды градообразующего предприятия.
Пассажирский поезд сейчас доходит до Костомукши только раз в два дня - один раз из Санкт-Петербурга, другой раз из Петрозаводска.
37.
Но пассажирское железнодорожное сообщение по-прежнему играет в жизнь города сравнительно важную роль - уж очень уж далеко от всего Костомукша:
490 километров от регионального центра - это очень много для европейской России.
Но и тут, судя по всему, идёт общероссийский процесс: всё больше пассажиров оттягивает на себя автобусный транспорт.
38.
Железная дорога идёт и дальше, в Финляндию, но в ту сторону - только грузовое движение.
От вокзала до города - ещё пара километров леса.
39.
В лесу довольно уместно спрятана городская больница:
40.
Если быть точным - совсем не обязательно идти эти 2 километра пешком, пусть и по такой приятной лесной дороге.
41.
Можно сесть на автобус - хотя интервалы на внутригородских маршрутах не всегда гуманные, но, по крайней мере, есть расписание.
42.
Вообще, городской транспорт в Костомукше удивительно развит, и сеть автобусных маршрутов неожиданно разветвлённая для 30-тысячного города.
Остановка, судя по качеству дизайна, явно не финская, и даже не советская:
43.
Лес рядом с жилыми домами освоен горожанами и по сути представляет собой лесопарк.
В него почти по-московски вклиниваются тренажёрные и детские площадки:
44.
Лыжная база - что-то из прошлой эпохи:
45.
Жилая часть Костомукши, несмотря на всю европейскость города, моноцентрична: в середине всего располагается главная площадь.
Она носит скучное название "площадь Ленина" - которое, впрочем, на фоне такого города воспринимается почти экзотично.
И выглядит основная часть площади так себе, на самом деле:
46.
Тут находится ДК, носящий довольно актуальное для этого финско-российского города название "Дружба":
47.
И торговая улица - с торговыми центрами и даже гостиницами:
48.
ТЦ "Славяне" - как бы напоминающий, что мы всё же в России:
49.
Туда же - памятник государственной границе:
50.
Вроде как "здесь Россия, а не Европа, как бы не казалось обратного!"; до Финляндии здесь меньше 40 километров, и до 2007 г. Костомукша входила в пограничную зону.
51.
А за площадь к озеру торговую улицу продолжает улица Героев - главная пешеходно-прогулочная зона в городе.
52.
Она украшена памятником Косыгину и финскому премьеру Кекконену, при непосредственном участии которых был заключён советско-финский межправительственный договор 1973 года, положивший начало городу.
53.
На этой же улице можно найти модный в последние годы любовный знак:
54.
И "Журавлей" - тоже довольно распространённый памятник павшим в Великой Отечественной:
55.
Ближе к озеру Контокки многоквартирные дома сменяются лесопарком.
В котором я тщетно пытался поставить палатку.
56.
Костомукша-курорт:
57.
58.
Слишком много было людей в тот тёплый июльский вечер, и слишком мало укромных мест.
59.
А из озера, недалеко от берега, бьёт настоящий фонтан - не хуже чем в Петербурге у Стрелки Васильевского острова:
Или, по крайней мере, чем в Москве на Водоотводном канале у Болотной площади.
60.
Жилую часть Костомукши можно разделить на две неравные части - северную и южную, разграниченные улицей Героев, площадью Ленина и улицей Мира.
61.
На севере застройка потихоньку поднимается в гору, местность живописнее, больше деревьев и даже небольшие скалы во дворах попадаются.
62.
Где-то недалеко от северной границы я наткнулся на такой монумент "советско-финского сотрудничества":
63.
Неподалёку - православная Покровская церковь.
64.
Как и все храмы, виденные мною в этих краях, небольшая, уютная и деревянная.
65.
На северо-востоке, на основном выезде из города (в сторону и городской промзоны, и Петрозаводска) - городской рынок, по-северному скромный:
66.
А на юге Костомукша принимает более привычный для русского города облик.
67.
Больше многоэтажек отечественных серий (хотя финские тоже попадаются), более плоская местность, меньше леса в городе (хотя сосны во дворах тоже есть).
68.
Насчёт финских и отечественных многоквартирных домов - и у тех и у других есть свои достоинства и недостатки, но, насколько я понял, у финских многоэтажек всё же больше сильных сторон.
69.
Местные мне рассказывали, что в финских домах качественнее отделка и сантехника, но теснее и хуже вентиляция - летом душно. А наши просторнее и проветриваются лучше - но качество похуже.
Ещё одна особенность Костомукши - здесь не распространены дворовые мусорные баки; во всех девятиэтажках есть мусоропроводы, а жители пятиэтажек выносят мусор прямо в мусоровоз, который курсирует по городу, ну или можно выбросить отходы в мусоропровод соседней многоэтажки:)
Тоже способ как сделать город чище.
В Костомукше есть свой музей - в составе "культурно-музейного центра", куда входит ещё помимо всего прочего городская библиотека.
70.
71.
Сам музей - ничего особенного: народный быт, ненародный быт;
72.
Немного про современный город:
73.
Всё-таки Костомукша - город молодой, и не академический или научный центр, в некоторых из которых можно встретить неплохие экспозиции, посвящённые профильной деятельности города.
Но есть и необычное - экспозиция музыкальных инструментов:
74.
Что-то на тему мировой культуры:
75.
Часовые шестерёнки:
76.
Что ещё можно посмотреть в не самой богатой на достопримечательности Костомукше - это Костомукшский заповедник, учреждённый практически одновременно со строительством города и комбината (1983 год).
Юго-западнее основной части города - посёлок Контокки; поселение существовало здесь задолго до строительства города, но сейчас это, фактически, коттеджный пригород Костомукши.
И даже в пригород тянется улица с освещением и широким тротуаром:
77.
Около посёлка, вдоль южного берега озера Контокки сохранена полоса более-менее нетронутой местной природы.
78.
79.
Здесь находится главный офис Костомукшского заповедника, а заодно и расположенного в соседнем районе Калевальского национального парка.
80.
До озера проложена экологическая тропа.
81.
Такая инфраструктура - не самое частое явление в России, особенно так недалеко от города.
82.
У озера - настоящая смотровая площадка:
83.
Один из минусов зелёных и не очень больших городов - что за деревьями ничего не разглядеть; а то бы с этой импровизированной смотровой был бы хороший вид на город.
84.
Когда я поздним июльским вечером пытался найти место для ночлега у озера Контокки, я довольно долго бродил по прибрежной лесопарковой зоне; помимо всего прочего, это был мой день рождения.
85.
Кончилось тем, что я познакомился с двумя местными мужиками - один русский, другой карел.
Первый оказался дальнобойщиком, второй - лесорубом (точнее, оператором трактора:)), так что мне было о чём с ними поговорить.
Они угостили меня шашлыками, сразу сказали, что палатку на Контоккиярви, почти в городе, мне лучше не ставить, и предложили переночевать у них на даче.
Недолго думая, я согласился - люди выглядели адекватными; кроме того, сами они ехали на свадьбу, а на даче предполагалось оставить меня одного.
Дача, как это часто бывает в маленьких городках, располагалась буквально в нескольких километрах от городской черты, вблизи северного берега озера Контокки; дачный посёлок носил аутентичное название "Калевала".
А на следующий день, увидев в Костомукше уже совсем всё что можно, я поехал с одним из мужиков и его семьёй в Вокнаволок - ближайшую к Костомукше настоящую карельскую деревню. Ну как ближайшую - 60 километров на север; но в этих краях это нормальное расстояние между двумя соседними населёнными пунктами.
86.
Северная дорога, начинающаяся от костомукшского проспекта Горняков (переходящего в шоссе Горняков) - это ещё и дорога на горно-обогатительный комбинат "Карельский Окатыш".
87.
Такое неблагозвучное наименование - не более чем технический термин: окатыши - это вид обогащённой железной руды, сырьё для производства стали.
88.
Значительная часть окатышей из Костомукши идёт в
Череповец, но немало достаётся и сопредельным странам.
Сам карьер (добыча ведётся открытым способом) с дороги не видно, но хорошо видны вырастающие с разных сторон отвалы, и торчат трубы самой обогатительной фабрики.
Про старую деревню Вокнаволок - в следующей серии.