Тихая красота из современной помойки. (Наблюдая за искусством - II)
Feb 13, 2014 14:02
О Мирославе Тихом я узнал несколько лет назад, наткнувшись в интернете на какую-то публикацию. Меня, сразу скажу, привлекли снимки, а не способ получения, описанный в статье. Согласитесь, результат все-таки выступает на передний план, когда мы говорим об искусстве, а как иначе? Дай мартышке фотоаппарат, и она случайно получит симпатичные снимки. Симпатичные - и не более того. И можно будет долго размышлять о композиции в них и контрастах и т. п., это не сделает их ничем большим, чем симпатичным результатом некоторого эксперимента. Результатом пусть запланированным, но не продуманным до конца, неожиданным.
Снимки Тихого не оставляют сомнений, что были сделаны неслучайно, в них чувствуется авторство, сам автор. Они все рассказывают одну историю, продолжая ее, подхватывая, иногда уходя на соседние сюжетные линии - но не отвлекаясь от основной.
Потрясающе пронизанные глубоким чувством, они не отвлекают от созерцания артефактов, отсутствием привычной резкости, наоборот, все это только добавляет. В неясных дымках и пятнах, обведенных чернильной ручкой, перед мной встают четкие образы, конкретные люди и ситуации. А автор своей техникой добавляет в них нечто... Душу, сказку, настроение, что-то то неуловимое, что и проводит перед нами вот эту непонятную границу между искусством и не искусством, наполняет произведение и заставляет откликнуться наши чувства.
Неслучайно тут было употреблено слово “техника”. Под этим имеется ввиду и сам фотоаппарат и способ использования чернил, но также и способ получения всей этой экипировкой данных снимков. Посмотрите на камеры. Шокирует? Вы пробовали когда-нибудь собрать простейший пин-хол? А когда понимаешь, что все материалы, из которых состоит это устройство, найдены на помойке, затвор сделан из резинки для трусов, а линзы отполированы вручную зубной пастой - вот тут наступает шок. И он знал, зачем собирает эти камеры, знал, какие они дадут результаты. Не знаю этого на сто процентов, но почти уверен, что они доделывались помногу раз, чтобы стать такими, какими становились в итоге - сделать свое дело, а потом ложились на полку или становились материалом для следующих камер, следующего придуманного автором средства выразительности.
Вот то, о чем я говорил выше. Как много всего открылось за наблюдением за этими казалось бы местами наивными и примитивными снимками? Началось с приятной картинки, не испорченной, а улучшенной нарочитой некачественностью. Далее были вопросы, и потом перед нами начинали открываться истории: таинственные улыбки сюжетов, загадочная графика и линии картин; путь автора - его история и философия.
Посмотрите на этого человека. Что бы мы подумали о нем, встреть мы его в городе? Бомж? Сумасшедший? А с другой стороны - не это ли тот самый образ Настоящего Художника, записанный в нашем сознании. Художника, который должен быть голодный. Не “голодный” равно “нищий”. А голодный до бОльшего. Голодный настолько, что может быть и нищ и голоден физически, ведь за жаждой творить он просто может не замечать другого. А когда Вы увлечены по-настоящему, горите от страсти и желания, вы думаете о чем-то другом? Вот так-то...
В подвязанном рубище, которое он никогда не менял, а только подвязывал новыми и новыми ниточками, каждый день этот человек выходил на улицы Киева и снимал, снимал много, жадно заглядывая в частную жизнь людей, потом проявлял, вставлял в рамочки, дорисовывал... Он творил, посвятив жизнь чему-то большему, чем просто существование.
Мне очень трудно говорить о Тихом. Перечитывая С. Сонтаг, вспоминаю о нем постоянно. Он ожившая тема ее книг - целое явление, огромное - как фотография, вообще. Он демонстрирует нам как “неидеальные” средства выразительности открывают нам новые возможности для восприятия и коммуникации. Что особенно приятно в современном обществе, он делает это красиво, без грязи, и даже небольшая пошлость в его фотографиях выглядит скорее по-детски наивной и смешной.
Оставляю Вас сейчас еще полюбоваться карточками Мирослава, а далее поговорим про еще одного любопытного персонажа и его средства выразительности, которые никого не оставят равнодушными.