Ужасающе сложное восприятие. (Наблюдая за искусством - III)

Feb 13, 2014 14:03




В предыдущем посте мы поговорили о Мирославе Тихом, речь о нем возможна только через необъективную призму представления о его фотоаппаратах, его технике художественной выразительности вообще. Тут же мы поговорим о явлении в чем-то, на мой взгляд, схожем.

         Американец Уэйн Мартин Белгер (Wayne Martin Belger), пользуясь привилегиями профессии кладоискателя (в США это целая служба на государственном обеспечении), создает свои камеры из уникальных предметов. Его материалами становятся черепа и сердца, драгоценные камни и ВИЧ-инфицированная кровь, странные обломки, найденные в пустынях, и насекомые. И они снимают.


        Как-то раз я столкнулся с мнением, что Мартин создает всего лишь эпатажные игрушки для богатых или людей, коллекционирующих странные предметы. Как и в случае с Тихим, про которого говорили, что он не понимает, что делает, я возражу - нет, это не так. Точнее, это правда только на ту малую часть, что эти камеры продаются и их могут купить выше обозначенные люди, поставить на полку и пытаться вызвать с их помощью дьявола или похитить чью-то душу.

Я тоже думал о малой функциональности подобной техники, что работать ей неудобно, и творить тоже... и тем, как понял чуть позднее, только продемонстрировал свой уровень неподготовленности, искаженный чужим мнением.

В статьях которые я читал, были подробно перемыты все косточки, составляющие его камеры, показаны снимки и рассказаны всякие душещипательные истории. Но нигде не было написано самого важного, что написано на сайте самого создателя этих диковин: каждая из этих камер была создана для определенного снимка или серии и продаваласьсь только после того, как это было сделано.

Более того, формулировка самого автора уводит нас еще глубже.

Под каждой камерой есть короткая подпись, что она сделана для того чтобы изучить, исследовать и сфотографировать. Например, по камерой “Dragonfly”- “Designed to study and photograph time segments of children.”(Предназначена для исследования и фотографирования детей во фрагментах времени - перевод мой) А под “Untouchable (HIV Camera)” - “Designed to study and photograph a geographic comparison of people suffering from HIV.” (Предназначена для исследования и фотографирования географической разницы людей, страдающих от ВИЧ - перевод мой). Таким образом, автор не только создает некоторые произведения, он еще и проходит некоторый путь, некоторое осмысление и подталкивает к нему и нас.

Теперь нарочитая не эргономичность его аппаратов становиться условием, лишним фактором размышления, создающим за счет своих особенностей художественный стиль, новое средство выражения. Наш путь начинается с первого взгляда на эти камеры, мы собираем в своих головах сложную мозаику зрительных образов и ассоциаций, автор умудряется провести нас сквозь время и пространство, прикоснуться к богатству, к боли, к смерти, к красоте, а в конце нам является искусство...

Потрясающие, страшные, лирические - его камеры являются артобъектом сами по себе, и производят на свет другие произведения - не только карточки, но и наши мысли, материализуя то, к чему привело нас размышление, к которому подтолкнул нас этот безумный творец. И в каждом нашем произведении будет отклик его, след работы его камеры и его гения.

Смотрите автор дает нам само произведение, дает ему название, подталкивающее нас к осмыслению, к пути, который прошел он сам. Он не копается в мелочах, не описывает нам сакральный смысл каждой детали. Он подталкивает и дает нам в руки инструмент. Название становится частью произведения, инструмент становиться частью произведения, а само произведение внезапно расширяет свои границы и выходит от простого получения снимка к действию и конкретному размышлению, превращаясь таким образом в искусство действия, своеобразный “хеппенинг”, как сказали бы любители новомодных словечек.

И снова мы видим так много в малом. И камера, и снимок, и сами мы с автором замешаны в невероятном водовороте, и это заставляет шевелиться наши чувства, заставляет двигаться наш разум. Это еще одна особенность искусства, искусство всегда нас развивает.

Оставлю Вас полюбоваться немного этой безумной философией. Под каждой камерой снимок полученный с помощью данного аппарата, при наведении немного информации.

Dragonfly



HIV


DEER


YAMA












Heart


Roadside Altar


Third Eye


Yemaya












все изображения "кликабельны"[Список литературы.]При написании использовались материалы:

Сайт Мартина Белгера - http://www.boyofblue.com/
Статья на сайте CBC Canada
Статья на сайте The Photo Argus
Статья на сайте Hrenovina.net
Статья на сайте Hrenovina.net
Статья на сайте Популярная Механика


Вот были описаны два автора, два художника. Вы думаете это уникальные, единичные случаи? Отнюдь нет. Говоря о Тихом, можно и стоит вспомнить о Яне Саудеке. Рассматривая камеры Белгера, трудно не думать о камерах Говарда Бойса или Джорджио Карбони. О Ньепсе, о Дагере...

Кто-то, может, назовет их замороченными слесарями, а я назову их авторами и художниками. И лично мне ужасно неуютно, зная о существовании подобных людей, просто даже читать современные блоги фотографов и фотосайты. Оставлять на них комментарии просто лень и неинтересно, да и кто я такой, портить людям их малину. А ведь даже неглубокого исследования хватает понять, что квази-авторитет большинства этих людей обеспечен только причастностью к тусовке, в лучшем случае. Серьезного анализа и критики представленное там даже не заслуживает. Там, где могло бы быть живой и интересное творчество, я вижу только попытки в последствии нагрузить свое творчество лишним контекстом по причине отсутствия такового как основной идеи и пустые похвалы друг-другу. То, что и называется “кукушка и петух”.

Я описал Вам часть своего восприятия искусства, надеюсь, Вам было интересно и что-то мне удалось показать Вам новое, а может и удалось заставить что-то шевельнуться в Ваших душах.

Не претендую на истину в первой инстанции, только смотрю своими жадными глазами и пытаюсь анализировать. И хочу призвать Вас быть жадными до красоты, страстными в стремлении узнать больше и спокойными в своем восприятии. Оглянитесь по сторонам, основное, что предоставляет нам окружающий мир - это выбор. Нам доступны сумасшедшие объемы информации, невероятное количество произведений. Но надо учиться отсеивать шелуху и оставлять только лучшее, а понять, где оно находится, можно только копанием в себе, анализом и образованием.

Выбор начинается с осознания качества одного перед другим. А чтобы осознавать качество адекватно, нужно иметь саму возможность сравнивать, т.е. соответствовать уровню. Помните, как было сказано в первой части? “Искусство оценивает нас”. Искусство - это не только то, на что мы смотрим, но и то, что мы знаем о том, на что смотрим. Можно сказать, искусство - это мы сами... То, что Вы любите, что Вы называете искусством, показывает, какой Вы человек.

Я специально не стал заострять внимание на биографиях описанных деятелей, а старался обойтись только фактами, имеющим прямейшее отношение к их произведениям. Если Вам станет интересно - поинтересуйтесь... Пусть так проявится моя попытка сделать что-то.

Начните с ощущений и вопросов. Ищите информацию и первоисточники. Проверяйте авторов, наблюдайте за ними и поощряйте лучших своей оценкой.

Слушайте всех - не доверяйте никому и думайте сами.

Первая часть
Вторая часть
Третья часть тут

Ну и, конечно, "репостите" на здоровье! ))

о фотографии, фото, об искусстве, отменятина

Previous post Next post
Up