Монолог. Не Корана

Sep 24, 2007 17:56

"Принимая во внимание, что всякое наблюдение страдает от личных качеств наблюдателя, то есть что оно зачастую отражает скорее его психическое состояние, нежели состояние созерцаемой им реальности, ко всему нижеследующему следует, я полагаю, отнестись с долей сарказма - если не с полным недоверием", - так начал свое "Путешествие в Стамбул" Иосиф ( Read more... )

Leave a comment

Comments 53

ivanov_petrov September 24 2007, 15:00:29 UTC
_каменные жабы_
сильный образ. в самом деле, как его... корежило.

Reply

meotis September 24 2007, 15:06:58 UTC
Это то, что мне лично кажется ПРЕДвзятостью. "Не знаю и не хочу знать".
Единственный способ вести диалог в таком случае - действительно бомбы.

Т.е. у Бродского не диалог, не дискуссия, не "Европа". А самый что ни на есть "Восток".

Конечно, это мое субъективное мнение...

Reply


(The comment has been removed)

meotis September 24 2007, 15:12:12 UTC
Я не думаю, что Памук стремился быть образцовым турком в европейских глазах; но европейцы так его и рассматривают. Европа смотрит так на будущее Востока: развитие терпимости, демократии и проч., но при этом без потери культурной идентичности, без потери национального самосознания. Что, в общем-то, было бы хорошо для всех нас. Одинаковый мир скучен до крайности. Не знаю, как для крайних - как на Востоке, так и на Западе.

А все написанное Бродским, в общем-то, штампы. Меня удивило только это "не знаю и знать не хочу". Что звучит достаточно дико...

Reply

algo September 24 2007, 15:17:29 UTC
Да, меня тоже это удивило.

Не думаю всё-таки, что это (развитие по Западному по сути образцу, но без потери собственной уникальности) возможно для Востока. Скорее унификация произойдёт, к сожалению.

Reply

meotis September 24 2007, 15:56:02 UTC
Возможности унификациии, на мой взгляд, все же ограничены. Возьмем Японию. Корпоративная культура Японии сильно отличаетсяот американской и даже европейской. Система пожизненного найма, например, неэффективная в США, приносит хорошие плоды в Японии. И т.д. В Японии, сктати, с трудом приживаются иммигранты, п.ч. культура специфична, их немного.

Думаю, что мысль о торжестве западного образа жизни несколько поверхностна. Экономические успехи дальневосточных государств не делают эти государства совершенно демократическими, хотя и делают их иными, не такими, как прежде.

Впрочем, и у самой европейской демократии за плечами мировые войны, революции, геноцид и проч. Еще и кровь не просохла.

Reply


stabu September 24 2007, 15:18:42 UTC
Мне показалось, Вы позабыли о том, что сами же в начале подчеркнули предупреждение Бродского не принимать его слова на веру. Вот и выводы слишком за уши притянуты. Ну как понять из этих слов чего хотел Бродский на самом деле? И, самое главное, а Востоку какая разница?

Reply

meotis September 24 2007, 15:58:39 UTC
Ну, Востоку-то все равно. Да и Западу. И всем вообще. Разве со словом поэта считаются? :)

Бродский вначале, думаю, извинился за субъективизм. Субъективизм - вещь обычная. Но нежелание знать - искренне, мне кажется. Не писал же он всю неправду, чтобы подурачить нас, в конце концов? :)

Reply

stabu September 24 2007, 16:04:04 UTC
да запросто мог:) настроение было поворчать, к примеру. я к тому, что опирать надстройку собственных рассуждений на эти слова Бродского, как на фундамент, несколько нецелесообразно. без Бродского не хуже бы получилось:)

Reply

meotis September 24 2007, 16:10:52 UTC
Я говорю о том, что меня удивило в этом эссе... Оно для меня - повод. П.ч. продолжаю думать над тем, что же такое этот Стамбул-Константинополь-Византий-Царьград. Сложная вещь получилась - тысячелетнння империя, христианская империя пала. Взошел полумесяц. А город все там же. И что-то искрит: между прошлым и будущим.

Искрит так, что порой взрывается. Вот в 1955-м греков порезали.

А для греков - это Константинуполи. И для русских святой град.

Но без мечетей, без султанского дворца он уже не он.

Reply


seann September 24 2007, 15:45:19 UTC
==священные тексты, созерцая которые, невольно благодаришь судьбу за незнание языка.
Хватит с меня и русского, думал я.==

Но это же ясная проекция; жить в СССР означало против воли вдыхать эти самые "священные тексты", и не одного только Бродского корежило от них.

Вообще весь текст - проекция советского опыта.

Reply

meotis September 24 2007, 16:00:22 UTC
Увы. И не только совесткого. Но и руского. Миф о России сложился до создания СССР. И копья западники со славянофилами ломали до.

"Спор", собственно, не кончен. Но жизнь не зависит от споров. Она идет сама по себе. К счастью для всех нас. :)

Reply


gorodnichev September 24 2007, 16:35:27 UTC
Ты написал потрясающий текст.
И ты лучше Бродского!
Потому что кроме голого таланта и чудовищных размеров эго ничего не презставляет из себя этот, раздутый вопреки Советам, поэт.
А я теперь натыкаюсь на несчастливых, лишенных России, Европы и Востока поклонником и ничем не могу им помочь

Reply

meotis September 25 2007, 08:27:27 UTC
Спасибо, но не могу сказать, что хорошо знаю Бродского. Для этого надо было бы перечитать все его тексты и изучить биографию.
Но неприязнь к истории, к культуре, к иному - вещи мне лично непонятные и кажущиеся дикими.

Reply

gorodnichev September 25 2007, 17:41:31 UTC
Я не утверждаю, что ты его знаешь, просто четко сформулировано, то, с чем я соприкасаюсь в его фанатах.
А я вот вляпался в Бродского через некоторых знакомых:(
Мне тоже...

Reply

meotis September 26 2007, 07:55:07 UTC
Наверно, мне следовало бы его знать. Бродский знаком мне лишь по небольшому корпусу стихов и отдельным эссе.

И желания знать его больше у меня пока не возникало. Значит - ничем не цепляет.

Мне он представляется - быть может, ошибочно - довольно холодным. Игры разума. Несмотря на то, что живой человек.

Холодным, как Питер, хорошо мне знакомый, исхоженный, гармоничный - в отличие от Москвы, но - строгий, чужой, серый, стылый.

Давно хочу вернуться в Питер, не то образ его меняется со временем - и как-то он становится мне все более чужд. Надо проверить.

Reply


Leave a comment

Up