Как бы там ни было, на ум пришли строчки старой советской песенки, которую при более широком цитировании (безо всякой пропагандистской подоплёки - я вообще в контексте творчества на дух не переношу такие "смешения" - хорошее произведение говорит само за себя, в нём не нужно выковыривать "тайный смысл") можно вполне считать истинным гимном песне. Тут постарался Исаак Дунаевский, ну и Лебедев-Кумач:
"Легко на сердце от песни весёлой,
Она скучать не даёт никогда
И любят песню деревни и сёла
И любят песню большие города
Нам песня строить и жить помогает
Она всю жизнь и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней по жизни шагает
Тот никогда и нигде не пропадёт"
Аналогичные ощущения у меня от прослушивания "
Пicнi про пiсню" Тараса Петриненко - я до сих пор считаю его одним из величайших композиторов современности, very underrated person - как говорят граждане зарубежом. Уровень музыкального мышления просто эпичный. Причем не в этой одной композиции. Такое обращение с гармонией, прежде всего, с мелодией и модуляциями - это редкий дар.
Продолжая тему династии Дунаевских - даже когда его сын брался за эстрадный жанр ("Мерри Поппинз, до свиданья!") - у него вышло целое соцветие ярких и запоминающихся своей гармонией и мелодизмом песен - "Ветер перемен", "Лев и Брадобрей" и т.п. Чего стоит только его простое, но душевное произведение "Всё пройдёт". В исполнении Боярского это классический трек - а
послушайте альтернативную версию - произведение ведь цепляет. А уже чего стоит его "Увертюра" к к/ф "В поисках капитана Гранта", снятому на одесской киностудии в 80-х. Я таким людям всегда завидую белой завистью (черной зависти у меня нет по любому поводу, ибо сам не обделён в общем-то некоторыми способностями, в т.ч. и в рассматриваемом аспекте).
В середине 90-х, ещё обучаясь в музыкальной школе, я обнаружил в себе способности к сочинительству - не скрою - под очень большим влиянием группы Queen (я-то после прослушивания The show must go on даже вернулся в брошенную было музыкальную школу - такое впечатление на меня произвели эти британские граждане :) - я даже не думал, что можно настолько выразительно делать произведения). Впрочем, впоследствии исполнителей толковых я насчитал очень немало, ещё позже я понял, что и жанр в общем-то вторичен и толковое произведение будет звучать практически в любом стиле. Тем не менее, я всегда восторгался образцами творчества что Александры Пахмутовой, что АВВА, очень высоко ценю подходы что
Stratovarius, что
Nightwish. Такое впечатление, что перечисленные граждане, не взирая на принадлежность к разным стилям и эпохам просто не в состоянии выдавать невыразительные произведения.
У меня со студенческих пор "пылится" примерно полсотни песен, не все они одинаково сильные, но на стыке 2019-2020 я вдруг понял, что в 21-м веке вполне себе может работать схема, которую я условно называл "музыка на аутсорсинг". С привлечением профессиональных музыкантов я дал некоторым своим трекам по сути первую жизнь.
Для начала в Минске нашёлся парень по имени
Ян Нестеревский (выпускник Белорусской государственной академии музыки). Всё началось с того, что он сумел сделать более пристойными некоторые мои черновики из формата midi. Дальше - больше. Несмотря на то, что даже мидяшные гитары Ян сумел сделать в общем-то неплохими, я расширил с ним сотрудничество сначала в пользу записи живых гитар, потом баса, а потом и всей аранжировки целиком :)
Вторым таким исполнителем стал
Денис Платонов при посредничестве Юлии Силкиной и её проекта
MUSIC STUDIO ELIT. Тут в принципе получилось слияние двух миров - Денис после первых двух пробных треков предложил мне впервые варианты со сведением и мастерингом (да-да, до 2019-го я "фоновым зрением" понимал, что есть такие виды деятельности и строчки на обложках CD, но не рассматривал их применительно к своим вещам). Так воплотились мои композиции родом из начала нулевых, которые я считал ранее совершенно "проходными":
Oleksandr Belinskyi ·
Авантюрист Конечно, по двум трекам выше ритм-секция всё же ещё не является живой (пока я не вышел на такой уровень ресурсов, чтобы качественно прописать живую ритм-секцию), но зато гитара вполне себе живо резвится да и Денис, как выпускник Саратовского музыкального училища очень серьёзно поработал с аранжировками в целом. У меня в коллекции хранятся исходные миди - эволюцию треков при желании проследить несложно :)
С этого момента у меня начало возникать ощущение, что я, по сути, живу "двойной жизнью". Т.е. по основной специальности я всё же инженер, а вот свои композиции пусть и в режиме хобби я вполне способен вывести на профессиональную аранжировку и звучание :) Это трудно передаваемые эмоции :) Т.е. я проживаю как бы две жизни, по двум альтернативным сценариям и оба их них - реальны :)
Далее для ряда своих англоязычных тем я нашёл прекрасную исполнительницу из Киева -
Ольгу Полудницину - основателя и руководителя Singwell Studio. Тут произошла своеобразная конвергенция - упомянутый выше Ян Нестеревский записал уже живые гитары и бас, а Ольга записала блистательную вокальную партию, после чего опять-таки Ян выполнил сведение англоязычной композиции Cyberpunk (2014 г.р.):
Oleksandr Belinskyi ·
Cyberpunk И в довершение вышел трек уже с рекордным на данный момент числом участников - That's the way (2005 г.р.) - собственно минус с живой гитарой Яна нарисовался ещё в марте 2020-го, далее в начале мая был накоплен вокал и я был настолько поражён демкой Ольги, что норовил тут же его выложить в сеть, однако... Невинное замечание Ольги, мол, вы же ещё планируете сводить трек - меня насторожило. Повторюсь, даже при том, что ранее Денис сделал два трека "под ключ" со сведением и мастерингом, я пока вполне был удовлетворен многочисленными черновиками, которые зазвучали в режиме "оживления миди" (первоначальный вариант работы с Яном). А тут призадумался, что треки действительно стоит выводить на более серьезный уровень. Аппетит приходит во время еды. Далее я понял, что собственно сам я едва ли качественно смогу свести трек. Это ведь примерно как самонадеянно считать, что обычный человек, не врач, без проблем на общих представлениях сможет вырезать аппендицит или, по-проще, без опыта, нормально сможет положить плитку на кухне (или на авто сделать что-то сложнее замены лампочки ближнего света). Так на горизонте возник
Константин Науменко (Sunrise,
Musicgymstudio) и бас-гитаристка Елена Бухаинова - вот благодаря им в конечном итоге That's the way зазвучал вот так:
Messer (Oleksandr Belinskyi) ·
That's The Way Конечно, такая пёстрая палитра обычно профессионалов смущает, мол, если всё записывают, предлагают аранжировку, сведение разные люди, то на выходе получается сборная солянка. Но, со временем я подумал, что чем больше людей работает над развитием моих же идей - тем богаче спектр возможных реализаций. Ведь монотонное звучание даже при кажущемся разнообразии лично мне приедается больше всего. В своё время я выделил британскую группу
Queen - именно как исключительный пример как музыкального разнообразия, так и развития с течением времени. Например, если брать Scorpions или Deep Purple то вы не увидите очень существенного дрифта по звучанию и подходам, у кого-то это просто отличие в уровне записи и технических средствах, у кого-то просто немного другая специфика по мере смены музыкантов, но смена музыкантов не вызывала смены парадигмы как таковой. Например, у Deep Purple это в любом случае рок-орган и хард-роковые рифы без смены кардинально как по звучанию, так и по приёмам (частоте дискретизации) - скажем ни на одном из альбомов гитара у Deep Purple не начинала звучать как у Metallica или Stratovarius. А вот звучание Queen 70-х очень крепенько отличается от их же звучания 80-х. Впрочем, по ссылке выше критерий разнообразия и его подачи разобран достаточно.
Вот и у меня получается явочным порядком подобная штука. На самом деле в момент написания этих строк я уже по факту работаю с различными музыкантам очень разной стилистической направленности и с различным как арсеналом возможностей так и видением реализации моих композиций. Ведь если бы я один "командовал парадом", то было бы всё заметно слабее, но это полбеды. Даже когда "парадом командует" профи - например тот же Стив Харрис из Iron Maiden или Святослав Вакарчук в Океане Эльзы или Юрий Шевчук в DDT - хочешь или не хочешь, на срезе десятилетий получается примерно один и тот же стиль реализации и примерно одни и те же ходы, сопоставимое звучание. Я даже мысленно ставил эксперимент на примере того же Океана Эльзы - мне очень нравятся ранние альбомы (композиции "Той День", "Коли тебе нема", "Вiльний", "Вулиця", "Не питай", "Мало менi") - а вот по последним работам я понимаю, что... они не слабее, просто услышал я их позже, а кардинального различия по звучанию, идеям и аранжировкам не последовало. Вполне возможно, что те же "Не твоя вiйна", "Не йди" или "Бодегiта" не менее сильные и услышь я их первыми, то "повторами" уже были бы как раз более ранние вещи. Аналогично и по Iron Maiden - те же Fear of the dark, Aces High или Alexander the Great, наверное, остались бы в тени No More Lies, Out of the Silent Planet или Don't look to the eyes of a stranger.
Возникла вторая параллель-ассоциация по части спонтанно возникшего формата, который в значительной степени развился именно в режиме хобби + попытке потешить своё самолюбие - чё уж скрывать :) Ведь интересно при помощи профессионалов довести свои любительские идеи до очень пристойного уровня и убедиться, что они могут звучать ничуть не хуже профессиональных треков, а по качеству идеи некоторых профи и вовсе вывести в "офф-сайд" с фразой калибра "Hold my beer" :)
Параллель пришла из ИТ. Товарищ Линус Торвальдс - автор той самой бесплатной открытой операционной системы Linux и идеи открытых исходников - он реально перевернул мир ай-ти, выставив и Билла Гейтса и Стива Джобса талантливыми, но алчными бракоделами :) Ведь когда над твоим открытым исходным кодом трудится сотни тысяч лучших умов, преследуя, главным образом, красоту и изящность технического решения, даже мировым корпорациям соревноваться с такой идей трудно - у них априори в этом смысле и ресурс и маневр ограничен, не взирая на миллиарды :) Автобиографическую книгу (которую настоятельно рекомендую к прочтению даже неайтишникам) Линус назвал Just for fun - "ради удовольствия", "по приколу". Вот и я решился реанимировать свои песенки именно в таком режиме. :)
P.S.: пока писалась эта заметка работа шла и с Яном, и с Денисом, и с Ольгой и с некоторым другими, ещё не упомянутыми участниками. Постепенно удается сформировать если не целый мир, то как минимум, целый плей-лист в машину, состоящий из моих композиций разного периода и реализованных в разном ключе. Так они пусть не все, но некоторые зазвучат солидно. Ведь даже те из их числа, которые вроде как неплохо были записаны пару десятилетий назад, меркнут по сравнению с возможностями, которые открываются при участии профи сейчас.