Понравится ли какой-нибудь большой город, или нет - зависит от малообъяснимого сочетания понятных и иррациональных качеств индивидуальных для любого человека. Из всех городов Австралии Мельбурн понравился мне больше всего. И сейчас, рассматривая фотографии, я понимаю почему. Столица штата Виктория чем-то неуловимо напомнила мне любимый Киев, многомиллионный город - но с совершенно неспешным ритмом жизни даже в сити, в отличии от суматошной Москвы или центра Сиднея. Современная и смелая архитектура на широченных проспектах, что незаметно сменяются поздневикторианскими строениями. Помню, Леша на мосте через Ярру, в сердце города, при виде тщательно продуманной панорамы зданий побережья задумчиво сказал, что градостроительный план тут явно уважают. Погода, нас правда не порадовала, пасмурно было все время пребывания, а местные жители жаловались на холодное лето. Так что фото, к сожалению, немного хмуроваты.
Мы жили в самом центре города, на Elizabeth Street, чье фото помещено выше. Она хорошо показывает мешанину на исторически первых улицах города, где ровесники отцов-основателей соседствуют с современными офисами из стекла и стали. Мне, конечно, более интересны были дома времен расцвета Британской империи и золотой лихорадки, с их сохранившимися гордыми датами основания и именами давно обанкротившихся акционерных обществ на фронтоне. Так и начинаешь представлять судьбу зданий и людей, построивших их...
Наверно, стоит показать карту и по ней примерно вспомнить маршруты наших пеших прогулок. Сразу по приезду в отель, то есть после бессонного дня двух перелетов и прогулки по Пекину мы с энтузиазмом покидали вещи - всего четыре часа дня, спать некогда! - и пошли рыскать по городу, интуитивно выбрав путь в сторону Сити, то есть маленького делового района Southbank, но с высоченными небоскребами, легко различимыми из любого района города. Но сначала на нашем пути встал Flinders Street Station, городской узел железнодорожного пригородного сообщения, и традиционное место "забивания стрелки" местными жителями с фразой "I'll meet you on the steps" или "I'll meet you under the clocks", означающее место встречи на лестнице или под часами у главного входа.
За Флиндерсом неспешно течет река Ярра, шириной метров сто-сто двадцать. Когда-то золотоискатели перепахали берега от устья до нескольких десятков миль выше по течению. Теперь там плавают байдарочники и многочисленные круизные водные трамвайчики с речными экскурсиями. Почему-то мельбурнские архитекторы построили все пешеходные мостики через Ярру хитрыми углами, наверное, для того чтобы увеличить полезную площадь для бридж-арта.
А мы тем временем перешли на южный берег к подножью Eureka Tower, высочайшего строения в Мельбурне (почти 300 метров), чтя обзорная площадка была одной из намеченных целей. Но погода не шибко соответствовала задачам видимости, так что мы оставили небоскреб на следующий день, вдруг распогодится? На следующий день мы все же достигли своей цели, но почему-то только на закате, что для моей мыльницы было явно уже нерабочим обстоятельством. Так что обзорные фото ждем от Оли, а я помещу несколько снимков с земли.
В Мельбурне удивительный деловой центр города, совершенно никакой суеты и спешки, лениво пройдут пара клерков в костюмах. Нет спешащих толп людей и нагромождения автомобилей. А мы поглазев на скульптуры на набережной и еще раз полюбовшись четкой спланированности городской панорамы на северном берегу потихоньку поменяли цель прогулки с посмотреть на поужинать. Так примерно и закончился наш первый день в Австралии.
Маршрут следующего дня был в меру хаотичен, мы без какой-либо определенной цели решили банально сделать большой круг по центру города, и неспешно зашагали по Collins Street на запад, направляясь к набережной. Идем, глазеем по сторонам, фотографируем дома и сценки из уличной жизни. Вот до сих пор гадаю, на этом старинном велосипеде и в правду передвигаются, или он для красоты тут привязан?
Всегда с удовольствием фотографирую в путешествиях всякие плакаты, объявления и прочее проявления частной и общественной жизни. Мельбурн, да и сама Австралия оказались не слишком богатыми на подобные проявления, но два примера гражданского общества остались на фото. Всех сочувствующих призывают пройтись с маршем к британскому консульству в поддержку главы актуальной WikiLeaks. А социалистам со стажем предлагается вспомнить славные деньки мая 1968 года и студенческие волнения в Париже.
По левой стороне дороги попался многоэтажный паркинг а-ля "мечта Лужкова Собянина". К слову, парковка в таких местах дороговата, обычно $20-25 за ночь, так что центр отнюдь не задыхается от потока машин. Найти парковку по обочинам улиц крупных городов тоже было иногда трудно, всегда при подборе отеля мы смотрели есть ли своя бесплатная парковочная площадка, потому что не раз и не два видели процедуру выписывания шрафа автомобилистам, оставивших свои машины не в том месте с точки зрения дорожной полиции. На будущее замечу, что один австралийский доллар по курсу идентичен родному американскому баксу, разница в цент с небольшим, так что вести подсчеты в местной валюте было чрезвычайно удобно.
/
Collins Street заканчивается большим терминалом пригородных поездов Southern Cross. Жаль, не догадались снять общий вид, вокзал очень необычен по архитектуре, в первую очередь волнистой крышей со стеклянными проемами.
После вокзала начинается совсем другой город, просторный, открытый, современный. Любой крупный город Австралии начинался с порта, вокруг него естественным образом складывалась инфраструктура: доки, верфи, мастерские, склады. Потом город разрастался, и старым строениям уже было не место в историческом центре. И в Сиднее и в Мельбурне принимали типовое решение по снесению всех этих старых сараев и постройки нового района. Что получилось в Сиднее я расскажу в главе про этот город, а в Мельбурне построили чудесный полу-деловой, полу-реакреционный, полу-жилой район со стадионом, причалами для яхт, офисами для банков. А название осталось прежним - Docklands. Небоскребы у устья Ярры и взгляд назад, на старые улицы с громадами Southbank.
Бухта, магазинчики, кафешки, причудливые скульптуры. Например так выглядит корова, которую портовые собаки загнали на дерево.
Общая панорама Docklands и ряд интересных зданий. Я никогда не летал на Etihad Airways, но видимо у компании дела обстоят очень даже хорошо, если она купила право присвоить свое название крупнейшей спортивной арене Мельбурна, где, между прочим, сами Kiss записали очень пафосный концертник "Alive IV" с Melbourne Symphony Orchestra. Честно сказать, многие российские портовые города вполне заслуживает такого же редевелопмента территории.
А мы, пройдя зигзагом приморский район оказались на Dudley Street, и начали свой путь к Мельбурнскому музею, где намеревались потратить послеобеденные часы. Опять попался хорошой вид на весь сити:
Небольшой парк на холме, где в XIX века был флагшток для сигнальной связи между городом и портом. В Австралии гулять, сидеть и лежать на траве можно сколько угодно, для того газоны и придумали. Только далеко не везде разрешен вход с собаками. В Flagstaff Gardens оказалось много вязов и эвкалиптов, так что там мы задержались на полчаса, не меньше.
Небольшим разочарованием послужил тот факт, что понедельник не был базарным днем для Victoria Market, крупнейшего рынка сельхозтоваров местных фермеров, где мы вроде как хотели прикупить всяких деликатессов. (К слову, баночку местного меда для мамы я нашел только под конец путешествия). Но рынок был пуст, зато мы нашли здание общественной бани, скажем так, не слишком соответствующим нашим представлениям о Западе, учреждения.
А вот музей работал, много фотографий из него я покажу в главе про природный мир Австралии. Но в пять экспозиция закрывалась - многие учреждения работают там до пяти вечера, редко до шести. Нам оставалось только дойти до местного чайна-тауна и поужинать в ресторанчике. Честно говоря, За двенадцать лет жизни в Москве и около я всего один раз был в местном китайском ресторане. В Австралии мы питались почти исключительно китайской кухней: сытно, вкусно, относительно дешево, большой выбор блюд. Подозреваю что пара улиц с китайскими ресторанчиками скорее является рекламной потемкинской деревней, китайцы давно живут рассеяно. Но китайская кухня исключительно популярна во всей стране.
Утром мы покинули Мельбурн. Нас ждала новая, "природная" часть путешествия и трехдневная поездка по Великой Океанской Дороге и далее, до Аделаиды. А Мельбурн оставил очень приятные воспоминания.
Австралия, часть I: Карта странствий по стране Oz и личные впечатления