Мне иногда надоедает писать про музыку, и в такие минуты я с удовольствием пишу про историю и археологию. Поэтому давайте немного пройдемся по раскопанному
Херсонесу Таврическому и представим как все это жило еще тысячу лет назад. Древний город на Гераклее причудлив в своей калейдоскопической раскопанности, где церкви византийского времени соседствуют с античным цирком - зачастую при раскопках убирали все построки позднейших слоев, чтобы добраться до древностей. И все это рядом с морем, что неустанно отгрызает метр за метром от берега полуострова, да так, что по разным оценкам от трети до половины древнего города уже покоится на дне Черного моря.
Начнем прогулку с юго-восточной окраины города, собственно откуда сейчас и пролегает главная дорога, по которой приходят и приезжают туристы. Две тысячи лет назад тут же пролегал путь к городским воротам, которые и по сей день остались самым заметным элементом сохранившейся городской застройки, и по наблюдениям, туристы чаще всего сворачивают от входа именно направо :)
Сохранившиеся сооружения четырехметровой толщины хорошо доказывают известное выражение Аристотеля, что стены учат возводить враги, а не друзья. Нельзя сказать, что все эти стены были построены сразу и навека, наоборот, они сохранили в себе следы перестроек на протяжении примерно полутора тысяч лет. Самыми древними по времени сооружения являются, как не странно, городские ворота IV-III вв. до н.э., искуственно расширенные за счет внутренних пилонов, с хорошо видными на фотографии ниже вертикальными пазами для металлической решетки. В случае чего, между пилонами и решеткой наваливались камни и земля, так чтобы ворота превращались в сплошной монолит. Они и сохранились, наверное, потому, что в в I в. н.э. были монолитно заложены, а вход в город перенесен западнее. А теперь спросите, что это за аркообразное сооружение сверху ворот? Это... калитка над боковыми воротами, что относится к средневековому периоду (IХ-Х вв.). Она была построена, когда античная стена на этом участке уже находилась глубоко в земле, за тысячу лет культурный слой нарос на четыре метра. При последующем строительстве древнюю стену использовали как фундамент для средневековых крепостных стен. Надстраивали, надстраивали, а потом в наше время дружно все раскопали, поэтому стены кажутся невероятно высокими. На самом деле "прижизненно" они от уровня земли были заметно меньше.
Пройдя сквозь ворота, мы попадаем в длинное и узкое пространство между главной и передовой (протейхизма) стенами - периболом. Роль передовой стены очевидна - заставить противника пробираться к воротам вдоль линии защитников на стене, подставляя спины лучникам. Кроме того, стена не давала развернуть какие-либо стенобитные орудия.
Пойдем вдоль стен к выходу из каменного мешка. Нижние ряды кладки, сложенные из тщательно отесанных и обработанных в руст плит, характерны для строительной техники IV-III вв. до н.э. Руст - это такой способ обработки лицевой поверхности камня, при которой отесывается только узкая полоса по краям блока, остальная поверхность почти не обрабатывается, точно такую же кладку я видел в
Царском кургане на востоке полуострова ). Плиты тщательно подгонялись одна к другой и скреплялись между собой свинцовыми или деревянными скрепами. Пространство между наружным и внутренним панцирем стены заполнялось мелким камнем и глиной, так называемой бутовкой. Естественно, что для позднейших построек брали уже частично обработанный камень, посему эта кладка местами сохранились где лучше, где хуже.
Над древнегреческим рустом - несколько прерывистых рядов более простой и однообразной кладки квадрами на известковом растворе, вероятно, римского периода. А выше начинается мешанина византийцев, отражающая и военную спешку при возведение, и спокойные времена хорошо обработанной кладки. Можно, кстати, сравнить кладку стены-протейхизмы и главной стены, первую явно возводили второпях, но стоит до сих пор.
Все что сверху, построено, перестроено или надстроено в IX-X вв., из небольших блоков, весьма хаотично сложенных. Юго-восточный район Херсонеса имел более десяти оборонительных башен, весьма часто посаженных, по сравнению с другими участками стены. Дело в том, что рельеф местности в общих чертах сохранился до сих пор, и сам Гераклейский полуостров лежит ниже, чем юго-восточные подступы к нему, и неприятель теоретически может обстреливать стену и ворота из осадных орудий расположенных на "господствующих" высотах, говоря современным языком. Поэтому горожане строили и перестраивали башни, все тянув их вверх и вверх, чтобы добиться паритета в "контрбатарейной" борьбе.
Мы тут прошли мимо каких-то загадочных пристроек, сбоку от древних городских ворот. Вы, наверное, удивитесь, но это приставные склепы, построенные в первых веках нашей эры, уже после того, как ворота были заложены. Их внутренний вид напоминает дом с двухскатной крышей. По периметру стен были сделаны ниши, в которых стояли урны с прахом. Здесь же, под крепостной стеной, в IV-III вв. до н.э. была устроена семейная гробница с урнами с прахом. В начале XX века в них нашли богатые золотые украшения, которые сейчас находятся в Эрмитаже. Так что захоронения в Кремлевской стене возникли не вдруг, а имеют древнюю традицию. :)
Дальше к востоку оборонительные стены замыкаютсяя круглой фланговой
башней Зенона, о которой есть даже статья в Викии, самым мощным оборонительным сооружением города, дошедшим до нас. Передовая линия обороны, и этим все сказано, поэтому ее практически всю историю города надстраивали и укрепляли. Подробнее - по ссылке, а мы тем временем попадем в город сквозь боковую калитку и пройдем вдоль крепостных стен, но уже внутри города.
За башней Зенона, в естественном периметре стен юго-восточной и прибрежной сторон (по берегу Карантинной бухты) была расположена цитадель, являвшаяся в римское время местом прибывания гарнизона города. Тут стояли, сменяя друг друга, когорты из постоянно расквартированных у Дуная легионов - вряд ли больше тысячи человек, больше не позволит площадь, путь были и другие посты, в окрестностях. Невелика сила, но это были римские войска, почти не знавшие поражений в ту эпоху.
Внутри цитадели раскопаны узкие улицы с водостоками и водопроводами, ведущими в дома II-IV вв. н.э. К югу от оборонительной стены, идущей в сторону моря, открыто монументальное прямоугольное здание площадью более 600 кв. м., с тремя залами, из которых самым большим был средний. Боковые узкие залы делились на ряд помещений небольших размеров с выходами в центральный зал. Предполагают, что в римское время здание являлось преторием, т.е. резиденцией командующего. Рядом с этим зданием находились бани - термы - II-IV вв., от которых сохранились 5 помещений. В трех из них были печи для нагрева воды и отопления. Горячий воздух проходил под полом помещений и по трубам, расположенным в толще стен, нагревая их до необходимой температуры. Исследование терм еще не закончено, как видите - они на переднем плане, заросший травкой преторий - за ним.
Продолжаем идти вдоль стены. Здесь есть два любопытных строения. Примерно между воротами и башней Зенона расположен храм с аркосолиями - арками в стенах храма, под которыми помещались могилы. Это очень переворошенный район города, средневековый квартал, под усадьбами которого, на глубине 2-З м, найдены остатки более ранних построек. Квартал был застроен домами, зачастую двухэтажными; помещения группировались вокруг внутреннего двора. Стены домов сложены из бутового камня на грязевом растворе. Вдоль широких улиц проложены водосточные каналы, в которые впадали ответвления для удаления нечистот из каждого жилого дома. За длительный период существования города планировка кварталов неоднократно менялась.
Одна из канав:
А ближе к античным воротам расположена казарма IV в. до н.э. для стражников, которые эти ворота и охраняли. В дверном проеме сохранились пазы для засова. Для укрепления боевого духа между казармами и воротами стоял памятник какому-нибудь богу или герою аж V века до н.э. - наверное, одни из самых древних обработанных камней в Херсонесе.
По юго-восточной части города, по мне так самой интересной, прогулялись. Пойдем, посмотрим что есть в северо-восточной стороне. Там есть много чего интересного, но я почему-то сфотографировал только пару общих картин городской застройки. Предполагается, что этот район был одним из наиболее благоустроенных и престижных, но отсутствие зримых доминант приводит к тому, что сюда туристы заходят обычно редко и ненадолго. Обычно они сразу проходят к заметному баптистерию, то есть крещальне. В настоящее время большинство исследователей связывают баптистерий Уваровской базилики с местом крещения князя Владимира, что сослужило памятнику дурную службу. К сожалению, стремление отметить летописное событие в дальнейшем побудило в 1997 г. церковные власти г. Севастополя стать святее папы римского, и, несмотря на протест администрации заповедника, установить над купелью (с помощью грузового вертолета) металлическую беседку. Так оно до сих пор и стоит.
Пара общих кадров городских кварталов. Признаю, что стормозил и не подошел к подземному храму-мавзолею в этом секторе, а вместо Уваровской базилики за баптистерием сфотографировал отважного человека в каноэ, что плыл над давно ушедшими под воду городскими кварталами.
Тут же рядом, на воображаемой границе перехода из северо-восточной в северную части города висит сигнальный колокол, который абсолютно никакого отношения к древнему Херсонесу не имеет :) Но пусть будет :)
Слева от колокола, если стоять лицом к морю, находится парочка заметных культовых сооруженией. Вообще, с принятим христианства, к VI веку через весь город, от западных границ до восточных стен протянулся пояс небольших церквушек, так чтобы буквально у каждого квартала был свой приход. Так, раскопана часовня X-XIII вв с купелью в центре.
А еще левее находится так называемая Базилика 1935 года, вторая визитная карточка Херсонеса за счет сохранившихся колонн. Подобно другим базиликам Херсонеса она представляла собой прямоугольное в плане здание с восточным полукруглым выступом - апсидой. Внутреннее пространство храма разделялось на три части - нефа - продольными рядами колонн (по шесть в каждом). Средний неф был вымощен мраморными плитами, причем взятых с античных могил - крупные обломки саркофагов римского времени с рельефными изображениями языческих богов и героев, сцен заупокойной трапезы и т.д.
Вид на городище северного района:
Потихоньку начнем двигаться из северного района городища к южному. Малораскопанное западное посетим как-нибудь в другой раз. По дороге мы встретим такое интересное сооружение, как базилика в базилике. Мы одновременно можем видеть здесь два здания, существовавшие в разные столетия, две разновременные трехнефные базилики: первая, большая по размерам, построена в VI веке, в Х в. разрушена; вторая, построенная в конце Х века, настолько мала, что полностью поместилась в центральном нефе предыдущей; при ее строительстве использовались мраморные архитектурные детали раннего храма. Полы базилики VI в. были мозаичные, с разнообразными изображениями: от простого геометрического орнамента до сложной христианской символики, сейчас они экспонируются в музее.
Рыбозасолочные цистерны и дом виноторговца. Этот район существовал примерно до XIII века и погиб в результате очередного разорения города монголами.
А дальше идем в сторону одного из самых известных и необычных архитектурных сооружений Херсонеса - пятиапсидному храму существовавшего с конца Х - начала ХIII века. Он был раскопан в 1906 году и почти не имеет архитектурных аналогов в мире, похожий по форме есть только в Грузии, но более позднего времени. В отличии от классических византийских храмов с тремя апсидами, пятиапсидник был построен на фундаменте более раннего храа, и видимо, вобрал в себя его сохранившиеся части, не пропадать же добру.
По бокам храма, очень похоже, что были захоронения.
Взобрался на господствующий на храмом холм, чтобы сфотографировать постройки к западу - там есть руины еще одной базилики и просто жилая построка...
...как тут в поле зрения возник шаман одной из авраамических религий, в просторечии поп, сопровождаемый помощницей. Он целенаправленно пришел на руины пятиапсидки, разложился и начал некие действия, напоминающие приготовления к богослужению - облачился в накидку, достал кадило...
Я не выдержал и подошел спросить, уместно ли шаманить на археологических раскопках. "Уместно! - с жаром сказал священник - Возле каждого разрушенного храма стоит ангел и в час второго пришествия мы узрим их! А этот храм я выбрал, потому что мне он нравится!"
Задумавшись над данной теократической иделогемой я пошел дальше по южному сектору, оставив батюшку заниматься своими делами.
Сейчас эти раскопки района с цистерной и жилыми квартала находятся примерно в центре заповедника, но во времена Херсонеса это скорее был небогатый район торгового и промыслового люда. Предполагается, что тут была таверна (на переднем плане), за ней дом рыботорговца. Справа была церквушка с нефом и раскопанными боковыми могилами. Это район сохранил следы разорения города монголами - на второй фотографии примерно слева у стены был найден скелет убитой женщины.
А справа расположен один из самых известных памятников Херсонеса - бассейн водохранилища. Он являлся центральной частью большого архитектурного ансамбля, примыкавшего к оборонительной стене города. Размеры новой цистерны были 28 х 13,5 м, сохранившаяся высота 3,75 м. Стены резервуара, относящиеся как минимум к двум строительным периодам, сложены из тесаных известняковых блоков на известково-цемянковом растворе и подобным же раствором оштукатурены. В первые века н.э. от источников, расположенных в окрестностях Херсонеса, в город был проведен водопровод протяженностью 8-10 км. Линий водопровода, состоящих из керамических труб, было не менее двух. Из бассейна вода подавалась в разветвленную городскую водопроводную сеть. Водопроводы представляли собой линии из керамических труб, а также вырубленные в скале и оштукатуренные каналы, перекрытые каменными плитами. В первой половине IX в. водохранилище было засыпано, на его месте построены здания. Впоследствии, при раскопках, все позднейшие фундаменты снесли.
Остался только театр и монетный двор. Древнегреческие театры, как правило, устраивались на склонах холмов или балок. За пределами Херсонеса в V-IV вв. до н.э. находилась глубокая балка с крутым северным склоном, по которому шла оборонительная стена. При расширении территории города в IV-III вв. до н.э. древнюю оборонительную стену разобрали, а вновь построенная прошла южнее. Таким образом, балка оказалась в черте города. Лучшего места для театра не надо было и искать. По склону балки в скале вырубили восемь секторов зрительских мест - театрона с рядами каменных скамеек. Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек, между секторами проходили лестницы. Несколько ступеней одной из лестниц центрального сектора театрона сохранились до настоящего времени.
Херсонесский театр вмещал некогда примерно 1800-2000 человек и являлся местом не только для театральных представлений, но и для выступлений музыкантов, публичных состязаний граждан в поэзии, в знании древнегреческого эпоса - "Илиады" и "Одиссеи"; использовался он, вероятно, и для народных собраний. Впоследствии его перестраивали для гладиаторских представлений и травле зверей. Херсонесский театр просуществовал до IV в. н.э. Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр.
Рядом с музейными зданиями расположены помещения монетного двора Херсонеса, датируемого IV-III вв. до н.э. (раскопан в 1904 г.). Здание примыкало к главной улице города, почти в центральной ее части. От него сохранился только подвальный этаж, сложенный из крупных известняковых блоков без связующего раствора. Во время раскопок в одной из комнат найдены остатки плавильного горна, литейный шлак и 43 бронзовых кружочка - вероятно, заготовки для чеканки монет. Эти находки и дали основание определить открытое сооружение как монетный двор. Все помещения здания были сгруппированы вокруг двора с галереей, крышу которой поддерживали 26 колонн. Все это просуществовало достаточно недолго и было засыпано, посему так хорошо сохранилось.
Ну вот и все! В следующий раз покажу что интересного есть в экспозиции Херсонесского музея с упором на получившися фотографии.