Начало повествования(ссылки на остальные главы находятся в самом конце первого поста)
Ветер продолжает бушевать всю ночь. Просыпаюсь от очередного поглаживания стенками палатки по щекам. На часах 2:12. "2:13, 2:14, 2:15," - непроизвольно начинаю считать я каждый гребок и, понимая, что что-то не то, засыпаю. Однако через час просыпаюсь снова. Ветер воет. Открываю тент и выползаю наружу - рафт на месте. Велосипед отлично справляется со своей задачей, крепко удерживая его на земле. Засыпаю вновь. В 5 переставляю будильник на 6, в 6 - на 7, и только в 8 утра всё-таки начинаю собираться.
Однако никуда не спешу. Одно уже ясно точно: пятилетке шестидневке, задуманной в Fort Good Hope ("оставшиеся 350 км за 6 дней"), осуществиться не суждено. Конечно, только если река не начнёт гнать в среднем под 7 км/ч. А я такого и пары километров не видела! И если учесть, что сейчас нахожусь на высоте всего в 4 метра над уровнем моря, а до этого самого моря ещё около трёх сотен километров по реке, то уклон у реки на оставшейся части пути будет небольшим. С этими мыслями я нехотя завтракаю, чищу зубы и пакую вещи, так и не выходя из палатки. Песок повсюду - в спальном мешке, во рту, в глазах, волосах… "И как бы собрать вещи на таком ветру, не потеряв ничего?" - думаю я, надевая спасательный жилет прямо в палатке. Обычно надевание спасика у меня символизирует старт: делаю отчётное фото, застёгиваю жилет и запрыгиваю в лодку. А сейчас я даже не уверена, что вообще смогу сегодня отчались от этого берега!
Вспоминая, как вчера ветер норовил унести лодку даже с тремя гермами на борту, сегодня я гружу рафт на берегу, а потом толкаю его к воде. Широкое дно "Торпедушки", трущееся о рыхлый песок: "Тяжелее зарядку и не придумаешь!" - думала я, пока не дотолкала до кромки воды. А что теперь? Как теперь прорваться через те валы, которые так безжалостно вчера вечером выплюнули меня на песчаную косу?!
Левая нога уже в шлюпке. Правая по колено в воде и готова оттолкнуться. На счёт "три" делаю резкий толчок и закидываю правую ногу в лодку, но меня с силой выталкивает на берег, и лодка прочно садится брюхом на песок.
Дубль 2. На этот раз я захожу ещё глубже. Правая нога погружена в воду выше колена, левая как-то пытается удержать рафт на одном месте. Но положение слишком неустойчиво: лодку снова тянет к берегу, а увязнувшая в прибрежном песке правая нога, на которую в данный момент падает основная вся масса тела, не успевает за левой, которая цепляется за борт шлюпки и тем самым не даёт ей уплыть - я чувствую, как ноги разъезжаются и я сажусь на шпагат. Едва не падая в воду, я отпускаю шлюпку и обеими ногами плюхаюсь в воду: лодку снова прибивает к берегу.
Дубль 3. Оставляю судно на том месте, куда его прибило, а сама изучаю неровности дна и нахожу, как мне кажется, подходящее местечко. Руками выталкиваю рафт туда и держу его над небольшой ямкой. Правой ногой стою на высоком краю этой ямки (10 см для рафта решает всё!), на счёт "три" делаю очередной резкий рывок - словно цапля, балансирующая на одной ноге, выдерживаю этот толчок, и падаю телом на борт: ноги от такого расположения тела не давят на дно рафта, а значит, тем самым не касаются песка. Тут же хватаю весло, упираюсь им в рыхлый песок и со всей силы отталкиваюсь почти на метр в воду. Сидя прямо на правом борту, я делю гребок за гребком и переваливаю через первую, самую высокую, линию валов. Я оказываюсь в течении, правда, пока не надолго - попутно боковой ветер так и норовит меня выдуть из него и снова выкинуть на берег той отмели, на которой сегодня пришлось заночевать.
Ещё сотня тяжёлых гребков поперёк ветра, и я ухожу на безопасное от отмели место: остров остаётся позади, теперь меня может вынести только на настоящий берег. Грести с таким ветром и волнами бесполезно, и я объявляю бойкот: кладу весло на борт, позволяю ветру повернуть меня лицом к левому берегу и смотрю, как ветер сгоняет песок с него в бурые воды Маккензи, делая их ещё гуще и темнее. "Так и буду качаться на волнах, пока ветер не прибьёт моё судёнышко к нормальному берегу. Там и сделаю днёвку. Главное, что с отмели посреди реки ушла."
Я смотрю, как меееедленно сменяются пейзажи по сторонам. Изучаю каждую иголочку пляшущих на ветру хвойных лесов. Танцуют и кусты. А трава и вовсе стелется по земле. Я словно в театре. Смотрю, как разворачивается представление, и сегодня у меня билет в VIP-ложу. Или это и есть 5D-кинотеатр, куда, помимо трёхмерного изображения, добавили запах хвои и качку на волнах?..
2 часа на воде. К полудню ничего неделания я нагоняю первую десяточку за день. Те же 2 часа на воде, только сегодня вместо 4 тысяч гребков было не больше тысячи. Пусть и не таких простых, особенно в самом начале пути, но руки всё равно говорят: "Спасибо!"
О пожаре я позабыла совсем. Тут на горизонте взгляд улавливает тоненькую струйку дыма, которая спустя час превращается в клубы сизого смога, жадно захватывающего небо над головой. Видимо, ночью костёр всё-таки подостыл, а сейчас ветер добрался до тлеющих угольков и раздул их снова.
Бойкот бойкотом, но на долго бездельничать меня не хватает. Пейзажи сменяются слишком вяло. Как бы не уснуть… Решаю провести ревизию в гермах. На глаза попадается шампунь и мыло. А не знак ли это? На таком ветру волосы быстро высохнут! Правда, купаться как-то не тянет. Как раз из-за этого самого ветра. Да и нехорошо это: смывать химикаты в воду. Надо ведь набрать водички в бутылку, отойти подальше от водоёма и смывать уже все шампуни там, вдалеке. Можно ещё воды в рафт набрать и, как в ванне, полежать. Как раз уточек чаек снаружи много плавает! ツ Однако всё равно за знак это засчитываю и устраиваю постирушки. Использовать мыло с таким количеством песка в воде и не надо: естественный скраб соскабливает всю грязь, а когда одёжка высохнет - просто вытряхиваешь песчаную пыль, и носишь чистую ожёжку! Шучу, конечно, но всё равно чем-то же занять себя надо было во время днёвки?! ツ
Поскольку я прыгала по волнам где-то посреди Маккензи, оценивать скорость перемещения относительно берега было тяжело. В такой дали кажется, что ты стоишь на месте! Периодически включаю навигатор и не верю своим глазам - ветер и течение творят какие-то чудеса! Средняя скорость держится в районе 5,5-6 км/ч! И это без единого гребка!
Достаю из кармана последний чек и делаю заметки. Мыслей очень много. Чек быстро заканчивается. Кажется, пора в магазин. ツ Хотя, судя по ревизии в гермах, еды у меня ещё недели на 2: 350 км за 6 дней было слишком оптимистичным прогнозом, поэтому еды на оставшийся безлюдный участок я купила в Fort Good Hope много. [Тетрадка (дневник похода) лежит в другой герме, чтобы не намокнуть, поэтому в пути пишу заметки на том, что подвернётся под руку.]
Лес полыхает. Неужели никто до сих пор не знает о пожаре?! Смог, который я нюхала 4 дня назад, недалеко от Fort Good Hope точно дошёл до людей (ветер был встречным, т.е. нёс смог в направлении коммуны). Да и кровавое солнце, прорезавшееся после шторма, который я пережидала в часовне Форта, было солнцем сквозь смог! И та свинцовая туча, что повисла над полярным кругом - это вовсе не признаки дождя, а фиолетовый дым лесного огня! Выходит, леса полыхают уже минимум 6 дней. А я не видела и не слышала ни одного катера или вертолёта, который бы двигался в сторону очага. Выходит, люди до сих пор не знают, где очаг?!
Идти по канату без страховки я всё же не рискнула - на 8-ой год путешествий по самым глухим уголкам планеты, я-таки решила обзавестись треккером Spot Gen 3. Работая в одностороннем порядке, он позволяет отправлять заранее введённые (ещё дома) сообщения: что у меня всё хорошо или, наоборот, требуется помощь. Купила его специально к походу, так как не верила в наличие связи в течение продолжительного времени в пути, чтобы отправлять сообщения родным и успокаивать их, что всё хорошо. Так оно и было. Идёт 31-ый день похода. Интернет я видела лишь в аэропорту, а Мегафон не смог подключиться ни к одной сети в Заполярной Канаде. Но я совершенно не жалуюсь: я понятия не имею, что происходит в мире и, честно говоря, не очень хочу. Но вот именно сейчас я ощутила эту нехватку связи! Ведь я никак не могу сообщить об огне!
Скорость течения падает до 3 км/ч - ветер стихает. Я берусь за весло и начинаю грести. В голове рождается план: добраться до Tsiigehtchic к утру. Несмотря на то, что до него ещё порядка 120 км, сегодня я почти не устала. Поэтому я начинаю интенсивно грести. Волны потихоньку стихают, а река разгоняется до 7 км/ч! А может, природа сама просит о помощи? Солнце скрывается за пеленой сизого смога, кидая красные отблески на мелкую рябь: именно по этой солнечной дорожке и нужно держать путь - именно туда и ведёт течение.
Воспринимая это за знак, я окончательно принимаю решение пожертвовать последней дикой ночёвкой на Маккензи и грести до победного. До утра. До людей! Я перестаю считать. 20 минут (!!!) работаю, минуту отдыхаю, снова гребу, потом перерыв, и так долее. Несмотря на дикую усталость в руках, я почти не думаю о них. В голове лишь мысли о том, что финиш близок. 20 дней на воде, почти 1000 км позади. Осталось совсем чуть-чуть!
В 17:30 сквозь свистящий в ушах ветерок слышу звук мотора. Я уже и забыла, каково это - плескаться на волнах проплывающего мимо катера и приветливо махать ему рукой издалека. Но катера нет. Может, это очередной Боинг, с высоты полёта которого такое пламя сравнимо с костром туриста? Но нет, звук где-то совсем близко. Спустя пару минут я вижу мчащийся навстречу вертолёт. Он летит так низко, что поднимает волны на воде! Делая два круга над охваченной огнём территорией, он оценивает масштаб бедствий и улетает в направлении Иннувика - самого крупного в этих краях города, до которого от Tsiigehtchic ещё 2 дня в седле.
Меня охватывает буря эмоций! Я искренне радуюсь за природу! Люди знают об огне, а значит, они наверняка спасут её! [Как оказалось позже, я ошибалась - тушить костёр будут только в том случае, если он подберётся близко к людям, а их в радиусе 150 км от очага возгорания нет.] Я с облегчением делаю затяжной перерыв, давая рукам отдохнуть. Но тут снова поднимается ветер, и зарождаются волны. Я кладу весло и продолжаю днёвку.
Течение гоняет меня от правого берега к левому и обратно, искусно обводя песчаные отмели по пути. Под вечер стараюсь держаться правого, безопасного берега. Пусть и холодного, северного (без солнца по утру), но и без огня. Добираюсь до мыса, но причалить не могу - сплошные болота. На горизонте прямо по курсу вырисовывается отмель - болота венчаются полосой песка, которая врезается в реку аж до середины русла! Ветер быстро сажает меня на мель, и мне приходится откатываться на середину реки. Вхожу в течение, а оно прибивает меня к левому, "огненному", берегу. Но даже если бы я очень сильно захотела там заночевать, сделать это мне бы не удалось - крутые и обрывистые глиняные берега, ночевать на которых можно разве что стоя.
Начало темнеть - смог сгущался, солнце уже едва светило и грело. Ещё 10 км. Уже почти дошла до поворота, но мест так и нет. "Если до поворота ничего не нахожу, то гребу в ночь," - решаю я, и в километре до него разглядываю-таки плоский пятачок земли под одну палатку. На том самом, левом берегу…
Весь берег усеян медвежьими следами. И судя по когтям, венчающим мягкие подушечки лап, это следы отнюдь не чёрных мишек, а бурых гризли.
Делать нечего. Закрыв глаза, накрываю тентом несколько следов. Один из них виднеется в тамбуре, поэтому забыть о мишках не удаётся ни на секунду.
Быстренько развожу костёр и ужинаю, поскорее запихивая еду и посуду обратно в гермы. Да уж, я думала последняя дикая ночка на Маккензи поромантичнее будет…
Но главное, что всё-таки будет! И не придётся грести в ночь. Хорошая сегодня получилась днёвка. Спасибо течению, которое сделало за меня половину пути: Маккензи, словно заботливая мамочка, следит, чтобы я не устала и не перетрудилась, взваливая часть работы на себя. Правда, порой эта мамочка слишком сурова - то ветер запустит, то волнами побьёт… Уж лучше бы почаще радовала течениями в 7 км/ч! "Спокойной ночи, мамочка, - говорю я, закрывая тент, и, включая треккер, отправляю "Ок" домой. - Обе."
День тридцать второй >>>