Я не претендую данным постом на всеобъемлющий охват темы современного Хрущебам зарубежного жилищного строительства. Просто приведу пример для контраста.. В те-же годы что и советская программа индустриального жилищного строительства подобные программы принимались во многих странах Европы в частности к примеру в Западной Германии.
Druckerei Maul und Co Nürnberg, конец 1960-х годов.
К концу второй мировой войны Германия представляла собой груду развалин. Из 10 миллионов жилых построек, находившихся на территории современной Федеративной Республики Германии, два миллиона триста тысяч были разрушены. В больших городах, которые во время войны особенно пострадали, было уничтожено в среднем 50 процентов всех жилых зданий. Само место, где некогда стояли эти дома, было покрыто слоем строительных обломков в 500 миллионов кубических метров.
Нехватка жилья в разрушенной стране стала еще больше после того, как к 40 миллионам человек, проживавшим в конце войны на территории сегодняшней ФРГ, добавились 14 миллионов переселенцев. Чуть ли не каждый четвертый житель Федеративной Республики Германии оказался в западных областях страны только после 1945 года. Плотность населения повысилась молниеносно со 162 человек на один квадратный километр до 217 человек на один квадратный километр. Территория Федеративной Республики Германии, является после Бельгии и Нидерландов наиболее густонаселенной в Европе. В земле Северный Рейн-Вестфалия с наиболее разрушенной промышленной областью Рура плотность населения уже в 1960 году достигла 467 жителей на один квадратный километр.
В первые тяжелые послевоенные годы нечего было и думать о восстановлении разрушенных городов. Поначалу хозяйственная жизнь оживала очень медленно. До середины 1948 года можно было заниматься только устранением развалин и их утилизацией, можно было ремонтировать, да и то кое-как, только наиболее существенные повреждения зданий.
После денежной реформы в 1948 году и основания Федеративной Республики Германии в 1949 году положение изменилось очень быстро. Планомерное восстановление началось объединенными силами и с единой целью.
Первой задачей явилось так быстро, как это только было возможно, построить больше жилья. При этом было недостаточно восстановить то же самое число квартир, которое было разрушено войной. Нужно было учитывать не только то, что население страны увеличилось на 32 процента в связи с переселением туда 14 миллионов человек, но также одновременно и сильный приток людей из деревень в города.
В первые годы восстановительного периода нужда сделала Федеративную Республику Германии похожей на муравейник. Установленное законом рабочее время составляло тогда 48 часов в неделю, однако вследствие сверхурочной работы продолжительность рабочей недели достигала и 54 часов, в то время как в 1955 году продолжительность рабочей недели во всех отраслях промышленности и учреждениях составляла в среднем 41 час при пяти рабочих днях в неделю. Результаты интенсивной работы очень скоро показали себя в области строительства. Уже в 1953 году ежегодно строилось больше, чем полмиллиона жилищ, а, начиная с 1956 года и по сегодняшний день, с незначительными годовыми колебаниями, сдается в эксплуатацию от 550 до 623 тыс. жилищ в год, т. е. одна новая квартира в каждую минуту. В последние четыре года в Федеративной Республике Германии вновь построено 2.400 тыс. квартир, т. е. жилье для семи с лишним миллионов человек, что соответствует всему населению Австрии. В общей сложности, со времени основания Федеративной Республики Германии в 1949 году и до 1 января 1966 года было построено 8.900 тыс. квартир для 26 миллионов человек. Каждый второй владелец квартиры является или рабочим или служащим. Государственная программа социального строительства облегчила строительство жилья для менее обеспеченных слоев населения. Эта программа предусматривала для строительства четырех с половиной миллионов квартир ссуды в размере 56 миллиардов немецких марок под один годовой процент. Остальные 4 миллиона 400 тыс. квартир были построены без государственного финансирования. Собственники этих квартир, в зависимости от высоты своих доходов, пользуются известными налоговыми льготами в форме повышенного списывания на дома или квартиры. Общая стоимость жилья, построенного с 1950 по 1965 год, составляет 210 миллиардов немецких марок. 25 процентов этой суммы было израсходовано государством в виде ссуд, 75 процентов - частными владельцами с помощью строительных сберегательных касс и других кредитных учреждений.
Социальное жилищное строительство Ганновер
В первые годы периода восстановления качество квартир было скромнее, чем сегодня. В то время как в 1952 году еще почти 50 процентов всех квартир имели только три комнаты и среднюю площадь в 55 квадратных метров, в 1964 году уже только 15,7 процента всех квартир имело три комнаты и, напротив, 75,9 процента всех квартир были в четыре, пять или больше комнат и их средняя площадь составляла 79 квадратных метров. Но с самого начала периода восстановления первой и важнейшей социально-политической целью являлось предоставление каждой семье собственной отдельной квартиры, в которой бы частная жизнь этой семьи протекала без помех со стороны соседей. Каждая квартира должна была иметь свою собственную кухню. Однако, в 1953 году только 73 процента всех вновь построенных квартир имели собственную ванную комнату, в то время как, начиная с 1959 года, уже 95,2, а с 1962 - 97,2 процента всех квартир имеют ванную, и на каждого жителя приходится в среднем 25 кв. метров жилой площади.
Так как из воздуха дома не построишь, а деньги с неба не упадут, само собой разумеется, что финансирование жилищного строительства было весьма важной проблемой. Миллионы отцов семейств всех слоев населения, начиная с квалифицированного рабочего и до имеющего собственное дело предпринимателя, в период с 1945 года за счет своих сбережений построили для себя и своих семей дома.
В таких размерах это могло быть достигнуто только путем очень систематической экономии, в конце концов за счет известного отказа от покупки потребительских товаров. Обычные для Федеративной Республики Германии размеры заработной платы совместно с системой строительных сберегательных касс позволяют сегодня весьма широкому слою населения строит собственные дома. В первые годы периода восстановления в связи с тем, что тогда заработная плата была еще довольно-таки скромной государство было вынуждено выделить из общественных средств около 50 процентов необходимого для жилищного строительства капитала. В 1960 году требовалось уже только 25 процентов из общественных средств для того, чтобы финансировать жилищное строительство, которое, однако, превышало строительство 1950 года на 50 процентов. А в 1964 году более 80 процентов необходимого для строительства жилья капитала было израсходовано из частных сбережений и только 19,4 процента - из общественных средств. Это означает, что сегодня более чем 80 процентов всего капитала, необходимого для жилищного строительства, накапливается таким образом, что получатели денежных доходов воздерживаются от того, чтобы тратить свою зарплату целиком на потребительские товары, и откладывают значительную часть своих заработков на строительство собственного дома. Одна песенка последних лет, ставшая прямо-таки народной, показывает, что строительство собственного дома, хотя и является нелегким финансовым бременем, это, тем не менее, - вполне реальная цель, достойная стремления к ней, для многих миллионов людей.
Эту песенку
"Schaffe, schaffe, Häusle bauen.
Und net nach den Mädle schauen"
(«Трудись, трудись, построй свой дом,
Смотри на девушек потом») -
знает сегодня каждый ребенок. Выраженное в цифрах, это означает, что те, кто хочет построить себе свой собственный дом, должны экономить до двадцати процентов своих заработков, в то время как, если снимается квартира, расходовать нужно от 10 до 13 процентов своей заработной платы. То, что между большими городами и сельской местностью существует весьма значительная разница, понятно само собой. Приведенные цифры являются средними для всех районов Федеративной Республики Германии.
Высотный дом в Штуттгарте.
Отдельные квартиры - собственность их обитателей.
Строительство миллионов односемейных домов поставило перед архитекторами и градостроителями много новых проблем. В первые послевоенные годы значительное число людей стремилось к тому, чтобы жить по возможности в городе, а, следовательно, и поближе к своему рабочему месту, чтобы избежать лишней потери времени для поездок на работу и с работы. Быстрый рост количества собственных автомашин свел на нет значение отдаленности места жительства от места работы. Вот уже долгое время немецкая промышленность производит ежегодно от двух до трех миллионов автомобилей. 87 процентов из них - это легковые автомашины. Хотя почти половина этой продукции экспортируется, ежегодно от одного до полутора миллионов новых автомашин катятся по дорогам Федеративной Республики Германии. Из этого числа 67 процентов машин покупаются трудящимися, из них 35,2 процента - рабочими и 32,1 процента - служащими. Общее количество зарегистрированных автомобилей составило в 1965 году 12.565 тыс. Из них 868 тыс. - это грузовики. Результатом этой массовой механизации населения было то, что города стали очень быстро расширяться и вскоре слились с расположенными неподалеку деревнями. Тем самым не только уничтожались ценные сельскохозяйственные угодья, на которых возводились новые городские кварталы, но и возникала до сих пор еще не разрешенная проблема внутригородских путей сообщения. Имеющиеся улицы явно недостаточны для пропуска, особенно в часы пик, всей массы городского транспорта, а городские центры весь день, с утра до вечера, совершенно безнадежно забиты стоящими автомобилями. Коммунальное обеспечение - снабжение населения газом, водой, электроэнергией - стало в значительной степени дороже из-за необходимости подтягивать коммуникации к разбросанным жилым массивам. Положение новых городских окраин было, в определенной степени, улучшено тем, что там были сооружены новые крупные торговые центры, школы, церкви, детские сады, центры отдыха. Строятся многоэтажные гаражи, как над, так и под землей. Однако, в ближайшие годы это вряд ли поможет разрешить проблему, возникшую в связи с переполнением стоящими автомашинами городских улиц, да и сами существующие в настоящее время улицы не могут справиться с постоянно растущим числом новых автомашин. Некоторые передовые, в отношении архитектурной перестройки, города пытаются найти идеальное решение проблемы: строятся со всем необходимым для нашего времени комфортом жилые высотные здания, которые окружены крупными озелененными площадями. Тем самым делается попытка воспрепятствовать увеличению разбросанности городского населения, являющегося следствием сооружения многочисленных домиков для отдельных семей. Введением в действие наиболее современных видов городского транспорта, включая метро, пытаются таким образом улучшить связь окраин с городским центром, чтобы горожанин оставлял свою автомашину стоять дома и ехал на работу, пользуясь общественными видами транспорта, вместо того чтобы пробираться на своем собственном автомобиле черепашьим шагом по забитым вереницами автомашин городским улицам. Все более увеличивающийся хаос уличного движения является проблемой не только больших городов. В Федеративной Республике Германии только одна треть всего населения проживает в 57 больших городах с более чем 100 тысячами жителей, 46 процентов - живут в населенных пунктах с менее чем 10 тысячами жителей и 24 процента - в маленьких и средних размеров городах с населением от 10 до 100 тыс. По сравнению со временем перед второй мировой войной количество жителей в больших городах изменилось незначительно, в то время как небольшие и средних размеров города увеличились весьма заметно. Необходимо, конечно, учитывать, что сильно возросло значение большого города, как индустриального центра. В то же время его роль, с точки зрения размещения населения, значительно уменьшилась. Господствующей является следующая тенденция: работать в городе и жить в его окрестностях. Загрузка ведущих к городу путей сообщения с таким характером развития исключительно возрастает. Эта тенденция учитывается обширной программой сооружения автодорог за счет общественных средств.
Отлив значительной части населения из центров городов на их новые окраины сделал необходимым перестроить все эти разбросанные поселения в компактные жилые массивы. Так возникли так называемые города-спутники, которые должны принять несколько десятков тысяч жителей и обеспечивать их всеми необходимыми коммунальными сооружениями, как, например, школами, церквами, гостиницами, большими торговыми центрами, кинотеатрами и т. д., с тем, чтобы эти люди в своем снабжении всем необходимым для жизни были независимыми от большого города. Это наиболее современное направление развития градостроения является сегодня предметом интенсивного исследования и плановых изысканий градостроителей, социологов, деятелей здравоохранения и многих других научных работников. (
цитируется по 1)
*****
По масштабам разрушения ФРГ как ГДР на самом деле даже больше пострадали нежели СССР, плюс не забывайте еще и репарации, правда к 53-54-му они сошли на нет. Вы скажете "план Маршалла", но его предлагали и нам - мы гордо отказались.
Разумеется не все там было так шоколадно, но если вы заметите, принципиально отличался подход. Немцы строили своё жилье, для себя. А значит знаменитой фразы и так сойдет нам тут не жить просто не могло быть.
А вот Франция в это время массово строила панельные кварталы, сейчас это те самые арабские пригороды в которых регулярно возникают беспорядки. Правда надо отметить, что Франция значительно раньше нас занялась приведением застройки 50-х в порядок, но черного кобеля, как известно, добела не отмоешь. Про реконструкцию - в следующих сериях...
****
Ну и показательная история напоследок про репарации...
Хоть мне автор и не очень симпатичен, история очень похожа на правду и хорошо характеризует отношение номенклатуры к "простым смертным"...
Вскоре после возвращения с охоты за атомом в Тюрингии ко мне на стол пришла из Управления Репараций папка с чертежами, к чертежам было приложено сопроводительное письмо: "Настоящим направляем Вам типовой проект No. ... стандартного дома коттеджа для рабочих поселков Советского Союза по репарационному наряду-заказу No. ... . Просим согласовать с нами и утвердить электрическую часть в указанных проектах. Кроме того просим составить сводную спецификацию электрооборудования из расчета всего наряд-заказа в количестве 120.000 домов и одновременно указать на каких предприятиях эти заказы могут быть размещены. Начальник Отдела Электропромышленности Упр. Репараций - Петров."
На чертежах был изображен обычный немецкий дом на одну семью, состоящий из трех комнат с кухней, ванной и уборной. В подвальном этаже кроме погреба для хранения угля было также отдельное помещение для стирки белья.
Я и еще несколько инженеров с интересом просмотрели чертежи. "Вот вернемся в Россию - тоже такой домик получим," - сказал кто-то из присутствующих. Электротехническая сторона проекта была согласована, проект был подписан и послан Управлением Репараций в Москву для окончательного утверждения. Вскоре проект снова очутился на моем столе. Сопроводительная записка гласила: "Прошу произвести необходимые изменения в расчетах, вытекающие из указаний Министерства Строительной Промышленности СССР. Петров."
Я развернул бумаги, любопытствуя что за усовершенствования диктует Москва. Первым делом - ликвидируется подвальное помещение для стирки. По мнению Министерства стирать можно и на кухне. Затем ликвидируется веранда. Это понятно. Чтобы люди не засиживались на веранде с праздным видом.
После изменения и согласования проект снова пошел на утверждение в Москву. Через несколько недель я опять нашел на столе злополучную папку с лаконической запиской: "Прошу внести соответствующие изменения. Петров."
На этот раз изменения были радикальны. Без объяснения причин предлагалось изъять и ванную и уборную. В рабочих поселках есть общественные бани. Тогда к чему ванные в каждом доме? Это понятно. А уборные? Видимо московские руководители рассуждали так - зачем уборные, когда можно бегать в кусты.
Схема электрооборудования дома была густо усеяна жирными вопросительными знаками красным карандашом. В спальне эти вопросы стояли над электроточками, соответствующими лампам на ночных столиках и проводке выключателя-шнура для гашения света, не вставая с постели. Видимо дядя в Москве не знал что это за вещи. Или, если знал, хотел выразить свое недоумение наличию такой роскоши в жилищах, предназначенных для рабочих.
120.000 домов для рабочих поселков были переделаны на советский манер. Из коттеджей получились обычные избы. Окончательно "модернизированный" проект ходил затем по рукам инженеров Управления Промышленности в качестве анекдота. Люди качали головами и молчали.
(с)
Григорий Климов *****
Предыдущие серии:
1.
Снос Хрущевок 2.
Эпитафия Хрущевке 3.
Почем Жильё? 4.
Реконструкция Серии II-18 5.
Сериал "Хрущёбы". Выпуск 5. 6.
Хрущевки.Часть 6. Истоки. 7.
Хрущевки и Современники. Часть 7. __________________
No comments