Как всегда, по вторникам я жду ваши вопросы на мозговой штурм. А тем временем хочу рассказать про книгу Штаффана Нетеберга "Тайм-менеджмент по помидору".
Чем лично мне понравилась эта система тайм-менеджмента:
+ В ней нет жестких рамок. Вы можете начать с какого-то одного принципа и постепенно начать внедрять его в жизнь. Кроме того, автор не настаивает на постоянном применении системы. Вы можете делать перерывы - так называемые "дни затишья". Система помидоров, на самом деле, больше подходит для активных дней, когда вам нужно успеть сделать максимум.
+ Она очень простая. По сути, все, что вам нужно запомнить, - это то, что на одно дело отводится 25 минут, в течение которых нельзя прерываться. Все остальное уже побочно.
+ Она веселая. Можно взять настоящие помидоры и складывать их в корзинку, чтобы в течение дня наглядно увидеть количество сделанных дел.
Минус только один:
- Не всегда удобно работать по таймеру (например, в офисе). А без таймера вся идея теряет смысл.
Выберите задание
Установите таймер на 25 минут
Работайте, пока "помидор" не прозвенит
Отметьте, что дело выполнено, в списке
Сделайте паузу (5 минут хватит)
Через каждый 4 помидора делайте длинную паузу
Итак, основные моменты системы:
1. Планирование. День начинается с того, что вы извлекаете из своего запаса дел (он называется реестром дел) самые важные дела и заносите их в список дел на день. Каждое утро вы составляете новый список дел.
2. Дела на день вы берете из общего реестра дел - это неупорядоченный список всех дел, которые вы хотите сделать в обозримом будущем. День за днем вы используете один и тот же реестр, вычеркивая из него одни дела и добавляя новые. По сути, это такой бесконечный список. В реестр записываются все дела, которые только приходят вам в голову, - от "покормить кошку" до "стать президентом Франции". Не заботьтесь о порядках и приоритетах, пишите хаотично. Вы можете также помечать, к какому сроку дела должны быть сделаны, если такой срок известен.
Важно: дела записываются в прошедшем времени - не "покормить кошку", а "кошка покормлена".
3. После того, как вы решили, какими делами будете заниматься сегодня, вы заводите таймер на 25 минут и приступаете к первому из дел. По истечении 25 минут вы ставите галочку в списке дел и берете паузу на 3-5 минут. После перерыва решите, продолжите ли вы заниматься этим же делом или приметесь за новое.
После 4-х выполненных помидоров стоит сделать "серийный перерыв" - это 15-30 минут отдыха. Такие перерывы дают ощущение игры и возможность "перезарядиться".
4. В конце дня вы заносите свои наблюдения в протокол. Например, если вы отслеживали количество помех, вы можете записать это в протоколе. После этого нужно проанализировать записи и подумать, как сделать работу более четкой.
Защищайте свои помидоры: если во время работы над одним помидором вы вспомнили о неотложном деле, скажем, записаться к врачу, пометьте это дело в блокноте и продолжайте трудиться над помидором. А в паузу вы как раз сможете сделать нужный звонок.
Если у вас не получается работать без перерывов в течение 25 минут, возьмитесь за маленькие помидоры - на 10-15 минут. Суть идеи в том, чтобы работать эти 15 минут без отвлечения на другие дела.Метод помидора помогает понять, какие дела в целом вам нужно сделать и какие из них являются приоритетными сегодня. Ваш список дел на день - это ваше соглашение с самими собой. Вы отказываетесь от всех других дел и занимаетесь выбранными, приоритетными. Одно дело - в один отрезок времени! Очень удобная схема для тех, кому трудно сосредоточиться и определиться с приоритетами - попробуйте, вы не пожалеете!
P.S.: Очень интересно про эту технику написано у
Нелли Мартовой.